Выделяют несколько исторических периодов развития теории и практики управления.
I период – Древний период (начиная с 9-7 тыс.лет до н.э. до 18 в)самый длительный
На стадии первобытнообщинного строя управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководство.
Примерно в 9-7 тыс.лет до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охота, сбор плодов) к новой форме получения продуктов – производство (производящая экономика). Переход к производству стал точкой отсчета в зарождении менеджмента и накопления людьми знаний в области управления.
В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. В этот период (3000-2800 гг. до н.э.) сформировался достаточно развитый управленческий аппарат и его обслуживающая прослойка (чиновники-писцы). Египтяне признали необходимость управления и реально осуществляли основные функции управления при строительстве пирамид, плотин, каналов, защитных сооружений.
В Греции одним из первых, кто дал характеристику управления, как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.), который проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления, т.е.управление это процесс, у которого нет различий во всех областях деятельности человека. (Говоря об обязанностях хорошего промышленника, торговца, военноначальника, он показывает, что, в сущности, они одинаковы: главная задача поставить нужного человека на нужное место и добиться исполнения указаний).
Платон (428-348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления,сделал попытки разграничить функции органов управления для нормального функционирования государства. (Человек не может одновременно работать и по камню, и по дереву, и по железу, т.к. всюду преуспеть он не может).
Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.
Важным вкладом в науку управления стало введение в Италии бух. учета, как результат развития торговли и создания первых промышленных предприятий.
II период – индустриальный период (1776-1890)
Большая заслуга в развитии представлений о государственном управлении в этот период принадлежит Адаму Смиту. Онсделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.
Первым практическим менеджером можно считать Роберта Оуэна который, в 20-е гг. 19 столетия на своей фабрике в Шотландии решал проблемы производительности труда, мотивации и взаимоотношений владельцев промышленных предприятий с персоналом.
Переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833г. англ. математик Ч.Беббидж разработал проект «аналитической машины» - прообраз современной вычислительной техники, с помощью которой могли принимать управленческие решения более оперативно.
III период – период систематизации (1856-1960)
Наука об управлении находится в постоянном движении. В этот период наиболее активно формируются новые направления, школы, течения.
По сути, менеджмент зарождается во времена промышленной революции в 19 в. Возникновение фабрик как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означало, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. В результате выбирались лучшие работники, которых обучали для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах.
Следовательно, появились первые менеджеры.
IV период – информационный период (1960г. по настоящее время)
В этот период идет широкое применение математики и компьютеров в управлении. Представители этого периода рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен математически.
Компьютеризация позволила освободить управленческий труд от множества технических операций.
ВОПРОС 3. Школы управления
В начале 20 в США и странах Зап. Европы в науке управления были сформулированы и получили практическое применение 4 основные концепции менеджмента.
ПЕРИОД 1885 1920 1930 1940 1950 1960 Н/ВР
Школы в управлении:
Научного управления
Административная
Человеческих отношений
Поведенческих наук
Процессный подход
Системный подход
Ситуационный подход
1.Школа научного управления (1885-1920)– основателем которой является американский ученый – Фредерик Тейлор (1856-1915)
Первых менеджеров в основном волновал вопрос об эффективности производства. Свою деятельность они сосредотачивали на адаптации рабочих. В этих целях разрабатывался дизайн рабочих мест, изучались затраты времени на различные операции.
Заслуга Тейлора состоит в том, что он изучал производственные процессы, устанавливал рациональные приемы выполнения трудовых операций и нормы времени для них. (Для этого подбор, обучение и расстановка рабочих осуществлялась на те места, где от них была наибольшая польза, предусматривались перерывы в работе, оплата осуществлялась по результатам труда (большие результаты – больше оплата)). Тейлор приравнивал рабочих к средствам труда и видел увеличение производительности и объемов производства в систематическом стимулировании работников.
Кроме рациональной организации труда, он разделил труд на исполнительский и распорядительский. Основная функция рабочих – исполнительская. Непосредственно управление рабочими осуществляли мастера. Они обучали рабочих и осуществляли контроль за соблюдением трудовой дисциплины. Это привело к появлению функциональных менеджеров, которые осуществляли контроль за специализированным направлением.
Т.обр. Тейлором была предложена функциональная организационная структура управления.
Он разработал теорию взаимодействий администрации и рабочих, считая, что между управляющим и рабочими должны устанавливаться отношения взаимопомощи. Инициатива должна поощряться.
К 1916 г. школа окончательно сформировалась и получила другое название «Классическая» или «Традиционная».
2. Школа административного управления (к1920-к1950) -является разновидностью классической школы. Она занималась изучением вопросов роли и функций менеджеров в организации.
Основоположником этой идеи был фр. экономист Анри Файоль (1841-1925)
Он первым перестал рассматривать управление как исключительную привилегию высшего руководства. Он доказывал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют даже сами рабочие, но чем выше уровень управления, тем выше административная ответственность.
Тем самым он разделил весь процесс управления на 5 основных функций, которые и сейчас используются в управлении организацией:
- планирование - организация - подбор и расстановка кадров –мотивация – контроль.
Важнейшим достижением Файоля явилась и формулировка основных принципов управления, суть которых сводится к следующему:
1. разделение труда;
2. авторитет и ответственность власти;
3. централизация – решения принимаются на высших уровнях, а реализуются на более низших.
4. дисциплина;
5. единство руководства
6. скалярная цепь – цепь начальников от высшего до низшего, которых в случае необходимости можно сократить;
7. инициатива
8. порядок – каждый должен быть на своем месте;
9. вознаграждение за труд;
10. справедливость;
11. корпоративный дух (культура в организации);
12. подчинение частных интересов общим – свои интересы не должны ставиться выше интересов п/п
13. доброта и порядочность;
14. устойчивость персонала – излишняя текучесть причина плохого управления.