Эволюция управленческой мысли. Школа научного управления и ее развитие.
Становление и развитие управленческих идей. Школы менеджмента. Возникновение тейлоризма и его сущность. Основные идеи Ф. Тейлора и его вклад в развитие школы научного управления. Принципы научного управления Ф. Тейлора. Развитие идей управления в трудах последователей Ф. Тейлора – Г.Л. Ганнта, супругов Ф. Гилбрета и Л. Гилбрет, Г. Эмерсона., Г. Форда. 12 принципов эффективности Эмерсона. Актуальность идей школы науки управления на современном этапе развития управленческой мысли.
Административная школа управления и ее роль в развитии управленческой мысли.
Сущность и принципы «теории администрации». Вклад А. Файоля в развитие классической (административной) школы. 14принципов управления А.Файоля. Функции управления – планирование, организация, координация мотивация и контроль. Идеи А. Файоля об управленческом труде. Профессиональные требования к менеджеру. Общее и различия в теориях управления Ф. Тейлора и А. Файоля. Вклад М. Вебера в развитие управленческой мысли и его концепция «рациональной бюрократии». Актуальность идей классической (административной) школы для развития современной управленческой мысли.
Идеи школы человеческих отношений и их развитие.
Хоторнские эксперименты и их роль в становлении школы человеческих отношений. Идеи М.Фоллетт о социальных факторах управления. Вклад Э.Мейо в создание теории и практики человеческих отношений. Школа «поведенческих наук». Представители бихевиористского направления (Р.Лайкерт, Д.Макгрегор, А.Маслоу) и их вклад в развитие управленческой мысли. Теория «X» и теория «У» Д.Макгрегора. Актуальность идей школы человеческих отношения для современной теории и практики управления.
Современные концепции мотивации.
Мотивация как содержание и как процесс. Содержательные концепции мотивации. Вклад Маслоу в разработку проблемы мотивации. Иерархия потребностей Маслоу. Теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда. Потребности в успехе, во власти и в причастности. Концепция ERG Альдерфера. Двухфакторная модель Ф. Герцберга. Процессные теории мотивации. Теория ожиданий В. Врума. Теория справедливости Дж. Адамса. Концепция партисипативного управления. Комплексная процессная теория мотивации (расширенная модель ожиданий) Л. Портера и Э. Лоулера. Использование современных концепций мотивации в практике управления.
Особенности современных концепций лидерства.
Традиционные концепции лидерства. Теории лидерских качеств. Концепции лидерского поведения. «Теория X» и «Теория У» Д. Макгрегора. Отражение авторитарного стиля руководства в «Теории Х». Отражение демократического стиля руководства в «Теории У». Поведенческий подход к лидерству. Концепция Р. Лайкерта. Управленческая модель Р. Блейка и Дж. Моутон («управленческая решетка»). Концепции ситуационного лидерства. Модель ситуационного лидерства Ф. Фидлера. Теория лидерства «путь-цель» Р. Хауса и Т. Митчелла. Ситуационная концепция П. Херси и К. Бланшара. Модель принятия решений Врума-Йеттона-Яго. Развитие теорий лидерства. Концепция харизматического лидерства. Концепция преобразующего лидерства. Использование современных концепций лидерства в практике управления.
7. Особенности и различия "национальных" моделей менеджмента: японской, американской, европейской (маркетинговой). Проблемы формирования российской модели менеджмента.
Национальные модели менеджмента. Основные черты национальных моделей в современной экономической среде. Сравнительная характеристика национальных моделей, их достоинства и недостатки. Становление и развитие российской модели менеджмента, ее особенности, проблемы и перспективы развития.
Цели и функции управления.
Процесс управления и его элементы. Понятие об объекте управления. Понятие о миссии организации. Цели организации и их классификация. Функции управления: понятие и значение в менеджменте. Прогнозирование и планирование. Система планов. Процесс планирования во временных характеристиках. Этапы процесса планирования. Методы разработки планов. Понятие и значение бизнес-планирования. Организация как функция менеджмента. Координация и регулирование. Мотивация и стимулирование. Контроль.