Разнообразие факторов поведения организации
Управление организацией— это управление ее поведением во внешней и внутренней среде по отношению к внешним и внутренним группам интересов и отдельным людям. Что касается основных управленческих функций, составляющих суть управления (анализ, планирование, организация деятельности, лидерство-руководство, принятие решений, контроль, координация, регулирование), то все они рассматриваются через призму поведения: и как поведенческие акции, виды деятельности организации в целом и ее субъектов, и как факторы, определяющие поведение организации и ее субъектов. Оттого, как реализуются эти функции, какие концепции управления превалируют, зависят условия жизнедеятельности организации и ее сотрудников.
В данном разделе речь пойдет об общих методологических аспектах управления и поведенческих аспектах планирования и контроля в организациях.
Поведение организации регулируют макроэкономические, политические, социальные, научно-технические факторы (объективные по отношению к организации), а также ситуация на рынке, на котором действует организация, особенности ее текущего состояния, перспективы развития, культура (традиции, обычаи, стиль руководства, отношения по вертикали и горизонтали и т.п.) и особенности ее руководства (субъективные факторы, результат и опыт предыдущей деятельности, проявление уровня компетентности, нравственности, других аспектов его трудового потенциала).
На поведение организации влияет большое разнообразие факторов, системных и ситуативных проявлений внешней и внутренней среды. Перечислим ряд этих факторов и субъектов, влияние которых, на наш взгляд, наиболее существенно. Способы оказания влияния на поведение организации зависят от специфики субъекта влияния и простираются от принуждения и наказания до морального или материального поощрения деятельности или поведенческих актов организации.
Внешняя организационная окружающая среда включает все элементы, существующие за пределами границ организации и способные воздействовать на нее. К этой среде относятся конкуренты, ресурсы, технологии, экономические и другие условия, влияющие на организацию.
Внешняя организационная среда может быть разделена на две сферы:
• всеобщая сфера — технологическая, социокультурная, демографическая, экономическая, законодательная (политическая), международная;
• задающая сфера — потребители, конкуренты, поставщики, рынок труда.
Всеобщая сфера(сфера косвенного воздействия) — это часть внешней среды, элементы которой значительно рассредоточены и воздействуют на организацию косвенно, опосредованно. Она включает социальные, демографические, экономические и другие факторы, влияющие на все организации примерно одинаково. Эти факторы не обязательно оказывают прямое воздействие, которое приводит к изменению повседневной организационной деятельности, но в конечном итоге они в равной степени влияют на все организации.
Задающая сфера(сфера прямого воздействия) — часть внешней среды, близкая непосредственно к организации и включающая секторы, субъекты которых проводят повседневные операции с организацией и оказывают прямое влияние на ее основную деятельность и результаты. Это среда, в которой формируются задачи, решаемые организацией. К этим секторам в основном относятся конкуренты, поставщики, потребители, рынок труда.
Организации имеют также внутреннюю среду,которая включает элементы, находящиеся в пределах организационных границ. К внутренней среде относятся техника, технология, которой владеет организация, экономика, персонал, менеджмент и организационная культура, которая определяет поведение сотрудников в организации и то, насколько хорошо организация адаптируется к внешней среде.
Как уже говорилось, современные организации рассматривают внутреннюю и внешнюю среду и как совокупность заинтересованных лиц или субъектов, которые могут оказать влияние на организацию в целях обеспечения собственных интересов. Это клиенты, акционеры, персонал, поставщики, партнеры, конкуренты, местные сообщества, профсоюзы, государство и многочисленные государственные организации, экологи и т.п. Каждая такого рода группа интересов неоднородна, а интересы групп не всегда совпадают. По отношению к этим группам интересов организации демонстрируют этические качества; с позиции групп может совершенно по-разному рассматриваться эффективность организации.
Управление поведением организации должно подчиняться цели достижения организацией желаемого состояния. В управлении первична цель, к которой следует стремиться, видение будущего, затем осуществляется выбор и применение методов, способствующих изменению состояния организации, ее параметров. Цель может определяться стратегией, а может выглядеть, например, как образ обучающейся или лидерской организации. Управление поведением базируется на четком понимании не только цели, но и исходного, или текущего, состояния организации и факторов, влияющих на нее, окружающую среду, на ее поведение.