Линейно-функциональная структура
При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений. В данном случае подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь либо через главногоруководителя, либо непосредственно через соответствующих руководителей служб– исполнителей.
Такая структура до сих пор наиболее распространена во всѐм мире. Основу линейно-функциональный структур составляет т.н. «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы и пр.) (Рис. 3). По каждой из них формируется иерархия служб («шахта»), пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих задач. Соответственно строится и система материального поощрения, ориентированная на достижение высоких показателей каждой службы. При этом конечный результат в целом отходит на задний план, т.к. считается, что все службы работают на его получение.
Рис. Линейно-функциональная структура
Похоже работает и линейно-штабная структура управления (рис. 4), также предусматривающая функциональное разделение управленческого труда в штабных службах разных уровнях. Главная задача линейных руководителей в такой структуре – координация действий функциональных служб (звеньев) и направление их в русло общих интересов организации.
Рис. 4. Линейно-штабная структура управления организацией
• Такая схема включает в себя специально созданные при линейных руководителях подразделения (экономический отдел, юридический отдел, отдел персонала и др.) которые не обладают правом принятия решений или руководства каким-либо нижестоящим производственным подразделением.
• Главная задача штабных подразделений состоит в оказании помощи линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления.
• Иногда менеджеры штабных подразделений наделяются правами функционального руководства.
Такая схема управления эффективна в небольших и средних организациях со стабильной структурой и стабильным рынком.
Структуризация по внешнему признаку (адаптация к среде)
Итак, необходимость координации деятельности организации, т.е. внутренняя
причина возникновения управления, является важным критерием структуризации. Однако,
не менее важным является и вторая причина наличия управления в организации –
осуществление связи с внешней средой, что так или иначе связано с необходимостью
соответствия выбранной структуры стратегии организации. Как неоднократно отмечалось,
адаптация к внешней среде стала выходить на первый план, когда стал распространяться
маркетинговый подход к менеджменту (50 – 60 гг. XX века). До этого в течении многих
десятилетий организации создавали рассмотренные выше структуры управления. Кроме
вышеперечисленных особенностей главное их отличие – иерархичность илибюрократичность.
Концепция иерархической структуры была сформулирована немецким социологом Максом Вебером,разработавшим нормативную модельрациональной бюрократии. Она содержала следующие принципиальные положения: высокая степень разделения труда; развитая иерархия управления; большое количество норм и правил; длинная цепь команд; четкое разграничение полномочий. Можно сказать, что бюрократическая структура замкнута на внутренние особенности организации и совершенно не реагирует на внешние факторы. Отсюда и ее негативные стороны - негибкость и неспособность адаптации к изменению внешней среды. Чаще всего в бюрократические вырождаются организации с линейной структурой. Кроме того, там, где нет жесткой необходимости быстро реагировать на изменения во внешней среды, также происходит обюрокрачивание организации (как правило, к этому тяготеют государственные организации, работники которых непосредственно не связаны с внешней средой, а зависят в основном от иерархической структуры управления внутри).
Поэтому появились другие структуры, активно реагирующие на внешнюю среду.
Департаментные структуры
Попытки учесть особенности внешней среды в структуризации привели к структурам, получившим общее название департаментных.
Основными факторами, определяющими структуры этого типа являются: масштаб, характер работы (узкая или широкая специализация); позиция на рынке; вид продукции (наукоемкая, традиционная и пр.). С учетом этого происходит департаментализация, то есть деление структуры на составляющие.
Деление происходит по различным критериям и в зависимости от этого такие структуры называются по-разному.
Продуктовая структура
Такая структура ориентирована на конкретный продукт (продукты) или услуги. Например, производство хлеба, переработка молока и т.п. Хорошо решает вопросы обновления ассортимента и реагирования на изменение спроса. Все подразделения ориентированы на данный продукт и связаны функционально с теми или иными особенностями его производства и обращения. Однако, когда в такой структуре возникает необходимость иного вида деятельности, то, из-за ориентации всех составных частей структуры (складов, оборудования и т.п.) на конкретный продукт, приходится создавать параллельные структуры . Это приводит к дублированию работы подразделений и неоптимальному использованию мощностей и ресурсов.
Структура, ориентированная на потребителя.
Такие структуры создаются с расчетом на конкретного потребителя: пассажира, больного, покупателя и пр. Поэтому к данные структуры характеризуются однородностью выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Пример: специализированные магазины, больницы, гостиницы, предприятия общественного питания, издательства и т.п.
Региональная структура.
Ориентирована на особенности и нужды конкретного региона (сбытовые организации, аудиторские). Из некоммерческих организаций такими структурами обладают налоговые органы, суды.
Адаптивные структуры.
Структуры, которые наиболее приспособлены к любым изменениям во внешней среде, получили названия адаптивных илиорганических.
Проектная структура
Временная структура, объединяющая специалистов разного профиля для решения конкретной задачи (проекта). Формируются при разработке организацией под которыми понимаются любые целенаправленные изменения в системе, например, модернизация производства, освоение новых изделий или технологий и т.п. Поэтому одной из форм проектного управления является формирование специального подразделения, работающего до завершения работы над данным проектом.
Матричная структура Если организация часто работает над разными проектами, то возникает матричная структура, в которой объединяются особенности временной и постоянной структур. В ней конкретные исполнители имеют двойное подчинение - временное (линейное) на время выполнения проекта - руководителю проектом (как в проектной структуре) и функциональное - постоянному руководителю.
Крупные организации имеют структуры конгломератного типа, в которой переплетаются особенности разных структур.