Лекция 1. Человеческие ресурсы как объект управления
- Управление человеческими ресурсами как часть менеджмента
- Основы концепции управления персоналом
- Современные направления развития наук о труде и персонале
1. Управление человеческими ресурсами как часть менеджмента
Управление персоналом организации признано в России и за рубежом основной задачей менеджмента. Это обусловлено изменением роли и сущности управления персоналом в условиях перехода к информационному обществу, а точнее - к обществу знаний, - когда работник из объекта управления становится объектом-субъектом управления. Кроме изменения работника и характера его труда происходит глобализация экономики, когда выравниваются технологические условия производства, сближается уровень заработной платы, так что только благодаря развитию человеческих ресурсов можно выиграть конкурентную борьбу на рынке.
Импульсом эволюции управления трудом явились экономические потрясения в мировой экономике в 70—80-е годы XX века и последовавший за этим переход к новому технологическому способу производства. Начавшаяся в эти годы третья промышленная революция ведет к перестройке управления персоналом на инновационных принципах. Это требует усиления технологической и организационной гибкости фирмы, что практически невозможно в рамках технократической организации и традиционных методов стимулирования труда. Необходимость привлечения высококвалифицированной рабочей силы, гибкой, способной принимать решения, вовлеченной в достижение общих целей фирмы, потребовала пересмотра важнейших принципов управления трудом.
1. В итоге в 90-х годах в менеджменте начинает утверждаться принципиально новый подход к управлению персоналом: объектом управленческой деятельности признаются не люди, их деятельность, процессы, а организационные культуры различного типа. Подобная абсолютизация роли организационной культуры представляется неоправданной, что, впрочем, наблюдалось в свое время и в отношении роли математических методов в экономике и возможностей ЭВМ в управлении производством. Правильнее рассматривать культуру организации как важный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения на общие цели, мобилизовывать инициативу сотрудников, облегчать общение между ними.
Итак, управление персоналом в XXI веке предполагает стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры.
Основой курса является концепция управления производством как процесса воздействия на три системы: систему средств производства, систему «человек-машина» и систему «человек-коллектив». Именно совокупность подходов к воздействию на систему «человек-коллектив» и определяет управление персоналом компании (руководство персоналом является одной из подфункций).
Фактически происходиттрансформация управления персоналом в управление человеческими ресурсами. Меняются задачи и цели кадровой работы, повышается статус работников кадровых служб: в большинстве корпораций руководители этих служб стали входить в состав правления и даже в состав совета директоров. Фактически речь идет о единой триаде:
В современных условиях управление персоналом становится все более важным для успешного управления всей компанией и в то же время все более сложным. На отношение человека к работе решающее влияние оказывают взаимные отношения людей именно в качестве индивидов, а не производителей, что побуждает уделять особое внимание социально-психологическим аспектам управления персоналом.
Развитие третьей промышленной революции и становление нового технологического уклада привело в самом конце XX века к осознанию необходимости дальнейшей эволюции подхода к управлению работниками организаций: зарождается стратегический подход к управлению персоналом. Овладение технологиями стратегического управления персоналом позволяет руководителю получить синергетический эффект,но лишь при соблюдении определенных условий, которые рассматриваются в настоящей работе.
Под влиянием третьей промышленной революции зарождается новое общество, в основе которого — интеллект, интерес и информация. В этом обществе не труд в своей непосредственной форме, а разум, наука как непосредственная производительная сила становятся главным источником общественных богатств.
В связи с этим возрастает значение управления профессиональной и организационной адаптацией персонала на предприятии в условиях быстрых перемен в облике как самих предприятий, так и общества в целом.
По-новому предстоит рассматривать и организацию работы по комплектованию предприятия кадрами, учитывая обострение проблемы занятости, устаревание профессий и непредсказуемые последствия технологических перемен.
В ряде стран Запада в последние годы (с середины 90-х гг. XX века) все большее внимание в теории и практике менеджмента уделяется проблемам стратегического управления персоналом, поскольку даже сравнительно новые подходы к управлению человеческими ресурсами оказались недостаточными в условиях быстрых перемен во внешней среде. Решение важнейших задач кадровой политики, таких как набор, отбор, подготовка, вознаграждение, мотивация персонала в современных условиях оказалось невозможным даже в рамках подходов середины прошлого десятилетия. Новая концепция стратегического менеджмента персонала основана на далеко идущих прогнозах развития организации и ее окружения. Создание теории стратегического управления персоналом в России особенно актуально, поскольку только на ее основе возможно создание конкурентоспособной экономики в условиях ужесточения конкуренции и интернационализации производства.