Несмотря на достаточно сложную ситуацию, сложившеюся в России, есть люди, которые сумели организовать надежный бизнес, приносящий внушительные доход. Как же им это удалось?

Компания Parallels, была основана в 1999 году. Ее основная специализация- разработка программного обеспечения, автоматизация, виртуализация. На данный момент компания работает более чем в пятнадцати странах по всему миру, на рынках Европы, Азии, Северной Америки. Данная компания является мировым лидером в области разработки программного обеспечения, занимающаяся оптимизацией вычислительных функции как для корпоративных заказчиков, операторов связи на всех известных аппаратных платформах, операционных системах, так и для индивидуальных пользователей. Parallels в своем штате насчитывает порядка 700 человек. Штаб-квартира располагается в Швейцарии, Шаффхазене. Центры разработок- в России. Компания не ограничивается только лишь разработкой программного обеспечения. Другими направлениями является развитие рынка услуг хостинга приложений и разработки по созданию инфраструктуры виртуальных ПК. В 2009 году выручка компании составила более $ 100 млн., 95%- от продажи на международных рынках. Компания получила более 30 международных наград, является одним из ста финалистов Red Herring 100, которая присуждается наиболее технологичным компаниям в Северной Америке. Parallels является лауреатом ежегодной премии CNews Awards в 2008 году по номинации « ИТ-компания года». Основателем компании является Сергей Белоусов- успешный руководитель с 15-летним опытом развития, создания, управления транснациональными компаниями и успешный предприниматель. Сейчас он председатель правления и главный архитектор. Новый генеральный директор Биргер Стен в 2010 году перешел из компании Microsoft, где возглавлял управление проектами, продажи и поддержку клиентов. На данный момент его основной задачей является ускорение, итак не прекращающегося роста компании. Он зарекомендовал себя как человек способный принимать серьезные решения и заниматься оперативным управлением, создавать и укреплять партнерские связи. Старший вице-президент по виртуализации и хранению - Станислав Протасов, имеет степень бакалавра и доктора информатики Московского физико-технического института. Вице-президент по системам автоматизации - Олег Мельников, со степенью бакалавра и магистра информатики того же, что и Протасов института. Вице-президент по снятым с разработки продуктам и технической поддержке - Алексей Кандиков имеет степень бакалавра прикладной математики и степень магистра техники и информационных технологий Новосибирского государственного технического университета. Член Российского союза дизайнеров.

Как же Белоусову удалось организовать такую команду, найти и заставить хорошо работать на себя столько людей. Из интервью журналу Forbes: «Есть бизнес, построенный на ресурсах, которые легко купить. Строительство, например. А есть бизнес, где самое главное — люди. Мой партнер Илья Зубарев часто повторяет: главная сложность софтверного бизнеса в том, что все зависит от каждого человека. Нам всех надо постоянно мотивировать. Причем не просто чтобы они на нас работали, а чтобы думали головой. Обычно люди думать головой не хотят. Основной бизнес-процесс — сделать так, чтобы люди все время думали, генерировали и воплощали тактические идеи в новых продуктах».

По примеру Microsoft в компании Parallels четко организован именно производственный процесс. Мотивация в ней основана на базовых инстинктах. По мнению С. Белоусова, любопытство является той движущей силой, двигающей человечество вперед. В компании стараются много делать для появления идей и платят сотрудникам за получение патентов за разработки. В Parallels создан так называемый механизм, позволяющий переваривать и понимать чужие технологии и бизнес- модели. Если Белоусову необходимо расширить свои знания в какой-то конкретной области, а для этого необходимо прочитать 300 страниц текста, затратив при этом 10 часов времени, он обращается к «толковому человеку», который разбирается в предмете и делает выписку из трехсот страниц в тридцать. Важно отметить, что многие решения, которые были воспроизведены , были приняты интуитивно, на эмоциях. А на вопрос имеет ли смысл планирование, прогнозирование новых идей, Белоусов отвечает так: «Как сказал Эйзенхауэр, планы бессмысленны, планирование бесценно. Бизнес — командная игра. Для того чтобы вместе что-то сделать эффективно, нужно разобраться, что именно делать, договориться о роли каждого. И процесс планирования помогает общему пониманию. Поэтому чаще всего команды, которые не провели планирования, проигрывают командам, которые его провели, вне зависимости от того, насколько те следуют своему плану».

Компания находится в переходном состоянии, так как планирует увеличить количество работников с 700 до 1000. Поэтому из состояния, в котором можно было существовать без особых правил, придется ввести некоторые, но как можно более лояльные правила. Главное в том, не ограничивать своих сотрудников, ведь IT-компании очень сильно зависят от креативности, своеобразной смеси науки, ремесла и искусства. В компании делается упор на получение удовольствия от результата, создание хороших продуктов, то есть на профессиональное удовольствие. Мотивацию компании Parallels можно поделить на три основных составляющих. Первая - это конечно денежная мотивация, финансовая. В компании адекватно высокая заработная плата, опционы, бонусы и т.п. но данная мотивация, является мотивацией до тех пор, пока сотрудник не начнет зарабатывать достаточно. Вторая мотивация - основана на том, чтобы показать сотрудникам, что они создают что-то реально нужное, настоящее. То есть это участие в интересных работающих проектах. От сотрудников требуется, чтобы они думали и хотели быть полезными. Третья мотивация – это развитие и самоулучшение, повышение квалификации. «Здесь каждый строитель от себя что-то добавляет, крутит, думает, как лучше сделать».

Если соотнести данные принципы с тему что приведены в первой главе можно сделать вывод о том, что нельзя придерживаться какой-то конкретной тактики или принципа, на протяжении всей жизни компании. С развитием компании меняется и стиль ее управления и мотивация. Нет конкретной концепции, формулы, сулящий успех, но проведя некоторые исследования, и поняв каких целей хотите добиться в своей организации - можно взять то лучшее с вашей точки зрения, что было предложено кем-то и, что, позволяло достичь успеха. В данной компании мы видим, принцип, взятый из теории Герцберга и его системы обогащения труда, а именно то, что работник сам должен составлять расписание своей работы. Это, кстати, часто сейчас встречается, особенно в интернациональных компаниях, где нет установленного нормированного графика, там просто важен конечный результат, выполненный в указанный срок. На основе анализа Портера и Лоулера видно, что именно результативный труд ведет к удовлетворению потребностей. То есть правильная поставка и реализация целей, которые способствуют удовлетворению потребности в самоутверждении и тем самым к стимулированию мотивации. Работник принимает участие в принятии решения. « Здесь каждый строитель от себя что-то добавляет, крутит, думает, как лучше сделать». Если соотнести с теорией ожидания Врума, где он говорит о то, что работник часто задается вопросом «будет ли вознаграждение достаточным?» и в зависимости от того, достаточное оно или слишком высокое, что, стоит заметить демотивирует. Врум утверждал, что подчиненные работают эффективнее и продуктивнее, если уверены, что оправдаются их ожидания. В компании Parallels, по словам Белоусова, зарплата адекватно высокая. Этой адекватности как раз и не хватает многим нашим предприятиям.

Заключение

Человек осуществляет определенные действия в соответствии с давлением на него совокупности внутренних и внешних сил. Совокупность этих сил, называемая мотивацией, вызывает у людей далеко не одинаковую реакцию. Поэтому невозможно однозначно описать процесс мотивации. В то же время на основе эмпирических исследований было разработано несколько концепций, описывающих факторы, влияющие на мотивацию и содержание процесса мотивации.

Так называемые теории содержания мотивации основное внимание уделяют тому, как различные группы потребностей оказывают влияние на поведение человека. Широко признанными концепциями этой группы являются: теория иерархии потребностей Маслоу, теория двух факторов Герцберга и теория приобретенных потребностей МакКлелонда.

Процесс мотивации раскрывается в теориях, пытающихся объяснить, почему люди готовы осуществлять определенные действия, затрачивая большие или меньшие усилия. Теория ожидания Врума, теория справедливости Адамса и модель Портера-Лоулера, объясняя то, как следует воздействовать на людей, чтобы побуждать их к результативной работе, дают менеджерам ключ к построению двойственной системы мотивирования людей.

Проектирование работы предполагает получение ответа на вопросы: что делается и как делается. Для описания работы используется система параметров, включающая в себя масштаб, сложность и отношения по работе. Существуют различные модели проектирования работы, такие как ротация мест, расширение объема и обогащение содержания.

Наши рекомендации