Построение систем управления, ориентированных на рынок
3 этап – построение систем управления, ориентированных на рынок (с 2-й половины ХХ ст.) – связанный с возникновением на предприятиях проблем перепроизводства, которые вызваны необеспеченным спросом. На этом этапе системы управления людьми, которые были созданы рыночно-ориентированными управленческими школами, базируются на маркетинговых концепциях. То есть планирование производственной и реализационной деятельности, подбор соответствующих кадров, формирование систем материального и нематериального стимулирования, контролирование и регулирование на всех этапах процесса управления начали осуществляться согласно требованиям рынка (спроса, предложения, конкуренции, условий сбыта, потенциала целевых сегментов рынка и т.п.).
Сегодня маркетинг рассматривают как деятельность, которая направлена на создание спроса и достижение целей предприятия через максимальное удовлетворение нужд потребителей. Маркетинговая деятельность направлена на исследование рынка (исследование поведения потребителей, анализ и оценка маркетинговых возможностей предприятия, сегментация рынка и выбор целевых сегментов, позиционирование товара на рынке и т.п.) и разработка комплекса маркетинга (набора средств маркетинга, совокупность которых предприятие использует для влияния на целевой рынок).
Количественные (экономико-математические) методы – школа науки управления
4 этап – активное применение количественных (экономико-математических) методов – связанный с широким применением в менеджменте математики. Ярким представителем этого этапа является школа науки управления ( количественного подхода) ( 1950 г. и к нашим дням).Основой школы является исследования моделей, то есть форм представления реальности, и операций. После создания моделей переменным величинам предоставляются количественные значения. Особую роль здесь играет техническое и программное обеспечения. Представители этой школы рассматривают управление как логический процесс, который может быть выражен в математической форме. Разработка концепций управления базируется на применении математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджера.
Подходы в менеджменте
5 этап – формирование системных и ситуационных подходов в менеджменте – связанный с рассмотрением организации как системы, деятельность которой постоянно зависит от сменного набора обстоятельств. В основе системного подхода – использование теории систем, которая в менеджменте сформулирована в конце 50-х лет XX ст. Система –совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, которая имеет целью достижения определенных целей и основывается на принципах самоорганизации, синергии и развития. Самый существенный взнос в развитие системного подхода принадлежит Честеру Бернарду (1886-1961), который рассматривал организацию как социальную систему; Питеру Друкеру (1909-2005), который концентрировал исключительное внимание на роли профессионализма менеджера, самоуправлении, организационной направленности и т.п.; авторам модели Мак-Кинзи «7-8» – Томас Питер (1942 г.р.) и Роберт Уотерман (1947 г.р.).
Для любой системы характерными есть такие свойства:
1. Целостность, то есть совокупность элементов, которая рассматривается как система и представляет несомненно целое, которое имеет общие свойства и собственное поведение.
2. Елементность. Чтобы быть системой, целостный объект должен быть разделен на элементы. Каждый элемент, в свою очередь, может рассматриваться как система и делиться, то есть включать другие элементы. Граница деления системы определяется конкретной задачам исследования системы и ее масштабом.
3. Иерархичность – подчинение элементов и компонентов системы. Это свойство связанное с предыдущей и рассматривается как образ построения структуры системы, то есть система рассматривается как совокупность элементов, связанных через отношения подчинения.
4. Изолированность – комплекс элементов, которые образовывают систему, и связи между ними можно отделить определенной мерой от окружающего среды и рассматривать их изолировано. Как правило, система взаимодействует с внешней средой через входы и выходы.
5. Множественность – каждый элемент системы имеет собственное состояние, свойства и определенное поведение, отличные от состояния, свойств и поведения других элементов.
6. Целеустремленность существования, то есть наличие цели. В зависимости от конкретной проблемы, задача или сферы существования, взаимосвязанная совокупность элементов, которые формируют систему, имеет свою цель, которая определяет ее поведение и образ существования.
7. Емерджентность (англ. emergence – возникновение, появление нового). Сущность этого свойства заключается в том, что каждый элемент системы характеризуется определенными автономными свойствами. Поскольку в пределах системы элементы с них свойствами вступают во взаимодействие, то система как объект может рассматриваться и как элемент системы высшего порядка, а также характеризоваться определенными свойствами. Емерджентность заключается в том, что свойство системы как целого не является равноценной сумме свойств ее элементов. В системе появляются новые свойства, характерные лишь для нее как для целого.
Все организации (объекты управления) являются системами, которые составляются из таких элементов: структура, задача, технология, ресурсы, люди и целые. Существуют закрытые (имеют фиксированные жесткие условия, не зависят от внутреннего среды) и открытые (взаимодействуют с внешней средой) системы. Все организации являются открытыми системами. Графическое изображение организации как открытая система представлена на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Графическое изображение организации как открытой системы
Дальнейшие разработки П. Друкера и других исследователей стали основой «эмпирической» школы менеджмента,которая имела целью изучения содержания работы и функций руководителей, централизации и децентрализации в управлении, делегирование полномочий и ответственности, условий применения целевого управления.
Ситуационный подход(разработанный в 60-х годах) выходит из понятия ситуации как конкретного набора обстоятельств, которые влияют на организацию на протяжении определенного периода времени. Он направлен на подбор рычагов менеджмента для конкретных управленческих ситуаций с целью наиболее эффективного достижения целей организации. Впервые понятие ситуационного управления появилось в исследованиях американских ученых. Практическая направленность исследований ситуационного управления была связана прежде всего с обучением менеджерам методов анализа проблем, ориентированием персонала на приспособление структур управления к условиям, в которых постоянно меняются характеристики среды. Самым существенный результатом разработок в этой сфере есть вывод о том, что формы, методы, стиле управления должны существенным образом меняться в зависимости от условий деятельности предприятия.