Тема 11. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА
Эффективность системы менеджмента.
11.2. Показатели эффективности системы менеджмента
Эффективность систем менеджмента
Организационные изменения и организационное развитие должны быть направлены на повышения результативности и эффективности менеджмента. Выделяют экономическую, организационную и социальную эффективность систем менеджмента.
Экономическая эффективность менеджментаотображает экономические результаты деятельности организации при определенной системе управления. Показатели экономической эффективности можно отнести: величину прибыли, себестоимости, объем изготовленной продукции, объем реализации продукции, фондоемкость, уровень ликвидности, уровень риска, коэффициенты автономии, финансовой стойкости, рентабельности, обращения и т.п.
Организационная эффективность менеджментахарактеризует качество построения организации, ее системы управления, принятие управленческих решений, реакцию системы управления на стрессы, конфликты, организационные изменения и т.п. Социальная эффективность менеджмента отображает влияние менеджмента на процессы формирования профессиональных характеристик работников, в том числе руководителей, формирование корпоративного духа, соответствующего психологического климата в коллективе, атмосферы защищенности и причастности к целей организации, перспектив развития социальных учреждений и т.п. К таким показателям принадлежат: состояние трудовой дисциплины, стабильность кадров, состояние социально-производственной ситуации на предприятии, условия работы и т.п.
Показатели эффективности системы менеджмента
Систему критериев, оценки эффективность деятельности организации, приведено в табл. 11.1.
Таблица 11.1
Критерии оценки эффективности деятельности организации
Признак классификации | Содержание показателя | |
Количество показателей | Общие критерии эффективности | 1. Темпы роста общих результатов деятельности (объемов производства и реализации, суммы прибыли, доли рынка) |
2. Уровень общей рентабельности | ||
3. Коэффициент финансовой стойкости | ||
4. Коэффициент платежеспособности | ||
5. Снижение расходов | ||
Частичные критерии эффективности | Показатели эффективности использования трудовых ресурсов | 1. Темпы роста производительности работы |
2.Коэффициент соотношения темпов роста производительности работы и темпов роста заработной платы | ||
3.Доля прироста объема производства в результате роста производительности работы | ||
Показатели эффективности использования материально-технических ресурсов | 1. Фондоотдача | |
2.Коэффициент обращения оборотных средств | ||
3.Коэффициент соотношения прироста товарной продукции к приросту оборотных средств | ||
4. Материалоемкость продукции | ||
Качественные показатели | 1. Повышение уровня качества продукции и услуг | |
2. Стабильность персонала организации | ||
3. Улучшение условий работы персонала |
Эффективность системы менеджмента – показатель, который характеризуется соотношением расходов на осуществление управленческих функций и результатов деятельности организации. Управленческие усилия определенной мерой могут быть оцененные в количественном выражении через величину расходов на управление, табл. 11.3.
Наиболее употребляемым показателем определения эффективности управления есть отношения общего или конечного результата производства к совокупным расходам на управление:
Еу = Рк/Ву,
где Еу– эффективность управления; Рк– конечный результат, полученный предприятием; Ву– расходы на управление.
Таблица 11.3
Расходы на управление
Группы расходов | Направления расходов | |
1. | Расходы на оплату труда | Заработная плата руководителей и специалистов. Заработная плата технического и обслуживающего персонала. Премии и доплаты управленцам из фонда материального поощрения. |
2. | Расходы на технику управление | Носители информации и предметы управленческой работы. Средства обработки информации и оснащение процессов управления. Знание, условия работы и т.п. |
3. | Расходы на организацию управление | НДР работы и научная организация управленческой работы. Подготовка и повышения квалификации менеджеров, мероприятия по усовершенствованию управления. |
4. | Накладные расходы | Служебные командировки и передвижения почта-телеграфные, телефонный и канцелярский расходы, другие трансакционные расходы ( деловых встреч и т.п.). |
Этот показатель может приобретать разное содержание, в зависимости от того, какая величина выступает как общий результат деятельности предприятия – объем производства, объем реализации продукции или сумма прибыли.
К количественным показателям эффективности системы управления относят и экономию живого и овеществленного труда, которая состоит в сокращении трудоемкости выполнения управленческих операций и процедур. Речь идет об уменьшении количества занятых в аппарате управления. Поэтому еще одним распространенным показателем эффективности системы менеджмента есть отношения общего результата производства (объема реализации продукции, суммы валовой прибыли) к количеству работников аппарата управления:
Еу = Рк/К,
где К - количество управленческого персонала.
Кроме названных количественных показателей, которые оценивают способность системы менеджмента обеспечивать лучший общий результат деятельности организации, используют и другие.
Вообще система количественных показателей эффективности может включать показатели, приведенные в табл. 11.4.
Учитывая это для оценивания деятельности работников аппарата управления используют качественные показатели, которые характеризуют специфику управленческой работы, табл. 11.5.
Таблица 11.4
Количественные показатели эффективности системы менеджмента
Оценка группирования | Образ расчетов показателей эффективности |
Финансовые расходы на управление | 1. Отношение общего или конечного результата хозяйствования к совокупным расходам на управление: - объем реализованной продукции, которая приходится на 1 грн. расходов на управление; - объем прибыли, которая приходится на 1 грн. расходов на управление; - коэффициент соотношения темпов изменения общего результата хозяйствования и темпов изменения расходов на управление |
2. Доля заработной платы работников аппарата управления в себестоимости продукции (услуг) и темп изменения этого показателя | |
Экономия работы аппарата | 1. Доля работников аппарата управления в общем количестве промышленно-производственного персонала организации и темп изменения этого показателя |
2. Уровень производительности работы из расчета на одного работника аппарата управления и темп изменения этого показателя | |
3. Сокращение продолжительности выполнения управленческих процедур | |
4. Сокращение непроизводительных расходов времени работников аппарата управления |
Таблица 11.5
Качественные показатели эффективности системы менеджмента организации
Показатели | Алгоритм расчетов |
Уровень управляемости | Кн = Ун/Уф, Где: Ун - норма управляемости; Уф – фактическое количество подчиненных в руководителя |
Коэффициент рациональности структуры | Крс = 1- Пф/Пос Крс = 1-аф/Аmc, где: Пф, Пос – количество подразделов в аппарате управления фактически и согласно нормативам; Аф, Аmc – количество работников аппарата управления фактически и согласно типичной структуре |
Степень централизации управленческих функций | Кц = Рфв/Рф, где Рфв - количество принятых решений при выполнении данной функции на высших уровнях управления; Рф - общее количество принятых решений при выполнении данной функции на всех уровнях управления |
Соотношение количества линейного и функционального персонала | Кс = Алк/Афк где Алк - количество линейных руководителей; Афк-Количество работников функциональных служб |
Степень формализации работы менеджеров | Кф = Анд/Азу, где Анд – количество работников, работа которых организована на основе нормативных документов; Азу- общее количество управленцев |
Коэффициент целеустремленности структуры управления | Кц.су = Аа.уп/Ауп, где Аа.уп, Ауп - количество административно-управленческого персонала, занятого решением специальных проблем, и всего управленческого аппарата |
Коэффициент полноты охвата функций управления | Ко.ф.у. = Кф/Кн, где Кф, Кн - количество функций, которые осуществляются в аппарате управления фактически и за нормативами |
Коэффициент дублирования функций | Кд = Кр..с/Кр..н, где Кр.с Кр.н - количество функций, которые осуществляются в аппарате управления фактически и за нормативами |
Коэффициент глубины специализации управленческих работ | Кг.с. = Тр.проф/Тр, где: Тр.проф -объем работ, профильных для данного подраздела; Тр - общее количество решений, принятых в подразделе. |
Коэффициент надежности структуры управления | Кнад = 1-кн/Кзаг, где Кн количество нереализованных решений; Кзаг - общее количество решений, принятых в подразделе |
Упрощенно эффективность системы менеджмента определяется уровнем удовлетворения нужд работников организации, потребителей и уровнем полученных результатов. Ч. Бернард, доказал, что уровень удовлетворения нужд каждого члена организации влияет на величину его вклада в достижение целей, если нужды не удовлетворяются, то работники уходят из организации, как неэффективной.
Контрольные вопросы для самопроверки знаний
1. Что такое организация и какие общие черты имеют все организации как объекты управления?
2. Какие факторы обусловливают необходимость управления организацией?
3. Что такая внешняя и внутренняя среда организации? Из каких компонент они составляются?
4. По какому критерию внешняя среда организации делится на среду прямого и косвенного влияния?
5. Какие роли выполняют менеджеры в организации? Как Вы их понимаете? Приведите примеры.
6. Какие специфические личные качества необходимые менеджерам?
7. Охарактеризуйте основные предпосылки возникновения науки управления.
8. Охарактеризуйте роль Ф. Тейлора в развитии науки управления.
9. Что нового в науку управления внесла административная школа.
10. Сущность «школы человеческих отношений».
11. Подходы в менеджменте.
12. Как Вы понимаете сущность планирования как функции управления?
13. Что вы понимаете под сроком «стратегия»?
14. С какой целью осуществляется анализ внешнего среды и внутренних возможностей организации?
15. Как можно классифицировать общекорпоративные стратегии?
16. В чем состоят особенности организации как функции управления?
17. Дайте сравнительную характеристику линейной и функциональной организационных структур (принципы построения, основные преимущества и недостатки, сферы применения).
18. Какой принцип положен в основу дивизиональной организационной структуры? В чем ее преимущества и недостатки?
19. Охарактеризуйте сущность матричной организационной структуры. В чем ее преимущества и недостатки?
20. Как Вы понимаете понятие «нужды» и «побуждение»? Чем они отличаются?
21. Что такое внутреннее и внешнее вознаграждения? Дайте определение категории «мотивация».
22. Какие идеи положены в основу теории иерархии нужд А. Маслоу?
23. Сущность теоретических принципов мотивации Д. МакКлелланда.
24. В чем состоит взнос Ф. Герцберґа в развитие теории мотивации?
25. За какой логикой осуществляется процесс мотивации человека согласно теории ожиданий В. Врумма?
26. На каких элементах мотивации концентрирует внимание модель Портера-Лоулера? Как они взаимосвязанные между собой?
27. Какое место функции контроля в процессе управления?
28. Дайте определение понятия «коммуникация» и объясните, почему она есть важной для менеджера.
29. Какие факторы препятствуют эффективной коммуникации? С помощью каких методов можно преодолеть препятствия эффективной коммуникации и усовершенствовать коммуникационные процессы в организации?
30. Что понимают под процессом принятия решений в теории управления? Модели принятия решений.
31. К такое «влияние», «власть», «зависимость», «полномочие»? Как эти категории соотносятся между собой?
32. Дайте определение категории «лидерство». Чем лидерство отличается от собственно управленческой деятельности?
33. Как можно классифицировать подходы к изучению лидерства?
34. Охарактеризуйте основные виды ответственности в менеджменте.
35. Раскройте сущность этики в менеджменте.
36. Дайте общую характеристику направлений повышения эффективности управленческой деятельности.
37. Назовите основные критерии эффективности деятельности организации.
38. Назовите качественные и количественные показатели эффективности системы менеджмента организации.
Литература
1. Ансофф И. Стратегическое управление. Сокр. пер. с англ./ Науч.ред. и авт.предисл. Л.И.Евенко. – М.: Економика, 2009. –519с.
2. Бодди Д., Пзйтон Р. Основи менеджмента, – СПб: Питер, 2006 – 816 с.
3. Виханский О.С. Наумов А.И. Практикум по курсу: «Менеджмент» / Под ред. А.И. Наумова. – М.: Гардарика, 2005. –281 с.
4. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник / В.Р. Веснин. –3-е изд. Перераб. И доп. – М.: ТК «вельби». Изд-во «Проспект», 2006. –504 с.
5. Гріфін Р., Яцура В. Основи менеджменту: Підручник / Наук. Ред. В.Яцура, Д. Одесневич. - Львів: БаК, 2001. - 624 с.
6. Дафт Р.Л. Менеджмент / Р.Л. Дафт. – СПб: «Питер», 2001 – 832 с.
7. Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента / П.Ф. Друкер; [пер. с англ.]. – М.: Изд. Дом «Вильямс», 2004. – 432 с.
8. 3авадський Й.С. Менеджмент:. – Т.1. – Вид. 2-ге. - К.: Укр.-фін.ін.-тут менеджменту і бізнесу, 2002. – 542 с.
9. История менеджмента: Учеб. Пособ./ Под ред.Д.В.Валового. – М., 1997. – 242с. 31.Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Уч. пос. Минск: новое знание, 2002. – 336с.
10. Кравченко В.О. Менеджмент. Навчальний посібник. – Одеса: Атлант, 2012. – 176 с.
11. Кравченко В.О., Пучкова С.І., Тупак С.М. Організація праці менеджера. Навчальний посібник. – Одеса: ОКФА, 2011. – 230 с.
12. Кузьмін О.Е., Мельник О.Г. Основи менеджменту: підручник / О. Є. Кузьмін, О.Г. Мельник. – 2-ге вид., випр. і доп. – К.: «Академвидав», 2007. – 464 с.
13. Мескон М., Альберт М.Хедоури Ф. Основи менеджмента. – М.: Дело, 2000. – 704с.
14. Нємцов В.Д., Довгань Л.Е., Сініок Г.Ф. Менеджмент організацій: Навчальний посібник. – К.:ТОВ "УВПК"ЕКС 06,2001. –392 с.
15. Пушкар Р.М Тарнавська Н.П., Менеджмент: теорія та практика: Підручник. – 2-ге вид., перероб. і доп. – Тернопіль: Карт-бланш, 2003. – 490 с.
16. Соболь С.М., Багацький В.М. Менеджмент: Навч.-метод.посіб. для самост. вивч. дисц. – К.: КНЕУ, 2005. – 225 с.
17. Стадник В.В., Йохна М. А. Менеджмент: Посібник. – К.: Академвидав, 2003. – 464 с.
18. Хміль Ф.І. Основи менеджменту: Підручник. – К.: Академвидав, 2003. – 608 с.
19. Хміль Ф.І. Практикум з менеджменту організацій: Навчальний посібник.– Львів: «Магнолія плюс», 2004. – 333 с.
20. Якокка Ли. Карьера менеджера. / При участии У. Новака; Пер. с англ. Р.И. Столлера; Общ. ред. и предисл. Ю. Медведкова. – М.: Прогресс, 2006. – 384 с.