Инструкционная карта практического занятия № 10
МДК 03.01 Управление структурного подразделением организации. Курс 3 группа ТВ-31, ТВ-32 .
Тема: «Власть и личное влияние»
Вид занятия: Практическая работа.
Задачи: научиться определить стиль руководства в конкретной ситуации, применять правила административного распорядительства, выделять особенности направленности внимания руководителей, учитывать интересы подчинённых и производства, вырабатывать собственный стиль управления.
Развивать: инициативу, мышление, умение видеть проблемы с точки зрения руководителя, аналитические способности, коммуникационные навыки и умения, мотивированность к участию решения управленческих задач.
Воспитывать: целеустремлённость в достижении целей, уважение к людям, традициям, обществу, лидерские качества: общительность, решительность, отзывчивость.
Студент должен:
Знать: сущность и классификацию стилей руководства: демократического, авторитарного, либерального. Реакцию коллектива на различные стили руководства. Сущность адаптивного стиля. Связь стиля руководства и ситуации.
Уметь: применять тот или иной стиль руководства в различных ситуациях, действовать путём убеждения, объединять традиции организации и управления, формы и правила администрирования в свой стиль управления.
Иметь представление: о слабых сторонах влияния через стаж, о сравнении различных методов влияния, о практическом исследовании влияния.
Оборудование: Инструкционная карта.
1 . Методические указания по выполнению практической работы.
Практическая работа состоит из 4 заданий, на выполнение которых отводится 45 минут рабочего времени, и практической ситуации, которая анализируется в течение 45 минут Ответом на вопросы для самоконтроля (устно) и сформулируйте своё мнение об основных аспектах применения власти и влияния. Перед этим повторите теоретический материал по предлагаемым вопросам.
Ответьте на вопросы к заданиям письменно, проанализируйте ситуацию.
2. Выполнение практической работы:
2. 1 . Актуализация знаний, ответьте на вопросы для самоконтроля (устно):
1 . Дайте характеристику форм власти.
2. Расскажите о методах влияния руководителя на коллектив,
3. В чём заключается сильные и слабые стороны влияния путём убеждения?
4. Сравните различные методы влияния.
5. Как используется влияние в различных ситуациях?
6. Какие стили руководства Вы знаете?
7. В чём особенность применения адаптивного стиля руководства?
8. Если бы Вы были руководителем низового звена, как бы Вы предпочли влиять на высшее руководство, чтобы оно приняло одну из Ваших идей? 2.2.Выполнение заданий:
- изучите задание
- ответьте на вопросы письменно.
Задание № 1.
Нередко высказывается мнение, что зарплата сотрудников фирмы должна складываться из трёх частей:
- за выполнение должностных обязанностей;
- за выслугу лет и с учётом фактора стоимости жизни;
- за достигнутые результаты в работе за прошедший период.
Этот подход не является бесспорным. Предложите свою систему материальных и моральных компонентов, определяющих динамику заработной платы сотрудника банка в зависимости от имеющихся результатов, исходя из реакций современной России.
Задание № 2.
Дайте ответы на следующие вопросы:
1. Какие методы воздействия на сотрудников Вы считаете более результативными - убеждение или принуждение?
2. Какова здесь сила Вашего примера?
3. Какие новые методы влияния на занятых в фирме людей Вы хотели бы внедрить?
Задание № 3.
Общепризнанно, что менеджер должен быть лидером, оказывающим энергичное воздействие на каждого работника и коллектив в целом, направлять их действия на достижение целей, поставленных перед фирмой. Предложите собственную систему действий менеджера российской фирмы по обеспечению его лидерства в компании.
Дайте ответ на вопрос: может ли увеличивать менеджер свою власть, передав часть её своим подчинённым (делегирование полномочий), в частности поручив им ответственные задания? Согласны ли Вы с таким подходом?
Задание № 4.
Построенные нововведения в различных областях управления являются основой процветания любой компании. Вместе с тем нередко менеджеру приходится сталкиваться с сопротивлением переменам. Какие, по Вашему мнению, действия может предпринимать менеджер, чтобы преодолеть такое противодействие инновациям? Какую программу инноваций Вы предложите, если Вас назначат менеджером фирмы?
Ситуация для анализа.
«Использование власти, производящей компьютеры».
Уильям X. Гейтс, возможно, является одним из самых влиятельных людей в отрасли, производящей персональные компьютеры. В 1980 г. в его компанию «Майкрософт» обратилась компания «Ай Би Эм» относительно разработки операционной системы для её нового персонального компьютера. Благодаря усилиям своего недавно нанятого программиста, «Майкрософт» теперь всем известную программу М8-ЕЮ8, которая используется во всех персональных компьютерах «Ай Би Эм» и совместимых с ними компьютерах.
Впоследствии «Майкрософт» стал буквально незаменим в отрасли компьютеров. Компания поставляла математическое обеспечение, которое профессиональные программисты используют на компьютерах производства «Ай Би Эм» и «Эппл». Под руководством Гейтса «Майкрософт» установил стандарты для программ, которые управляют сетями персональных компьютеров и периферийных устройств. В данный момент разрабатывается операционная система для второго поколения персональных компьютеров «Ай Би Эм».
Стратегия установленная новых стандартов, что в дальнейшем гарантирует долю на многих рынках, сделали «Майкрософт» крупнейшей компанией по разработке математического обеспечения в США, а Гейтса - миллиардером. Согласно журналу «Уолл Стрит Джорнер», «эта стратегия основывается исключительно на силе воли господина Гейтса, а так же на его умении убеждать, уговаривать, а иногда —и припугивать своих самых крупных клиентов, заставляя их покупать умопомрачительные персональные компьютеры, которые на каждом шагу пользуются услугами «Микрософт».
Легенды о тактике сильной руки, применяемой Гейтсом, знают все. В 1985 г., когда Джон Скалли из «Эппл» разрабатывал язык «МакБейсик» для своего персонального компьютер «Макинтош», Гейтс пригрозил остановить действие купленной «Эппл» лицензии на использование программ, которое «Майкрософт» разработал для «Эппл-П», если Скалли не закроет проект «МакБейсик». Учитывая, что дела с линией «Макинтоша» тогда обстояли плохо, а необходимые для оплаты многих счетов средства поступали только с линии «Эппл-П», Скалли ничего не оставалось, как согласиться.
Многие клиенты и конкуренты уважают Гейтса и восхищаются им. Джон Роуч, высшее административное лицо компании «Тэнди» говорит: «В этой отрасли нет никого более надёжного, чем Билл Гейтс». Гейтсу известны планы дальнейшего развития продукции большинства ведущих производителей компьютеров. Другие считают Гейтса надменным и слишком амбициозным. Они утверждают, что его осведомлённость о деловых планах такого большого числа компании даёт ему незаслуженное преимущество и создаёт потенциальный конфликт интересов. Другие, однако, ждут не дождутся когда «Ай Би Эм» решит, что она стала слишком уязвимой для Гейтса и «Майкрософт» и прекратит свои отношения с ними.
Вопросы:
1. Влиятелен ли Билл Гейтс? Обладает ли он властью?
2. Какой тип власти он использует?
3. Использует ли Билл Гейтс для своего влияния такие методы как убеждение или вовлечение трудящихся в принятии решений?
3.Контроль: подготовить тетрадь с письменными ответами для сдачи на проверку.
4. Задание на дом:
Доработать результаты практической работы, подготовить её для сдачи на проверку.