Научные подходы к менеджменту в сервисе
Чтобы создать успешную организацию, менеджеры прибегают к разным моделям и методам, пользуются разными принципами. У каждого менеджера своя идея, свой подход, своя методология исследований вопросов управления.
Эффективный менеджер пробует разные подходы, прибегает к разным принципам и методам. Накапливая опыт использования подходов, менеджеры осваивают как научные знания, так и способы разнообразия деятельности.
Существуют научные школы, разрабатывающие такие подходы, принципы и методы. Исторически сложились три наиболее известные школы («три кита» менеджмента) – школа научной организации труда (Ф. Тейлор), административная школа управления (А. Файоль), школа человеческих отношений (Э.Мейо). На современном этапе выделяется своим авторитетом школа маркетинг-менеджмента (Ф. Котлер).
В школе научной организации труда были выдвинуты принципы и методы системного подхода. В систему увязывались управляемая и управляющая подсистемы организации, каждый объект внимания менеджера рассматривался как система.
В школе административного управления – принципы и методы процессного подхода. Как процесс авторы рассматривали прежде всего функции (действия) управляющих (менеджеров).
В школе человеческих отношений – принципы и методы поведенческого и ситуационного подхода. Ко времени появления данной школы развилась совокупность наук о поведении человека в той или иной ситуации. Поэтому ситуационный и поведенческий подходы в данной школе составляют определенную интеграцию.
ВООБЩЕ НЕМНОГО НЕ ТАК – ТЕЙЛОР ЭТО ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД, ФАЙОЛЬ – СИСТЕМНЫЙ. Ну не принципиально.
Теперь подробнее о подходах, их принципах и методах.
1.Процессный подход. Управление рассматривается как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций, суммы действий. Каждое действие должно соответствовать определенному этапу жизненного цикла управляемого объекта. Так, например, планирование, осуществляемое на этапе начальной стадии развития организации, отличается от планирования, осуществляемого на этапе ее расцвета. Тоже и с другими функциями (действиями). Само планирование (как и любая другая функция) имеет начальную или вводную, основную и заключительную стадию. На начальной стадии определяются цели и задачи каждой функции, на основной – производится расчет, формулирование плановых мероприятий, их построение, на заключительной – принимается решение или создается, утверждается план.
Принципы процессного подхода: нормирование труда, обучение и повышение квалификации персонала, оплата по нормативам и премия по сверхнормированной работе, учет выполнения требований смены труда и отдыха, контроль правильности (грамотности) выполнения трудовых операций и использование средств труда.
Методы: деление процессов на этапы, обеспечение каждого этапа условиями, контроль результата каждого этапа.
2.Системный подход – от «система или некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого». В соответствии с этим подходом руководители рассматривают организацию как совокупность взаимосвязанных элементов – людей, структур, задач и технологий, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней и внутренней среды организации. С помощью системного подхода осуществляется структурирование организации. Бывают организации, представляющие собой открытые и закрытые системы, в каждой из них есть подсистемы (подсистема целей и задач, подсистема кадрового, финансового и проч. обеспечения, управляющая и управляемая подсистемы организации и т.д.). Бывают также бюрократические и адхократические системы, формальные и неформальные, хорошо и мало контролируемые внешними организациями (самостоятельные или частные и государственные). Системный подход явился следствием появления в науке теории «хаоса», обосновавшей наличие в окружающей действительности несвязанных частей, требующих взаимной увязки или организации. Теория хаоса, в свою очередь, предшествовала теории организации и позднее теории систем – основы научного менеджмента.
Принципы системного подхода: деление объекта на зависимые друг от друга элементы с последующим поиском и созданием между ними связей.
Методы: анализ, конкретизация, обобщение.
3.Ситуационный подход концентрирован на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. При исполнении управленческой функции необходимо учитывать наличие внутренних и внешних переменных факторов жизнедеятельности организации. Их обычно называют ситуационными переменными, которые обычно называют внутренними и внешними переменными. Внутренние переменные – это характеристика организации, ее среда (цели, ресурсы, размер, горизонтальное и вертикальное разделение труда и людей). Такие переменные в различной степени контролируемы, но всегда находятся во внимании менеджера. Внешние переменные – это факторы внешней среды организации, которые оказывают влияние на успех или отклонение в работе организации. Микрофакторы внешней среды – ближайшее окружение (конкуренты, потребители, контактные аудитории), макрофакторы – политика, экономика, культура, научно-технический прогресс, демография страны. Такие факторы неуправляемы руководством одной компании, но должны быть подвержены строгому учету для выбора способа безопасного для организации реагирования на них.
Принципы: психологизация трудового процесса, достижение комфорта и удовлетворения, внедрение в трудовой процесс льготных условий.
Методы: стимулирование, соревнование, тренинг позитивного настроя.
4.Маркетинговый подход. Менеджмент рассматривается с точки зрения количественных методов управления, рыночных условий жизнедеятельности организации (прогнозирования спроса на товары/услуги); основан на систематическом анализе рынков и выборе стратегий продвижения товара/услуги, путей создания конкуренции в том или ином направлении рыночной деятельности, связан с ценообразованием, рекламой и развитием системы взаимовыгодных рыночных коммуникаций. Маркетинговый подход в менеджменте ассоциируют с затратно-ресурсным и целеориентированным подходами. Основные направления маркетингового подхода: достижение максимальной эффективности затрат организации на достижение ее целей, достижение максимального соответствия результатов работы организации нуждам и потребностям потребителей, гибкость процессов управления обслуживанием путем приспособления к изменениям на рынке.
Принципы: ориентация на коммерческий успех, ориентация на потребителя, учет и контроль конкуренции, рентабельность (эффективность) деятельности или соответствие результатов затратам, а лучше - при минимуме затрат максимум результата.
Методы: анализ (исследование) рынка, реклама продукции и компании, рассчет, разработка матриц.
В менеджменте туризма, а именно туристской организации перечисленные подходы актуальны.
Процессный подход хорошо использовать, когда руководитель ориентирован на организацию комфорта персонала, создание оптимальных условий труда, ежедневное и максимальное, безопасное и хорошо продуманное обеспечение процесса выполнения персоналом своих трудовых обязанностей.
Системный необходим при ориентации руководителя на прочные многочисленные связи как внутри организации (между сотрудниками, между направлениями работы), так и во внешней среде (с контактными аудиториями, с партнерами и конкурентами, с реальным и потенциальным потребителем).
Человеческие отношения выполняют роль регулировщика благоприятной психологической атмосферы организации, ее корпоративной культуры и всегда приветствуются особенно в малых организациях.
Маркетинговый подход для коммерческой организации – основа всех действий руководителя (это учет состояния, потребностей и наличия клиентской аудитории, контроль факторов отрыва от конкурентов, регуляция рекламных воздействий на клиентов, партнерства).
Принципы и методы данных подходов позволяют туристской организации быть известной на рынке, поддерживать свой имидж, достигать высоких результатов продаж турпродукта, развиваться.