Теория не доказала, что удовлетворение потребностей более низкого уровня не являются условием перехода к следующему уровню
В теории не учтены индивидуальные черты людей.
Подобной структуры в чистом виде нет.
Также к группе содержательных теорий относится потребностей Дэвида Мак Клелланда. В соответствии с этой теорией поведение человека в процессе совместной деятельности определяется потребностями высшего уровня:
а) потребность в успехе как потребность в доведении работы до успешного конца;
б) потребность во власти как желание воздействовать на других и брать ответственность за работу и ее результаты на себя;
В) потребность в причастности, то есть в общении, помощи другим.
Основа поведения человека – потребности высших уровней (стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию). Люди с сильной потребностью в успехе стремятся к умеренному риску, личной ответственности, инициативе, конкретному поощрению. Люди с сильной потребности во власти пригодны для руководящих должностей, имеют организаторские способности, уверены в себе и коллективе. Люди с сильной потребностью в причастности быстро налаживают доброжелательные отношения в коллективе, успешно решают споры и конфликты.
Для людей с потребностью в успехе менеджер должен ставить сложные задачи, делегировать достаточно полномочий, гарантировать им вознаграждение по результатам труда. Людей, у которых выражены потребности во власти, менеджеры не должны использовать на должностях ниже среднего ранга. Для людей, у которых выражены потребности в причастности, менеджеры должны создать неформальные коммуникации.
Недостатки теории:
Не показан механизм управления потребностей низшего уровня (физиологические, безопасности), которые в российской экономике не менее активны, чем высшие.
Не достаточно учтены индивидуальные особенности каждого работника.
Использование модели на практике вызывает значительные организационные трудности.
В эту же группу относится двухфакторная теория Фредерика Герцберга. В соответствии с этой теорией выделены две группы потребностей: гигиенические и мотивационные. Первая группа факторов (гигиенические факторы) связана с внешней средой – это политика фирмы и администрации, условия работы, заработок, отношения с руководством и коллегами. Гигиенические факторы Ф. Герцберга, как видно, соответствуют физиологическим потребностям (потребности в безопасности и уверенности в будущем). Мотивационные факторы связаны с характером работы, то есть с успехом, продвижением, признанием и возможностью творческого и делового роста. Отсутствие гигиенических факторов приводит к неудовлетворенности работой, то есть не имеет мотивирующего характера. Мотивационные факторы в недостаточном виде не вызывают неудовлетворенности.
Менеджер должен учитывать наличие в организации двух групп факторов одновременно, составлять перечни факторов для работников, которые самостоятельно выявляют свои предпочтения, то есть знать, какие потребности актуальны для работника из числа гигиенических.
Недостатки этой теории:
В основе лежат субъективные методы исследования.
Отсутствие тесной корреляции между удовлетворением и производительностью труда.
Наличие двух групп факторов одновременно не всегда возможно и не всегда подходит работникам.
Отсутствие отражения в модели вероятностного характера мотивации.
Изложенные концепции позволяют сделать вывод о том, что отсутствует какое-либо канонизированное учение, объясняющее то, что лежит в основе мотивации человека и чем определяется мотивация. Каждая из изложенных теорий имеет определенное принципиальное отличие. Так, например, в концепции Маслоу потребности расположены иерархически и восхождение по ним идет снизу вверх. МакКлелланд ввел по отношению к рассматриваемым им потребностям идею их приобретения и развития под влиянием обучения и жизненного опыта. В теории Герцберга потребности делятся на две большие группы: гигиенические и мотивационные.
Как видно, каждая из теорий имеет что-то особенное, отличительное, что дало ей возможность внести существенный вклад в разработку знаний о мотивации. Однако при этом все три вышеописанные теории имеют нечто общее. Характерной особенностью всех этих теорий является то, что они изучают потребности и дают их классификацию, позволяющую делать некие выводы о механизме мотивации человека. Сравнивая классификации всех трех теорий, можно отметить, что выделенные в различных теориях группы потребностей достаточно определенно соответствуют друг другу.
Третью группу составляют процессуальные теории, которые отражают динамику взаимодействия различных мотивов. К той группе относится теория ожидания В.Врума, теория справедливости Адамса и комплексная модель Портера-Лоулера.
Согласно теории ожиданий не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения. Человек ждет, что выбранный тип поведения приведет к удовлетворению потребностей.