Разнообразие факторов поведения организации

Управление организацией— это управление ее поведени­ем во внешней и внутренней среде по отношению к внешним и внутренним группам интересов и отдельным людям. Что ка­сается основных управленческих функций, составляющих суть управления (анализ, планирование, организация деятельности, лидерство-руководство, принятие решений, контроль, коор­динация, регулирование), то все они рассматриваются через призму поведения: и как поведенческие акции, виды деятель­ности организации в целом и ее субъектов, и как факторы, оп­ределяющие поведение организации и ее субъектов. Оттого, как реализуются эти функции, какие концепции управления превалируют, зависят условия жизнедеятельности организации и ее сотрудников.

В данном разделе речь пойдет об общих методологических аспектах управления и поведенческих аспектах планирования и контроля в организациях.

Поведение организации регулируют макроэкономические, политические, социальные, научно-технические факторы (объ­ективные по отношению к организации), а также ситуация на рынке, на котором действует организация, особенности ее текущего состояния, перспективы развития, культура (тради­ции, обычаи, стиль руководства, отношения по вертикали и го­ризонтали и т.п.) и особенности ее руководства (субъективные факторы, результат и опыт предыдущей деятельности, проявле­ние уровня компетентности, нравственности, других аспектов его трудового потенциала).

На поведение организации влияет большое разнообразие факторов, системных и ситуативных проявлений внешней и внутренней среды. Перечислим ряд этих факторов и субъек­тов, влияние которых, на наш взгляд, наиболее существенно. Способы оказания влияния на поведение организации зависят от специфики субъекта влияния и простираются от принужде­ния и наказания до морального или материального поощрения деятельности или поведенческих актов организации.

Внешняя организационная окружающая среда включает все элементы, существующие за пределами границ организа­ции и способные воздействовать на нее. К этой среде относят­ся конкуренты, ресурсы, технологии, экономические и другие условия, влияющие на организацию.

Внешняя организационная среда может быть разделена на две сферы:

• всеобщая сфера — технологическая, социокультурная, де­мографическая, экономическая, законодательная (политиче­ская), международная;

• задающая сфера — потребители, конкуренты, поставщики, рынок труда.

Всеобщая сфера(сфера косвенного воздействия) — это часть внешней среды, элементы которой значительно рассредоточены и воздействуют на организацию косвенно, опосредованно. Она включает социальные, демографические, экономические и дру­гие факторы, влияющие на все организации примерно одинако­во. Эти факторы не обязательно оказывают прямое воздействие, которое приводит к изменению повседневной организационной деятельности, но в конечном итоге они в равной степени влияют на все организации.

Задающая сфера(сфера прямого воздействия) — часть внеш­ней среды, близкая непосредственно к организации и вклю­чающая секторы, субъекты которых проводят повседневные операции с организацией и оказывают прямое влияние на ее основную деятельность и результаты. Это среда, в которой фор­мируются задачи, решаемые организацией. К этим секторам в основном относятся конкуренты, поставщики, потребители, рынок труда.

Организации имеют также внутреннюю среду,которая вклю­чает элементы, находящиеся в пределах организационных гра­ниц. К внутренней среде относятся техника, технология, кото­рой владеет организация, экономика, персонал, менеджмент и организационная культура, которая определяет поведение со­трудников в организации и то, насколько хорошо организация адаптируется к внешней среде.

Как уже говорилось, современные организации рассматри­вают внутреннюю и внешнюю среду и как совокупность заинте­ресованных лиц или субъектов, которые могут оказать влияние на организацию в целях обеспечения собственных интересов. Это клиенты, акционеры, персонал, поставщики, партнеры, конкуренты, местные сообщества, профсоюзы, государство и многочисленные государственные организации, экологи и т.п. Каждая такого рода группа интересов неоднородна, а интересы групп не всегда совпадают. По отношению к этим группам ин­тересов организации демонстрируют этические качества; с по­зиции групп может совершенно по-разному рассматриваться эффективность организации.

Управление поведением организации должно подчиняться цели достижения организацией желаемого состояния. В управ­лении первична цель, к которой следует стремиться, видение будущего, затем осуществляется выбор и применение мето­дов, способствующих изменению состояния организации, ее параметров. Цель может определяться стратегией, а может вы­глядеть, например, как образ обучающейся или лидерской ор­ганизации. Управление поведением базируется на четком пони­мании не только цели, но и исходного, или текущего, состояния организации и факторов, влияющих на нее, окружающую среду, на ее поведение.

Наши рекомендации