Административная школа управления
Основоположником административной школы управления по праву считается А.Файоль (1841 - 1925). В своем основном труде «Общая и промышленная администрация» (1923). Он пытается разработать общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировать на этой основе некоторые строго обязательные принципы администрирования. Предметом его научных исследований были вопросы управления на уровне высшей администрации.
Понятие управление, по его мнению, объединяет в себе шесть функций:
- техническая деятельность,
- коммерческая деятельность (купля, продажа)
- финансовая деятельность (поиск капитала)
- защитная деятельность
- бухгалтерская деятельность (инвентаризация, издержки, статистика)
- администрирование (воздействие только на персонал)
Анализируя функцию администрирование, он выделил пять основных ее элементов, которые до сих пор используются в управлении организацией: планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль.
Файоль, разработал принципы административной деятельности, к которым относятся:структурные принципы:разделение труда, власть, централизация, единство руководства (один руководитель и единый план для каждого набора действий по достижению каких-то единых целей), цепи взаимодействия. принципы процесса: подчинение индивидуальных интересов общим интересам, дисциплина, вознаграждение персонала, корпоративный дух, единство командования (распоряжение только о одного руководителя и подотчетность только одному руководителю), справедливость. принципы конечного результатапорядок, стабильность персонала, инициатива.
Организационная теория Лютера Гьюлика и Линдалл Урвика, они более четко разграничили и систематизировали функции управления и практически окончательно сформулировали их перечень.
Развивая концепцию Файоля о «пяти элементах администрации» Гьюлик представляет содержание деятельности руководителя следующим образом:
1. планирование – определение целей задач, подлежащих выполнению, и указание способов их достижения;
2. организация – создание формальной структуры подчиненности;
3. укомплектование штата – подбор, подготовка, создание условий;
4. руководство – принятие решений и их оформление;
5. координация – обеспечение согласованных действий всех подразделений предприятия, образующих единое целое за счет координации;
6. отчетность – обеспечение вышестоящих инстанций информацией о ходе работы и организация собственной информации администратора и его подчиненных о ходе дел посредством отчетов, докладов и проверок;
7. составление бюджета – предположительное исчисление ожидаемых доходов и расходов организации на определенный срок с указанием форм финансового контроля.
Систематизация организационных функций, предложенная Гьюликом и Урвиком, приобрела популярность и получила широкое применение в государственных и промышленных организациях США.
Из других представителей административной школы выделяют М. Блюмфилда, разработавшего концепцию «менеджмента персонала», или управления рабочей силой (1917) и М.Вебера (1864 - 1920), предложившего концепцию «рациональной бюрократии» (1921) Он дал характеристику идеальных типов господства и выдвинул положение, согласно которому бюрократия – порядок, устанавливаемый правилами, является самой эффективной формой человеческой организации.
Вебер считал, что бюрократическая система должна обеспечить скорость, точность, порядок определенность, непрерывность и предсказуемость. Основными элементами построения организации, обеспечивающими эти качества , по Веберу, должны быть следующие:
- разделение труда и специализация;
- четко определенная иерархия власти;
- высокая формализация;
- внеличностный характер, отсутствие личностного начала в межличностных отношениях;
- продвижение внутри организации на основе компетентности и широких знаний организации, которые приходят с выслугой лет;;
- планирование карьеры, стратегия пожизненного найма;
- четкое разделение организационной и личной жизни членов организации;
- дисциплина, управление административной деятельностью состоит в разработке доскональных письменных инструкций по внутриорганизационным действиям.
Пройдя определенные этапы развития, административная школа, в совершенстве изучив техническую сторону производственного процесса, в значительной степени исчерпала свои возможности.