Делегирование, ответственность и полномочия
Сегодня руководитель уже не в состоянии единолично решать все возникающие управленческие проблемы, даже непосредственно входящие в круг его служебных обязанностей, поскольку их слишком много, они разнообразны и специфичны, а его знания, опыт и время ограничены. В связи с этим руководителю приходится расщеплять свои полномочия и распределять их между подчиненными, что дает возможность освободиться от второстепенных дел и приблизить принятие решений к месту их реализации. При этом руководитель сохраняет за собой выработку стратегии, контроль и общее управление.
Полномочия – это совокупностью официально предоставленных прав и обязанностей самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и выполнять действия в интересах организации.
Делегирование – передача видов деятельности и полномочий исполнителю, который берет на себя ответственность за их выполнение.
Достоинства делегирования:
– освобождение времени менеджера;
– возможность менеджеру заняться более важной работой (например, стратегическими решениями);
– возможность более глубокой оценки потенциала подчиненных;
– мотивация тех, кому осуществляется делегирование;
– средство развития искусств и навыков сотрудников;
– работа с кадровым резервом.
Недостатки делегирования:
– организация делегирования требует определенной затраты времени и усилий менеджера;
– имеется определенный риск;
– в организации может просто не быть людей с достаточными ресурсом времени и компетенцией.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ представляет собой обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение.
30. Сущность, функции и выгоды стратегического планирования
Стратегическое планирование – это основа стратегического управления предприятием, установление направлений деятельности организации на определенные отрезки времени (чаще всего от года до 10 лет).
Основная цель планирования – согласование различных направлений развития фирмы в заранее установленные отрезки времени.
Выполнение плана – средство эффективной организации работы организации. План должен корректироваться с учетом ситуации на рынке.
Этапы стратегического планирования на предприятии.
1. Прогноз развития организации на основе маркетинговых исследований и оценки ее конкурентоспособности.
2. Раскрытие основных проблем, удерживающих улучшение рыночных позиций, обоснование вариантов их разрешения, оценка вероятных последствий того или иного выбора.
3. Разработка долгосрочного плана, устанавливающего цели развития и соответствующие нормативные показатели.
4. Целевые программы по стратегическим областям хозяйствования.
Функции стратегического планирования
1. СП задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения и сбыта, а также планирования цен.
2. СП обеспечивает каждому подразделению в организации четкие цели, которые увязываются с общими задачами компании.
3. СП стимулирует координацию усилий различных функциональных направлений.
4. СП заставляет организацию оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможности и угрозы в окружающей среде.
5. СП определяет альтернативные действия или комбинации действия, которые может предпринять организация.
6. СП создает основу для распределения ресурсов.
7. СП демонстрирует важность применения процедур оценки деятельности.
Стратегическое планирование создает следующие преимущества в организации будущей деятельности предприятия:
1.обеспечивает подготовку к использованию возможных благоприятных условий для успешной деятельности предприятия;
2.позволяет всесторонне проанализировать возникающие и ожидаемые в будущем проблемы и угрозы деятельности предприятия;
3.улучшает координацию действий в процессе хозяйственной деятельности предприятия по достижению его целей;
4.способствует формированию информационной базы для эффективного управления предприятием при реализации стратегии;
5.обеспечивает обоснованное и рациональное распределение ресурсов и их концентрацию на основных направлениях деятельности предприятия;
6.создает условия для улучшения и развития управленческого контроля на предприятии.
31. Реализация стратегического плана.
Стратегическое планирование - центральное звено стратегического менеджмента. СП это функция СМ по выработке стратегических решений и составлению комплексных планов выполнения этих решений.
После разработки стратегии организациии ее закрепления в стратегическом плане (а иногда и параллельно с этим этапом) начинается реализация конкретных мероприятий, направленных на достижение стратегических целей компании.