Инструкционная карта практического занятия № 3
МДК 03.01 Управление структурного подразделением организации. Курс 3 группа ТВ-31, ТВ-32 .
Тема: «Анализ и оценка эффективности различных методов принятия управленческих решений»
Вид занятия: практическая работа.
Задачи: формирование и совершенствование навыка принятия управленческих решений, углубить понятие о важности принимаемых решений и степени его личной ответственности, закрепить умения по диагностике проблем и решений.
Развивать: творческий потенциал, мышление, расширять кругозор, развивать способности по единоличному и коллективному принятию решений.
Воспитывать: качества необходимые для достижения успеха в работе: ответственность, трудолюбие, честность, высокие этические нормы.
Студент должен:
знать: понятие и классификацию управленческих решений, основные требования, предъявляемые к нему, процесс подготовки и принятия решений, процесс реализации и методы оптимизации управленческих решений.
уметь: принимать решения единолично и коллективно. Определять факторы, которые влияют на процесс выбора, принятия и реализации управленческих решений, разрабатывать варианты решения проблем, выбирать рациональные решения, охарактеризовать методы принятия решений и аргументировать их.
Иметь представление: о принятии решений в условиях неопределенности и риска, о формах принятия решений и способах их фиксации, об этапе контроля и оценки решения;
Оборудование: инструкционная карта.
Ход практического занятия.
1. Методические указания по выполнению практической работы.
Практическая работа состоит из заданий и рассчитана на 4 часа рабочего времени. На выполнение задания № 1 отводится 15 минут, № 2 – 30 минут, № 3 – 20 минут.
Ответьте на вопросы и сформулируйте свое мнение по каждому заданию и по каждой ситуации. Результаты ответов запишите в тетрадь. Перед этим детально повторите теоретический материал по предлагаемым вопросам. Запишите в тетради дату занятия. тему. вопрос и ответ на него.
2. Выполнение практической работы.
2.1. Актуализация знаний:
- ответьте на вопросы (устно)
1. С чем связана необходимость принятия решения?
2. Чем отличается принятие решений в организации от решений индивидуума?
3. Какие основные виды решений Вы знаете?
4. Что называется процессом принятия решений, каковы его основные этапы?
5. Какие математические модели могут помочь руководителю в принятии решения?
6. Для чего и в каких ситуациях при принятии решений используется метод экспертных оценок?
7. Рассмотрите основные виды оптимизации управленческих решений?
8. Что представляет собой согласование решений?
2.2. Выполнение практической работы:
· Изучите задание.
· Ответьте на вопросы письменно.
Задание № 1
Практическая ситуация № 1
Долгое время Швейцария занимала лидирующую позицию в производстве часов, в 70 – е годы Япония вышла на мировой рынок с кварцевыми часами (примечательно, что идея кварцевых часов родилась в Швейцарии) и бросила вызов в отношении дизайна и цены. Швейцарцы стремились сохранить традиционный дизайн и выпускали дорогостоящую продукцию. Японцы освоили серийное производство кварцевых часов, которые не уступали Швейцарии по точности, а стоили в 10 раз дешевле. При этом, они достигли высот в технологии и дизайне, создав самые изящные часы толщиной 2,5 мм. Именно это достижение конкурентов заставило швейцарцев обратить внимание на оформление продукции. Они смастерили часы толщиной 1 мм, постарались найти новую нишу на мировом рынке. предложив потребителям продукцию с прекрасными технологическими свойствами и дизайном, доступную по цене. А также создали часы самых разнообразных цветов оттенков стилей. К концу 80-х гг. ежегодное производство швейцарских часов достигло 30 млн. штук. В результате была спасена часовая промышленность.
Вопросы:
1. Какое неверное решение было принять швейцарскими промышленниками?
2. Определите, в чем проблема и каковы возможности для швейцарских фирм?
3. Какие на ваш взгляд, возможности не реализовали швейцарцы?
4. В чем причины успеха японцев?
Задание № 2
Ознакомившись с ситуациями, ответьте на вопросы и результаты запишите в таблицу.
№ п/п | Характеристики и вид принимаемого решения | Лица, участвующие в процессе принятия решения | Уровни принятия решений | Информация необходимая для принятия решения | Возможные альтернативные решения |
Ситуация № 1
Старший продавец Орлова С.П. магазина «Обувь» подала заявление с просьбой об увольнении. Заведующий магазином принял решение об увольнении ее просьбы.
Ситуация № 2
Подчиненный опоздал на работу на 15 минут. Руководитель объявил ему предупреждение.
Ситуация № 3
В связи с предстоящей реорганизацией производства и сокращением штатов руководитель поручил назначенному им бригадиру подобрать работников бригады.
Ситуация № 4.
В связи с недостатком подачи электроэнергии Министерство атомной энергетики приняло решение о строительстве Смоленской АЭС.
Ситуация № 5
К руководителю предприятия обратился молодой специалист с жалобой, что его обошли с премией. Распределение премии по КТУ происходило на собрании трудового коллектива отдела, когда молодой специалист был в командировке. Руководитель согласился с мнением коллектива отдела.
Задание № 3
Проведите разбор конкретных ситуаций.
Ситуация № 1
В магазине «Овощи-фрукты» в связи с увеличением объема товарооборота возросли затраты ручного труда и численности работников, связанных с погрузочно – разгрузочными операциями.
Определите круг вопросов, которые необходимо решить, а также, кто конкретно их должен решать и в чем должен выразить, в первую очередь, экономический эффект.
Ситуация № 2
Молодой человек решил организовать бизнес на паях со своим знакомым. вместе с тем он сомневается в надежности молодого партнера. как ему лучше поступить?
Ваш вариант решения аргументируйте.
Ситуация № 3
Директор организации стал замечать, что резко ухудшилась дисциплина: участились опоздания, прогулы, увеличилась текучесть кадров.
Какие решения должен принять директор? Какие звенья управления должны участвовать в подготовке решений? Необходимая информация и формы решений.
Задание № 4
Принятие управленческих решений.
Цель:
В зависимости от конкретной ситуации выбрать наиболее правильное решение по отношению к подчиненным.
Определить свой стиль руководства, узнав сильные и слабые стороны и пригодность к руководящей должности.
Ситуация № 1
Требование повышенной заработной платы.
К вам приходят сотрудники с вопросом повышения заработной платы, ссылаясь при этом, что на другом предприятии они будут получать больше и уволятся, если вы ее не увеличите. Что вы ответите?
а) Вы отказываетесь в повышении зарплаты, т.к. считаете их требования неправильными. Скрепя сердце, Вы скорее смиритесь с нехваткой рабочей силы, чем вызовите недовольство других сотрудников, т.е. Вы предпочитаете увольнение.
б) Удержите сотрудников от увольнения, обещанием повысить зарплату с условием никому не говорить об этом.
в) Спросите сотрудника, является ли его зарплата справедливой в сравнении с его коллегами и на каком основании он требует ее повышения? Вы объясните, что имеются определенные трудности, которые будут затем сняты и он может решить целиком свою проблему. По вашему мнению, сотруднику неправильно была определена категория и Вы поставите вопрос о ее пересмотре?
Ситуация № 2
Отсутствие пунктуальности.
В Ваше предприятии один из сотрудников регулярно по утрам опаздывает на работу. Вы как руководитель приходите вовремя и повода к опозданию не даете. Что вы сделаете, чтобы работник приходил вовремя на работу?
а) Утром Вы ожидаете его прихода на работу около рабочего места и заставляете в присутствии коллектива объяснить причину. Затем просите его исправиться и впредь такого не допускать.
б) С глазу на глаз объяснитесь с ним, при этом говорите, что отсутствие пунктуальности – плохая черта и что и в других вопросах он может быть ненадежным, также, что он служит плохим примером для своих коллег и если он не исправится, то будет нести за это ответственность.
в) Вы вызовите сотрудника к себе и спросите объяснить причину опоздания. Если причина объективная, то все равно объясните, чтобы впредь такого не было, и он должен быть на работе вовремя. Объясните также, что это с его стороны некорректно и к каким последствиям может привести низкая трудовая дисциплина, если все будут опаздывать.
Ситуация № 3.
Перевод сотрудника на работу в другое подразделение.
В вашей сфере деятельности из-за применения рационалистического метода, освобождается одно место путем перевода сотрудника в другое подразделение с такими же условиями профессиональной деятельности.
Каких сотрудников Вы выберете для перевода на другое место работы?
а) Вы выбрали молодого и хорошего сотрудника, который освоил свою работу и является ценным для Вас. И Вы надеетесь, что на другом месте он достигнет таких же хороших результатов труда, как и в Вашем подразделении.
б) Вы решите перевести сотрудника, от которого давно хотели избавиться, так как, он постоянно брюзжит и создает конфликтные ситуации в отделе.
в) Выберете пожилого сотрудника, который ввиду болезни часто отсутствует на рабочем месте.
Ситуация № 4
Делегирование права на принятие решения.
Корреспонденция в Вашем подразделении обрабатывается неточно и недостаточно надежно.
а) Вы проверяете всю входящую и исходящую корреспонденцию для того, чтобы выявить важные проблемы и гарантировать правильность их решения.
б) Поручите обработку корреспонденции ответственному исполнителю, который информирует Вас о важных проблемах и предлагает в экстренных случаях их решение.
в) Поручите секретарю сортировать корреспонденцию и передавать письма Вам, которые кажутся ему более важными прежде чем они будут направлены ответственному исполнителю.
Ситуация № 5
Текучесть кадров.
Получив на курсах дополнительную профессию, сотрудник хотел бы занять соответствующее ему рабочее место. Он просит поддержать его в этом. Как Вы поведете себе, если в сфере Вашей компетенции такого места нет?
а) Вы не хотите терять этого сотрудника и поэтому, пытаетесь затянуть этот вопрос. Если сотрудник будет настаивать, вы будите ему всячески препятствовать в продвижении по службе.
б) Соответствуете обратиться в отдел кадров, но одновременно оставаться на рабочем месте до замены его другим сотрудником.
в) Описываете преимущество данной работы, и что он рискует сменой рабочего места.
3. Контроль: подготовить тетрадь с письменными ответами для сдачи на проверку.
4. Задание на дом:
Доработать результаты практической работы, подготовить ее для сдачи на проверку.