Особенности социальных (общественных) и хозяйственных организаций
Социальные организации (в дальнейшем организации) играют существенную роль в современном мире. Их особенности:
• реализация потенциальных возможностей и способностей человека;
• формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;
• сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.
Организации охватывают различные сферы деятельности людей в обществе. Механизмы взаимодействия людей через социализацию создают условия и предпосылки развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных норм людей в общественных и производственных отношениях. Они также создают систему контроля, включающую наказание и поощрение индивидов, так чтобы выбираемые ими действия не выходили за рамки допустимых для данной системы норм и правил.
В организации проходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы.
К объективным относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности организации, процессы, связанные с действиями законов организации, например, синергии, композиции и пропорциональности, информированности.
К субъективным относятся процессы, связанные с принятием управленческих решений (например, процессы, связанные с приватизацией организации).
В государственной системе существует большое количество организаций, решающих самые разнообразные задачи: хозяйственные, культурные, общественные, религиозные и т.д.
Рассуждая масштабно, можно разбить организации на следующие категории:
• правительственные и неправительственные;
• коммерческие и некоммерческие;
• бюджетные и внебюджетные;
• общественные и хозяйственные;
• формальные и неформальные.
Организации могут быть классифицированы и по их отраслевой принадлежности: транспорт, промышленность, торговля, производство и переработка сельскохозяйственной продукции и другие направления деятельности.
Статус правительственной организации дается официальными органами власти. На них распространяются различные привилегии, льготы и жесткие обязательства. Например, чиновники из аппарата Президента РФ не могут возглавлять коммерческие структуры; чиновники из аппарата Госкомимущества РФ не могут вкладывать свои средства в акции приватизируемых организаций. Кнеправительственным организациям относятся все другие организации, не имеющие такого статуса.
Коммерческие организации строят свою деятельность на получении максимальной прибыли в интересах учредителей, а длянекоммерческих основная цель состоит в удовлетворении общественных потребностей, при этом вся прибыль идет не учредителям, а на развитие организации. Например, некоммерческое учебное заведение осуществляет свою работу на основе полной оплаты студентами процесса обучения, при этом вся прибыль должна идти на расширение учебной базы, приобретение компьютеров, литературы и др.
Бюджетные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств, при этом они освобождаются от уплаты многих налогов, в том числе НДС.Небюджетные организации сами изыскивают источники финансирования. Многие организации пытаются привлечь для своего развития как бюджетные, так и небюджетные средства.
Общественные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов общества (во внутренней среде), ахозяйственные — для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде. Так, профсоюзы являются общественной организацией, поскольку все поступившие членские взносы тратятся на удовлетворение потребностей своих же членов. Например, АЗЛК — хозяйственная организация, выпускающая автомобили для широкой продажи.
Формальные организации — это зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические или неюридические лица.
Неформальные организации — это незарегистрированные в государственном органе организации либо в силу их малочисленности, либо по каким-то другим причинам. К неформальным организациям относятся объединения людей, связанных личными интересами в области культуры, быта, спорта и др., имеющие лидера и не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение материальной прибыли. Например, четыре рыбака-любителя постоянно в течение ряда лет совместно готовят снасти, выезжают на рыбалку, обсуждают результаты, получают от этого удовольствие. Это неформальная организация, так как налицо все признаки системы — наличие цели, элементов, иерархии, взаимодействия. Роль в обществе неформальных организаций очень велика. В них люди в большей мере могут реализовать свои потребности и интересы, чем в формальной; найти свое место в жизни; испробовать различные варианты поведения, отношений и т.д. Помощь и защита коллег, доступ к неформальным каналам информации (слухам и др.) — основные причины вступления в неформальную организацию.
Различают организации по типу решаемых ими социальных задач:
• экономические;
• политические;
• финансовые;
• медицинские;
• образовательные и другие виды деятельности.
Заметим, что данным перечнем не исчерпываются классификации, используемые при решении различных проблем, изучаемых в теории организации.
На рисунке 4 приводится один из вариантов классификации организаций, который может быть дополнен и расширен.
Обычно рассматриваются четыре формы организации:
• юридическое лицо (зарегистрировано в государственном органе, имеет печать и расчетный счет в банке), например, ООО, АО;
• неюридическое лицо, не зарегистрированное в государственном органе (подразделения юридического лица, простое товарищество, ряд объединений организаций);
• неюридическое лицо, зарегистрированное в государственном органе (предприниматель без образования юридического лица);
• неформальная организация граждан.
Общие черты для всех форм организации:
• наличие по крайней мере одного человека;
• наличие хотя бы одной цели, направленной на удовлетворение потребностей или интересов человека или общества;
• получение прибавочного продукта в различных формах(материальной, духовной, информационной). Деятельность всякой организации включает преобразование ресурсов, основные из которых: потенциал работников, финансы, здания и оборудование, технология, материалы и информация.
Организации Юридические лица | Неюридические лица | Неформальные |
Подразделение юридического лица | Индивидуальная трудовая деятельность | Семья | Простое товарищество |
Коммерческие организации | Некоммерческие организации |
Хозяйственные товарищества и общества | Производственные кооперативы | Государственные и муниципальные унитарные предприятия |
Полное товарищество Товарищество на вере Общество с ограниченной ответственностью Общество с дополнительной ответственностью Акционерное общество Дочерние и зависимые общества | Потребительский кооператив Общественные и религиозные организации Фонды Учреждения |
Объединение юридических лиц (ассоциации и союзы)
Рис. 4.Типология организаций
Основнаялитература:
• Виханский, О. С., Наумов, А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник. / М.: Изд-во МГУ, 2010. – 528 c.
• Веснин В.Г. Основы менеджмента. - М.: Проспект, 2011.
• Коротков, Э.М. Менеджмент: учебник для бакалавров / Э.М. Коротков – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. – 640 с. – Серия: Бакалавр. Углубленный курс.
Дополнительная литература:
4. Основы менеджмента / Под ред. И.Ю. Солдатовой. – М.: Дашков и К, 2006. – 256 с.
5. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. – СПб.: Питер, 2006. – 816 с.: ил.
6. Огарков А.А. Управление организацией: учебник. – М.: Эксмо, 2008.
7. Поршнев А.Г. Управление организацией: учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2008.
Лекция 12