Классификация методов управления
Методы управления в менеджменте - способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации. Содержание метода менеджмента предполагает ответы на вопросы: как, каким способом можно достичь управленческой цели.
Выделяются следующие методы управления:
1. Общенаучные методы (системный подход, комплексный подход, моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, методы социологических исследований).
2. Конкретные методы, осуществляемые по трем основным направлениям:
- методы управления функциональными подсистемами организации (маркетинг, инновации, производство, финансы, персонал и т. п.);
- методы выполнения функций управления (прогнозирование и планирование, организация, координация и регулирование, активизация и стимулирование и контроль);
- методы принятия управленческих решений (постановки проблем, решения проблем, выбора решений и организации выполнения принятых решений)[4, с.56].
Конкретные методы управления в зависимости от характера воздействия подразделяются на организационно-административные, экономические и социально-психологические.
Система конкретных методов управленияпредставляет собой следующие методы управления:
1. Организационно-распорядительные (администартивные);
2. Экономические;
3. Социально-психологические [9, с.156].
Рассмотрим их более подробно.
Организационно-административные методыпредставляют прямоевоздействияе на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно и контроль их исполнения. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства. При использовании организационно-административных методов предполагается обязательность выполнения распоряжений и указаний; а их невыполнение рассматривается как прямое нарушение исполнительной дисциплины и влечет за собой наказание.
Экономические методыпредставляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требования коллектива в целом и личности в частности. Им отводится центральное место. Поставленная цель здесь достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта. Конкретный набор и содержание рычагов экономического воздействия определяется спецификой управляемой системы. В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в формах планирования, анализа, ценообразования, финансирования.
Социально – психологические методы управления
В трудовом коллективе зарождается коллективное сознание, которое воздействует на работоспособность и на взаимоотношения всех членов коллектива, которые возникают в процессе совместной трудовой деятельности. Всеорганизации являются фактором социального развития коллектива. Управление производством подразумевает управление не только производственно-экономическими показателями, но и управление людьми, регулирование внутригрупповой культуры, внутреннего климата организации и взаимоотношений руководства с подчиненными.
Социально-психологические методы решают нижеследующие задачи:
1) Создание сплоченного и работоспособного коллектива.
На развитие социально-психологического климата в коллективе оказывают действие достаточно много факторов. В случае совместимости членов коллектива труд каждого из них обеспечивает высокую эффективность их общеколлективного труда и личное удовлетворение. В противном случае коллектив будет проявлять отрицательные эмоции к коллегам, к работе, к окружающим их событиям и к своей организации. Совместимость сотрудников выражается в единодушии, взаимопонимании, благосклонности, сопереживании, сострадании коллег друг другу.
Не редко бывает так, что люди, которые работают в коллективе, имеют сильно отличающиеся индивидуальные характеристики. Перечислим самые распространенные из них:
— возраст;
— пол;
— индивидуальные свойства поведения и характера;
— национальность;
— образование;
— семейное положение [11, с.76].
Все эти отличительные характеристики могут оказывать воздействие как на качество работы, так и на поведение отдельного работника и других членов организации. Именно поэтому благоприятная среда в трудовом коллективе может повлиять не только на конечный результат работы организации, но и на развитие человека как личности, способствуя раскрытию потенциала и проявлению его новых возможностей.
2) Прогнозирование конфликтов в трудовой ячейке.
Речь идет о межличностных и межгрупповых разногласиях, возникающих в трудовых коллективах организаций. Конфликтные взаимодействия протекают согласно определенных закономерностей, и руководитель данного коллектива обязан учитывать эти закономерности, чтобы обходить конфликты, уметь управлять конфликтами любой сложности, прогнозировать их вероятно-допустимое развитие [20, с.62].
Но, следует заметить, конфликт – это не всегда плохо, а иногда даже необходимо. Проблемы наиболее эффективного разрешения конфликтов, поиска согласия, нахождения единого мнения или компромиссов вызывают большое внимание у профессиональных психологов и социологов, таких как A. Я. Анцуповa, A. Г. Здравомысловa, Н. В. Гришинa, A. В. Морозовa, Пaрыгин Б. Д.
3) Формирование авторитета руководства.
Авторитет личности руководства формируется в условиях общности норм и ценностей руководства с нормами и ценностями подчиненных, что приводит к возможности формирования коллектива единомышленников, увеличивает эффективность работы коллектива, показывая основательную управленческую деятельность руководителя данной организации.
Формирование благоприятного, положительно заряженного морально-психологическойобстановки – одна из первостепенных обязанностей руководителя строительного коллектива,в которую входит учет руководителем интересов отдельного человека и целого коллектива.
Таким образом, руководителю необходимо создавать комфортную среду для работы в коллективе, формировать строительный коллектив, исходя из его совместимости, поддерживать и поощрять благоприятно сложившиеся формы общения, изучать мнение коллектива, учитывать индивидуальные особенности личности сотрудников при планировании, поддерживать правильную мотивацию к труду.
Социально-психологические методы управления в предприятиях основаны на принципах убеждения, полагается на знание психологии людей, их личностных предпочтений и особенностей, а не на властных полномочиях руководства. Способы и приемы для этих методов разрабатываются такими науками, как педагогика, социология, психология личности и т.д.
В социально-психологические методы входят:
— изучение отдельного человека, личности и управление ею;
— изучение взаимоотношений коллектива и управление им;
— мотивирование инициативы;
—социальное планирование;
— разработка графика социального совершенствования коллектива.
При рассмотрении психологических особенностей каждого отдельного человека трудового коллектива, так и поведения всего коллектива, широко используются следующие
способы анализа:
— анкетирование;
— тестирование;
— наблюдения;
— опросы;
— интервью и т.д.
Методом управления, имеющим большое значение, является исследование, направленное на увеличение роста мотивации трудовой деятельности работников. Существует 2 видамотивирования: моральное и материальное (применяемых при хорошем и плохом качестве труда) При хорошем качестве используют следующие мотивации: материальное вознаграждение, почетное звание, определенные бонусы, правительственная награда. При низком качестве производительности труда: проводится личная беседа, выносится предупреждение, выговор, разбор нарушений на общественных заседаниях организации и коллектива, увольнение. К этой же группе методов принадлежит и стремление к благоприятной, положительной психологической среде в трудовом коллективе [13, с.197].
Следует заметить, что значительное влияние получает такая форма социально-психологического управления, как планирование социального совершенствования и роста трудового коллектива. Задачей данного планирования является использование процедур по улучшению и увеличению качества и условий труда, перспектив личного финансового и культурного совершенствования, постановку целей развития и критериев эффективности, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов.
Таким образом, социально-психологические методы управления – это своего рода искусство управления людьми, при правильном использовании которого данные методы будут являться неотъемлемым компонентом создания благоприятного климата трудового коллектива, залогом увеличения роста производительности труда, качества изготавливаемой продукции.