Сущность и основные этапы развития менеджмента
Сущность и основные этапы развития менеджмента
Этапы эволюции менеджмента:
1) Развитие реального общественного, а затем промышленного производства.
2) Появление новаторов и теоретиков-идеологов.
3) Развитие внутренней логики менеджмента (наличие научного знания, формирование системы методов и принципов).
Менеджмент рассматривают как науку и практику управления, организацию управления фирмой и процесс принятия управленческих решений. В науке управления сложились важнейшие концепции, на основе которых внесен существенный вклад в развитие современной теории и практики управления.
Это концепции:
научного управления; классического управления; управления с позиции человеческих отношений и поведения людей.
Научные подходы к управлению: подход к управлению как процессу; системный подход; ситуационный подход.
8 этапов эволюции менеджмента:
1 этап (начало ХХ в.) Научная школа управления. Предпосылка возникновения: технологический бум XIX в. Основная задача: найти наиболее рациональные способы соединения техники и людей и повысить эффективность отдачи того и другого. Недостатки данной школы: человек просто ресурс, без эмоций и отношений с другими людьми.
2 этап (нач 20-х гг. ХХ в.) классическая школа управления. Основная задача: повышение эффективности организации в целом, а не только производственных процессов. Представители: Друкер, Слоун, Файоль, Вебер. Результатом их деятельности стала разработка универсальных принципов управления, следование которым приведет организацию к успеху. Эти принципы затрагивают 2 аспекта: разработка рациональной системы управления организацией, определение лучшего способа ее разделения на рабочие группы; построение структуры организации и управления работниками.
3 этап (30-50 гг. ХХ в.) "неоклассический" этап, зарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений". Основоположники данной школы считали, что основным элементом эффективности организации является человеческий фактор. И их внимание сосредотачивалась в основном на методах налаживания межличностных отношений с целью повышения эффективности производства.
4 этап (40-60 гг. ХХ в.) школа «поведенческих наук». Здесь в центре внимания по-прежнему человеческий фактор, но объект исследования - методология повышения эффективности отдельного работника.
5 этап (60-70 гг. ХХ в.) количественная школа или школа научного менеджмента. Исследование менеджмента осуществляется с помощью количественных методов, математических и статистических инструментариев. Организация изображалась в виде гибкой системы, способной реагировать на изменения внешней среды и требования рынка, освоения новой технологии и техники выпуском конкурентно способной продукции и новых услуг.
6 этап (70-80 гг. ХХ в.) новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация - это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде.
7 этап (80-е гг. ХХ в.) появление новых подвидов управления, неожиданное открытие "организационной структуры" как мощного механизма управления.
8 этап (90-е гг. ХХ в.) просматриваются 3 основные тенденции:
1) возврат к прошлому - осознание значения материальной базы современного производства;
2) создание соц. поведенческих элементов, усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления;
3) усиление международного характера управления. Переход стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе.
Требования к профессиональному менеджеру
Три категории требований:
- знания в области теории и умения в сфере практики управления;
- способность к коммуникациям и умение работать с людьми;
- компетентность в области специализации предприятия.
Первая категория требованийпредполагает наличие у менеджера специальной подготовки в области теории управления, знания основ современной макро- и микро - экономики. Общей теории принятия управленческих решений умения применять экономико-математические методы для оптимизации решений, навыков работы на ПК как в локальном, так и в сетевых вариантах.
Получение необходимых теоретических знаний в области менеджмента достигается в системе специального профессионального образования. Обязательным качеством менеджера в инновациях должна быть склонность к постоянному обучению и повышению профессиональной квалификации.
Вторая категория - обусловлена связующим положением менеджера в системе коммуникаций на предприятии. Для проведения анализа любой управленческой ситуации менеджер должен обеспечить коммуникации между такими субъектами системы, как вышестоящий руководитель, коллеги из родственных подразделений или предприятий, рабочий коллектив и отдельные подчиненные сотрудники. Каждого из субъектов управленческой ситуаций менеджер должен уметь объективно распознавать, адекватно реагировать и оптимально воздействовать на него для достижения цели деятельности.
Третья категория - предусматривает наличие у них специальных знаний в области технологии производственных процессов теоретических и практических аспектов осуществляемых производств, особенностей их физических процессов. Достижение требуемых профессиональных качеств осуществляется в системах переподготовки и повышения квалификации руководящих работников. Характер деятельности менеджера на предприятии определяется составом делегированных ему полномочий в принятии управленческих решений, который устанавливается в соответствии с принятой на предприятии системой разделения труда и специализации управленческих кадров.
Организация как система
Системный подход - система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая вход, выход (цель), связь с внешней средой, обратную связь. Системный подход - особая методология научного анализа и мышления. Способность к системному мышлению стала одним из требований к современному руководителю. Суть системного подхода в менеджменте заключается в представлении об организации как о системе.
Типы систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему.
Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы - объекты обмена с внешней средой. Выделяют 30 свойств систем, которые предлагается подразделять на четыре группы:
1)свойства, хар-щие сущность и сложность систем;
2)свойства, хар-щие связь системы с внешней средой;
3)свойства, хар-щие методологию целеполагания системы;
4)свойства, хар-е парам-ры функц-ния и развития системы.
Под системой же следует понимать определенную целостность, состоящую из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в функционирование целого. Главной задачей руководителя является необходимость видеть организацию в целом, в единстве составляющих ее частей, которые прямо и косвенно взаимодействуют друг с другом, и с внешним миром. Он должен учитывать, что любое, даже частное управленческое воздействие на какой-либо компонент организации обязательно приводит к многочисленным, а часто непредсказуемым последствиям.
Любая социотехническая (внутренне неоднородная) система состоит из ряда подсистем, которые должны быть согласованы по типу субординации и по типу координации. Кроме того, организация как система должна создавать в процессе своего функционирования необходимые для него подсистемы - функциональные органы управления.
Системный же подход показал, что большей сложностью обладает объект управления. Не только управление, но и то, что управляется, имеет свою логику, свои законы и они системны по своей природе.
Таким образом, данный подход сформулировал новое понимание организаций как социотехнических систем. Его можно рассматривать как определенный способ мышления по отношению к практическим и теоретическим проблемам управления.
Цели менеджмента.
К основным общим целям менеджмента относятся прогнозирование, планирование и достижение намеченных результатов в деятельности предприятия. Конечная цель состоит в обеспечении прибыльности (экономической целесообразности) функционирования той или иной организации. Это может быть достигнуто посредством создания рациональной организации производственного процесса. Не менее важными целями менеджмента являютсяуправление производством, совершенствование научно-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала, повышение его квалификации и стимулирование.
Главная цель менеджмента — это управление, ориентированное на успешную деятельность, присущее каждой организации и отдельно взятому человеку. Но для разных людей и организаций успех может интерпретироваться по-разному. Размер компании и ее прибыльность не всегда могут считаться критериями успеха. Любая организация существует для реализации определенных целей, и потому если достижение огромного размера не является одной из ее целей, то тогда и организация малого бизнеса может считаться столь же успешной, как и крупная. Организацию можно считать добившейся успеха, если она достигла своей цели, а достижение успеха и есть цель менеджмента.
Некоторые организации прекращают свою деятельность после достижения ими ряда заранее намеченных целей. Примером такой организации может служить любой правительственный орган, создаваемый для выполнения определенной цели. Но наряду с этим существуют и такие организации, которые заинтересованы в том, чтобы как можно дольше продержаться на рынке. Это может длиться бесконечно, поскольку любая организация имеет потенциал существовать бесконечно.
Следующая по иерархии цель менеджмента— это выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение длительного времени.
Менеджер определяет, какими должны быть цели в области повышения производительности, эффективности и результативности организаций, методы и способы получения продукции, принимает решение о том, какие формы стимулирования будут применяться в организации для того, чтобы заинтересовать работников в увеличении производительности труда. Посредством разработанной политики организации, через личный пример руководитель задает тон в деятельности организации, определяет, будет ли организация ориентироваться на качество и на потребителей или останется к ним равнодушной.
Не менее важной коммерческой целью менеджмента является достижение намеченных результатов, т.е. обеспечение определенного уровня прибыли. Прибыльность компании в некоторой степени свидетельствует об эффективности ее производственно-сбытовой деятельности, которая может быть достигнута посредством минимизации затрат на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование, временных затрат и так далее, а также максимизации доходов от результатов производства, т. е. выпуска продукции и оказание услуг.
В то же время менеджмент призван создавать условия, необходимые для успешного функционирования организации исходя из того, что прибыль не является целью существования фирмы, а результат ее деятельности, который в конечном итоге определяется рынком. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшей деятельности предприятия, поскольку только доходы и их накопление в виде различных фондов позволяют сократить вероятность рисков, связанных с реализацией товаров, с неустойчивой внешней средой.
Целью менеджмента в условиях нестабильности является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуются определенные резервные денежные средства и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого и своевременного реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.
Планирование в системе менеджмента.
Планирование как процесс определяет цели наиболее эффективные методы и средства необходимые для достижения цели орг-ии, а также определяет систему показателей определяющих ход работы по достижению поставленных задач. Виды планирования:
Стратегическое (прогнозирование) - ориентировано на достижение целей, оценку тенденций в окружении системы, учет поведения конкурентов.
Стратегия – это детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для обеспечения осуществления миссии организации и достижения ее целей. Достижение стратегических целей охватывает обычно период 5 лет.
Тактическое - направлено на тактические цели (частные проблемы), поддерживает стратегический план, определяет промежуточные цели на пути к достижению стратегических целей и задач.
Тактика – это краткосрочные планы, способствующие претворению стратегии в действия, имеют короткий период планирования, обычно - год.
Оперативное - основано на стандартах деятельности, описание конкретных работ и операций, должностных обязанностей. Менеджер разрабатывает повседневную тактику, чтобы обеспечить правильность всех действий, определить слабые и сильные стороны функционирования организации и решить текущие вопросы.
Принципы планирования.
1. Принцип единства (планы подразделений должны быть связаны с планами всей организации).
2. Принцип участия (каждый член организации- участник плановой деятельности независимо от занимаемой должности). Планирование основанное на принципе участия называется "парситипативным".
3. Принцип непрерывности (процесс планирования должен осуществляться постоянно).
4. Принцип гибкости (обеспечение возможности изменять направленности планов, в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств).
5. Принцип точности (любой план должен быть составлен со степенью точности какая только возможна).
6. Принцип экономичности (затраты на составление плана были меньше эффекта, приносимого его выполнением).
План – это документ, охватывающий весь комплекс производственной, хозяйственной и финансовой деятельности за установленный период, после завершения которого начинает действовать план следующего периода. Планы составляются на разные периоды времени. Краткосрочные планы перекрываются долгосрочными. План является результатом процесса планирования. План предусматривает цели и задачи; пути и средства; ресурсы необходимые для достижения поставленных задач; пропорции; организацию выполнения плана и контроль.
По назначению выделяются планы:
1)определяющие стратегию развития организации, обосновывающие новое производство, новую продукцию, новый проект;
2)разрабатывающие тактику деятельности организации на конкретный период.
По содержанию планы отражают:
1)основные направления развития организации;
2)отдельные проблемы;
3)детальную программу произв-хоз деятельности.
По периодам действия планы могут быть: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные.
Бизнес-план - программный документ регулирующий деят-ть орг-ии на протяжении всего ее жизненного цикла; плановый комплекс документов предназначенный для внутреннего пользования и явл-ся визитной карточкой орг-ии для инвесторов, возможных партнеров и банков.
Функция организации
Функция организации — это формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами.
Функция организации реализуется двумя путями: через административно-организационное управление и через оперативное управление.
Административно-организационное управление предполагает определение структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления.
Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировке. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.
Существует два основных аспекта организационного процесса:
· Деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям.
· Делегирование полномочий - передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Требования, предъявляемые к управленческому решению.
Управленческое решение должно отвечать требованиям:
• быть научно обоснованным, компетентным;
• приниматься на основе достоверной, полной и своевременной информации с анализом и оценкой возможных альтернатив;
• быть непротиворечивым;
• иметь ясную направленность и адресность;
• отличаться своевременностью и быстродействием;
• обладать точностью и ясностью;
• быть контролируемым;
• иметь комплексный характер;
• обладать полномочностью;
• быть экономичным и эффективным.
При разработке управленческого решения важно правильно выбрать критерии, определить вес (значимость) критерия.
Действенность принимаемого менеджером управленческого решения зависит от правильного выбора степени участия подчиненных в принятии и осуществлении решения. При этом возможно полное неучастие подчиненных (решение принимается менеджером единолично), и совместная с менеджером выработка и принятие решения (коллективное решение).
Факторы выбора степени участия – квалификация подчиненных, их добросовестность и ответственность.
В системе принятия управленческих решений выделяют управленческую операцию и управленческую процедуру.
Сложность и взаимозависимость технических, организационных, социально-экономических и других аспектов управления привели к необходимости разработки специальных методов, облегчающих обоснование и выбор управленческих решений в условиях неопределенности.
Для устранения неопределенности, причиной которой является наличие многих критериев, используют опыт, интуицию лица, принимающего решения.
Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации решения, в том числе связанных с ними затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации решения неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска.
Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений.
Этапы управленческого решения: подготовка решения; принятие решения; организация выполнения решения.
Подготовка решений осуществляется на основании всей совокупности информации о ситуации, ее тщательного анализа и оценок. Подготовка решений включает этапы: получение информации о ситуации; определение целей; разработка оценочной системы; анализ ситуации; диагностика ситуации; разработка прогноза развития ситуации; разработка управленческого решения.
Принятие решения: генерирование альтернативных вариантов решений; отбор основных вариантов управленческих воздействий; разработка сценариев развития ситуации; экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий.
Организации выполнения решения: коллективная экспертная оценка; принятие решения лицами, наделенными правом принятия решения (ЛПР); разработка плана действий; контроль реализации плана; анализ результатов развития ситуации после управленческих воздействий.
Виды конфликтов.
Конфликт — отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть определенными людьми и группами лиц. Каждая из сторон, преследуя свою цель, имеет свою точку зрения по вопросу и старается сделать так, чтобы ее точка зрения была принята.
Участники конфликтов: оппонент и соперник.
инцидент - начало конфликта.
Причина - предмет конфликта,.
Конфликт может быть функциональным (вести к повышению эффективности организации), или дисфункциональным (приводит к негативным последствиям). Типы конфликта:
1.Личностный (внутриличностный конфликт). Характерной чертой является то, что возникает противоречие внутри человека, личности. Самая распространенная форма личного конфликта является ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются различные требования по поводу того, каким должен быть результат выполненной работы.
2.Межличностный конфликт. Возникает он между служащими, одинаковыми по своему положению и имеющими равные права.
3.Конфликт между личностью и группой. Возникает, когда позиция определенного человека отличается от позиции группы.
4.Межгрупповой конфликт. В организации это может быть столкновение между отдельными подразделениями фирмы между руководством и подчиненными, сплоченными как в неформальные группы, так и в законно организованными, типа профсоюзов.
Управление персоналом
Управление персоналом в системе менеджмента может характеризоваться как одна из ряда важнейших частей этой системы. В настоящий момент управление персоналом представляет собой связную структурированную систему разнообразных приёмов наиболее эффективного выстраивания и дальнейшего управления и организации фирмами и проектами, при этом учитывается использование специальных контролирующих систем. К подобным контролирующим системам можно отнести, к примеру, системы менеджмента качества или, например, разнообразные системы проектного управления.
Управление персоналом как деятельность понимается как целенаправленное специальное воздействие на сотрудников фирмы, её мотивационную, психологическую и многие другие составляющие. Такая деятельность ориентируется на приведение к должному уровню всеобщего соответствия возможностей сотрудников, целей и задач, миссии, стратегии и тактики, методов и условий процесса развития компании.
Управление персоналом в системе менеджмента подразумевает использование нескольких методов управления. К основным из этих методик можно отнести, во-первых, методы экономические, подразумевающие использование приёмов воздействия на сотрудников посредством пропорционального или непропорционального соизмерения и сравнивания результатов работы и имеющихся затрат, то есть здесь имеют место экономическое стимулирование труда или же, наоборот, санкции, финансирование и операции с кредитами, заработная плата, а также вопросы, связанные с себестоимостью, прибылью и убытками, ценой и многими другими факторами. Во-вторых, к методам управления персоналом будет справедливо отнести методы и способы организационно-распорядительные, то есть способы конкретного и прямого воздействия на персонал, который обычно обязательны и директивны. Такие методы базируются на основаниях дисциплины и ответственности сотрудников, а также более жёстких явлениях: власти и принуждении. Также могут документально фиксироваться функции сотрудников. Наконец, существуют ещё группы социальных и психологических методов, то есть это мотивация к труду и поощрения сотрудников именно в моральном и психологическом аспектах, социальное планирование и другие методики.
Управление маркетингом
С течением времени происходит совершенствование процесса обмена со стороны тех, кто в нем участвует. Происходит приобретение фирмой профессиональных навыков в управлении своим маркетингом. Ф. Котлер определяет управление маркетингом как "анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т. п.".
Сущность управления маркетингом в том, чтобы найти оптимальное количество клиентов, необходимое для реализации всего производимого фирмой в данный момент объема продукции. Это означает не только создание и расширение спроса, но и проблемы его изменения, а иногда и сокращения. Задача управления маркетингом заключается "в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало организации в достижении стоящих перед ней целей". Т.е. "управление маркетингом это управление спросом". Исходя из этого управление маркетингом касается вопросов изучения желательного уровня спроса на товары конкретной фирмы; анализа ситуации превышения реального спроса над желаемым, их соответствия и ситуации, когда реальный спрос ниже желаемого. Процесс управления маркетингом охватывает такие стороны деятельности фирмы, как организация сбыта и его стимулирование, рекламные кампании и исследование маркетинга, управления товарами и ценообразование.
Концепции управления маркетингом
Существует ряд альтернативных концепций, на основе которых коммерческие и некоммерческие организации осуществляют свою деятельность:
концепция совершенствования производства;
концепция совершенствования товара;
концепция интенсификации коммерческих усилий;
концепция маркетинга;
концепция социально-этичного маркетинга.
Управление инновациями.
Проблема инновационного развития - предмет пристального внимания экономистов. Сложность проблемы вызвала к жизни различные концепции, каждая из которых акцентирует внимание на исследовании того или иного ее аспекта. В конечном счете, из этих концепций сформировалась теория инновационных процессов, или инноватора.
Инноватика — область науки, изучающая закономерности развития инновационных процессов.
Практики различных уровней — на предприятиях, в министерствах и ведомствах, региональных администрациях — занимаются вопросами организации инновационных процессов в пределах своей компетенции. В той или иной степени они являются инновационными менеджерами, а род их деятельности относится к инновационному менеджменту.
Инновационный менеджмент — организация и планирование (включая мотивацию и контроль) процессов разработки и внедрения новшеств на объектах различных уровней, направленные на достижение инновационных целей этих объектов.
В нем можно выделитьпрактическую и научную составляющие. Практическая составляющая проявляется в осуществлении конкретных управленческих действий в той или иной сфере (в сфере производства). Научная составляющая - в основе лежат определенная методология, понятийный аппарат, приемы.
Составные части инноватики:
• формирование новшеств и поиск инновационных решений;
• технологическое прогнозирование;
• восприимчивость к новшествам и сопротивления нововведениям;
• диффузия (распространения новшеств);
• адаптация к новшествам человека и приспособление их к его потребностям;
• форма организации инновационной деятельности;
• рынок нововведений;
• инновационные стратегии;
• конкурентные преимущества и стадии развития;
• гос. регулирование инновационной деятельности.
Финансовый менеджмент
Финансовый менеджмент — совокупность приемов, методов и средств, используемых предприятиями для повышения доходности и минимизации риска неплатежеспособности. Основная цель - получить наибольшую выгоду от функционирования предприятия в интересах его собственников.
Основы финансового менеджмента
Финансы организации представляют собой систему внутренних и внешних хозяйственных отношений, возникающих в процессе формирования и использования ее денежных ресурсов.
Специфика финансовой системы предприятия капитала, технологией основной деятельности, длительностью производственного цикла и характером нарастания затрат в его рамках, природно-климатическими факторами, экономическими условиями. Все эти обстоятельства влияют на величину, источники, структуру, особенности движения финансовых средств, например скорость их оборота, возможность получения доходов.
Первоначальное формирование финансов происходит в момент создания организации за счет взносов учредителей.
На действующих предприятиях основным источником финансовых ресурсов служат: прибыль от основной деятельности, амортизационные отчисления, начисленная, но не выплаченная заработная плата, поступления от продажи ценных бумаг, банковские ссуды, страховые выплаты, бюджетные субсидии, дивиденды, прибыль от проведения финансовых операций и др.
Финансовый менеджмент - управление денежными потоками в целях получения прибыли в перспективе и обеспечения текущей платежеспособности.
Финансовый менеджмент предполагает разработку определенной финансовой стратегии и тактики на основе анализа финансовой отчетности и прогнозирования доходов в зависимости от изменения структуры активов и пассивов предприятия.
Финансовый менеджер принимает инвестиционные решения (изменение структуры активов) и выбирает источники их финансирования (изменение структуры пассивов).
Стратегия: понятие и виды.
Стратегия – план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций в долгосрочной перспективе, осуществление миссии организации и достижение поставленных целей.
Стратегический менеджмент ориентирует деятельность организации на достижение долгосрочных целей и осуществляет ее гибкое регулирование с учетом изменений в окружающей среде и внутренних возможностей самой организации. Стратегический менеджмент не дает подробного представления о будущем, а только определяет ключевые моменты будущей деятельности конкретной организации. Центральным стратегическим понятием в управлении является потенциал организации. Под ним понимается совокупность имеющихся ресурсов (материальные — основные фонды, запасы, денежные средства и т.д.; нематериальные — торговая марка, ноу-хау, имидж, квалификация персонала, опыт, компетенция и др.) и возможностей или способностей высшего звена управления.
Объектами стратегического менеджмента являются: организации, стратегические хозяйственные подразделения, функциональные зоны организации.
Цели принято выделять стратегические (направлены на повышение конкурентоспособности организации) и финансовые (насущные потребности фирмы для обеспечения ее нормальной работы и получения максимальных результатов).
В крупных компаниях стратегическое планирование может осуществляться на нескольких уровнях. Выделяют: корпоративную стратегию; стратегию бизнеса; функциональную стратегию; оперативную стратегию и т.д.
Существует четыре основных типа стратегий:
1. Стратегии концентрированного роста – стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта.
2. Стратегии интегрированного роста – стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.
3. Стратегии диверсификационного роста – стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации.
4. Стратегии сокращения – стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов.
Эффективность менеджмента
Эффективность менеджмента заключается в том, чтобы процесс управления производился с наименьшими издержками и наибольшей результативностью. Максимум результата при минимуме затрат.
Эффективность менеджмента = экономический эффект + социально-экономический эффект + социальный эффект.
Экономический эффект определяется количественно в денежных или натуральных единицах.
Социально-экономический эффект имеет комплексный характер. Например, улучшение условий труда => снижение профессиональных заболеваний => чистый финансовый результат.
Социальный эффект – предотвращение конфликтов. Количественно рассчитать невозможно.
Основные приоритеты по повышению эффективности менеджмента:
1. Оптимизация организационной структуры;
2. Выработка стратегии развития организации;
3. Совершенствование системы принятия решений;
4. Разработка эффективных информационных систем;
5. Система управления персоналом;
6. Формирование организационной культуры.
Экономические показатели эффективности:
а) эффективность управления =прибыль / затраты на управление;
б) коэффициент численности управленческих работников;
в) коэффициент затрат на управление;
г) коэффициент затрат на управление на единицу выпускаемой продукции.
30% неудач связаны с постановкой цели.
Сущность и основные этапы развития менеджмента
Этапы эволюции менеджмента:
1) Развитие реального общественного, а затем промышленного производства.
2) Появление новаторов и теоретиков-идеологов.
3) Развитие внутренней логики менеджмента (наличие научного знания, формирование системы методов и принципов).
Менеджмент рассматривают как науку и практику управления, организацию управления фирмой и процесс принятия управленческих решений. В науке управления сложились важнейшие концепции, на основе которых внесен существенный вклад в развитие современной теории и практики управления.
Это концепции:
научного управления; классического управления; управления с позиции человеческих отношений и поведения людей.
Научные подходы к управлению: подход к управлению как процессу; системный подход; ситуационный подход.
8 этапов эволюции менеджмента:
1 этап (начало ХХ в.) Научная школа управления. Предпосылка возникновения: технологический бум XIX в. Основная задача: найти наиболее рациональные способы соединения техники и людей и повысить эффективность отдачи того и другого. Недостатки данной школы: человек просто ресурс, без эмоций и отношений с другими людьми.
2 этап (нач 20-х гг. ХХ в.) классическая школа управления. Основная задача: повышение эффективности организации в целом, а не только производственных процессов. Представители: Друкер, Слоун, Файоль, Вебер. Результатом их деятельности стала разработка универсальных принципов управления, следование которым приведет организацию к успеху. Эти принципы затрагивают 2 аспекта: разработка рациональной системы управления организацией, определение лучшего способа ее разделения на рабочие группы; построение структуры организации и управления работниками.
3 этап (30-50 гг. ХХ в.) "неоклассический" этап, зарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений". Основоположники данной школы считали, что основным элементом эффективности организации является человеческий фактор. И их внимание сосредотачивалась в основном на методах налаживания межличностных отношений с целью повышения эффективности производства.
4 этап (40-60 гг. ХХ в.) школа «поведенческих наук». Здесь в центре внимания по-прежнему человеческий фактор, но объект исследования - методология повышения эффективности отдельного работника.
5 этап (60-70 гг. ХХ в.) количественная школа или школа научного менеджмента. Исследование менеджмента осуществляется с помощью количественных методов, математических и статистических инструментариев. Организация изображалась в виде гибкой системы, способной реагировать на изменения внешней среды и требования рынка, освоения новой технологии и техники выпуском конкуре