Понятие научного метода в менеджменте
Сущность научного метода можно представить очень просто: это такая процедура получения научного знания, с помощью которой его можно воспроизвести, проверить и передать другим [3]. В философии науки научный метод трактуется как совокупность некоторых предписаний деятельности, организованная в систему. Такие предписания, входящие и состав того или иного метода, могут иметь различный уровень обязательности и определенности: например, они могут довольно жестко определять структуру деятельности, а могут функционировать на основе только общих регулятивных принципов. В последнем случае они лишь направляют деятельность, оставляя достаточно пространства для вариаций и не сводя ее к детализированному виду [44]. Также научный метод часто характеризуют как форму теоретического и практического освоения действительности, исходящего из закономерностей поведения изучаемого объекта, или иногда формулируют: «Научный метод – это теория в действии» [44]. Таким образом, метод «дисциплинирует» поиск истины, он экономит время и позволяет двигаться к поставленной цели кратчайшим путем. Методы научного познания можно сравнить с компасом, который указывает дорогу ученому. Ф. Бэкон сравнивал научный метод с факелом, который освещает ученому путь познания мира.
Научный метод – это сложная система, которая включает принципы, теории, законы, а также основанные на них исследовательские подходы, алгоритмы, процедуры, которые в совокупности могут быть классифицированы по различным основаниям. Ппо степени общности и по широте применения научный метод подразделяется на три большие группы методов – базовые методы научного познания, а также специфические и частные методы.
По этому же признаку базовые методы научного познания делятся на три группы:
1. философские методы;
2. общелогические методы;
3. общенаучные методы.
На основе базовых методов научного познания разрабатываются специфические и частные методы, присущие конкретным наукам. Специфические методы в менеджменте основываются на специфике управления и учитывают его особенности. Но специфические методы могут применяться не только в данной научной области, но и в некоторых других, как правило, смежных. Частнонаучные методы естьметоды, используемые только для данной области исследований (как правило, очень узкие). Применительно к менеджменту частнонаучные методы – это методы, разработанные и используемые только для целей управления социально-экономическими системами и процессами. Например, метод ССВУ (SWOT)-анализа или матричный метод Бостонской консультативной группы.
Философские методы отличаются всеобщим характером применения. Их используют для анализа всех природных и социальных явлений, процессов, систем, закономерностей, с которыми сталкивается человек в ходе формирования знания.
К философским методам традиционно относят:
1) диалектический;
2) метафизический метод.
Эти методы основываются на разных парадигмах и по-разному трактуют проблему взаимосвязей явлений и событий в мире, а также по-разному понимают проблему развития.
Метафизика рассматривает вещи, отвлекаясь от их связи с другими вещами. Она игнорирует развитие познаваемого предмета или сводит его к простым количественным изменениям предмета. Диалектика, напротив, призывает познавать вещи и явления в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Она полагает, что понять предмет можно, лишь учитывая законы развития этого предмета, из которых основополагающий – закон единства и борьбы противоположностей, а основополагающий принцип – принцип всеобщих связей явлений.
Общелогические методы – общие для эмпирического, теоретического ифилософского познания, а также для других видов познавательной деятельности. Это:
1) анализ и синтез;
3) обобщение, абстрагирование и классификация;
4) идеализация, моделирование и метод изучения объекта в контексте его истории (исторический метод);
5) логический метод и метод поиска аналогий;
6) индукция и дедукция.
Философские и общелогические методы образуют группу всеобщих научных методов [3]. Особенность методов данной группы в том, что они, подчиняясь закону сохранения симметрии, являются парными. На рис. 3 ниже приведены наиболее общие пары всеобщих методов научного познания. Парность проявляется в том, что методы в парах взаимодополняют друг друга, позволяя охватить целостность в процессе исследования.
Рис. 3. Взаимосвязь всеобщих научных методов [3].
Охарактеризуем кратко сущность основных всеобщих научных методов (табл. 3).
Таблица 3
Всеобщие научные методы познания
Парность всеобщих научных методов познания | |
Метафизика как метод познания противоположен диалектике, исходит из количественного понимания развития, отрицает саморазвитие [4]. Метафизика распадается на учение о самом сущем (онтология), сущности мира (космология), о человеке (философская антропология, экзистенциализм) и о существовании и сущности Бога (теология). Метафизика распадается на учение о самом сущем (онтология), сущности мира (космология), о человеке (философская антропология, экзистенциализм) и о существовании и сущности Бога (теология) | Диалектика как метод познания представляет собой форму и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления [26]. По В. Соловьеву, Д. — такое мышление, которое из общего принципа в форме понятия выводит его конкретное содержание; акт диалектического мышления заключается в переведении потенциального содержания в актуальность. В обычной речи под Д. понимают умение логически доказать свою мысль, а также искусство оспаривать истину остроумными софизмами [10] |
Анализ метод познания, содержанием которого является совокупность приемов и закономерностей расчленения предмета исследования на составные части. | Синтез –метод познания, содержанием которого является совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей предмета в единое целое. |
Индукция – метод мышления на основе перехода от частного положения к общему. Объективным основанием индуктивного умозаключения служит всеобщая связь явлений в природе. Различают полную индукцию — метод доказательства, при котором утверждение доказывается для конечного числа частных случаев, исчерпывающих все возможности, и неполную индукцию — наблюдения за отдельными частными случаями наводят на гипотезу, которая, конечно, нуждается в доказательстве [6] | Дедукция – метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждений), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом — следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция — основное средство доказательства [6]. Дедуктивное умозаключение – вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества |
Обобщение как всеобщий научный метод – это логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию, а также результат этого процесса: обобщенное понятие, суждение, закон науки, теория. Получение обобщенного научного знания приводит к усилению парадигмы целостности (т. е. всестороннего взгляда на мир) путем развития комплексных исследований внутри конкретного направления науки, и также междисциплинарных исследований [34]. Выделяют две разновидности процесса обобщения: локальное и глобальное с определением свойств каждого из них. При обобщении некоторой группы явлений находится новое, более широкое по объему понятие, отражающее общность свойств этих явлений на уровне нового знания о них. Абстрагирование характеризуют как процесс мысленного выделения какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами, какого-либо свойства предмета в отвлечении от других его свойств, какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов. Результаты абстрагирования – это образы реальности, которые обозначают обычно термином «абстракция». Отвлечением упрощают, а пополнением усложняют образ реальности, причём основой обоих актов могут быть весьма общие принципы и даже теории [48]. Абстрагирование составляет необходимое условие возникновения и развития любой науки и человеческого мышления вообще | Классификация — это разделение явлений, а следовательно, и понятий, характеризующих их, на определенные классы, позволяющие увидеть специфику явлений, их разнообразие, свойства, связи и зависимости, общее и специфическое и посредством этого вникнуть в их сущность [16]. «Классификация» (от лат. classis – разряд, группа и facere – делать) – дословно означает деление множества, распределение составляющих его элементов по классам. С.С. Розова предлагает выделить в понятии классификации три основных значения. Это, во-первых, классификация как процесс построения теоретической модели членения определенного множества, выраженного в виде понятия, на составляющие его подмножества, которые логически фиксируются в виде классов, подклассов, то т.е. единиц классификации различного уровня общности, во-вторых, сама эта теоретическая модель, представляющая собой иерархическую структуру единиц классификации, и, в-третьих, процесс операционализации и применения подобной модели в ходе сопоставления ее с материалом классификации, т.е. есть конкретными объектами или множествами, которые «распределяются» по ячейкам классификационной структуры (соотносятся с иерархически упорядоченными в этой структуре классами) [25] |
Логический метод – этометод воспроизведения в мышлении сложного развивающегося (развивавшегося в прошлом) объекта (органического целого, системы) в форме исторической теории. Наряду с историческим методом, воспроизводящим тот же объект в виде истории системы, Л. м. представляет собой форму осуществления диалектического метода в практике исследования развития объекта. Непосредственно предмет исследования, на который направлен логический метод – структурные формы (элементы, связи, зависимости и т. д.) системы, относящиеся чаще всего к какому-либо одному ее состоянию [49]. Логически воспроизведенная история изучаемого объекта – это действительная история, но обобщенная, освобожденная от всего случайного, наносного, несущественного | Метод поиска аналогий – поисксходства объектов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах. Назначение метода – поиск решений в различных областях человеческой деятельности. Областью систематического применения аналогии является теория подобия, широко используемая в моделировании. Использование аналогий - один из самых универсальных эврестических приемов, мобилизующих интеллектуальные ресурсы для поиска новых идей и решения творческих задач. Цель метода – максимально растормозить мышление, уменьшить влияние психологической инерции, найти оригинальное решение задачи. Аналогии не дают ответа на вопрос о правильности предположения, но наводят на мысль о том или ином положении [20] |
Исторический метод направлен на исследование истории изучаемого объекта в контексте всей его многогранности, с учетом мельчайших деталей и случайностей. (Сравнительно-исторический метод как развитие исторического предполагает путём сравнения выявление общего и особенного в исторических явлениях, что достигается познанием различных исторических ступеней развития одного и того же явления или двух разных сосуществующих явлений [4] | Моделирование – метод исследования объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (органических и неорганических систем, инженерных устройств, разнообразных процессов — физических, химических, биологических, социальных) и конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и т. п. [48]. Модели – предметы, явления, процессы, которые замещают объект познания (оригинал) и служат источником информации о нем. Различают два вида моделирования: материальное (предметное); идеальное (мысленное). Идеализация – мыслительная операция, связанная с образованием идеализированных объектов, которые не существуют в действительности (точка, идеальный газ, абсолютно черное тело, добро, справедливость, честь и т. д.), близок к моделированию |
Общенаучные методы включают:
1) методы эмпирического познания;
2) Методы теоретического познания.
Методы эмпирического познания реализуются в процессе научного опыта, где главная роль принадлежит чувствам. Эмпирическое знание – первичное научное знание, которое получается при контакте с изучаемым объектом. Эмпирия (лат.) – опыт. К методам эмпирического познания относятся:
1) наблюдение — целенаправленное изучение предмета на основе работы органов чувств без вмешательства в изучаемое явление;
2) эксперимент — целенаправленное изучение предмета в специально созданных, искусственных и контролируемых условиях. Здесь предмет воспроизводится искусственно;
3) сравнение — общее название методов измерений, в которых измеряемую величину сравнивают с величиной, воспроизводимой мерой [4];
4) описание — фиксирование результатов опыта, наблюдения или эксперимента с помощью специальных систем обозначения. Описание осуществляется с помощью схем, таблиц, диаграмм и т. д.;
5) измерение — выполнение познавательных действий с целью нахождения количественного, числового измерения величины.
Методы теоретического познания предполагают ведущую роль мышления в процессе научной деятельности.
К методам теоретического познания, в частности, относятся:
1) формализация — отображение научного знания с помощью знаков и символов, т.е. есть с помощью формализованного языка. При формализации рассуждения о предметах заменяются операциями со знаками, что наглядно проявляется в математике или символической логике. Однако не все науки можно уложить в русло формализации. К примеру, философия или культурология не поддаются формализации. данный метод плодотворен, прежде всего, для естественных и технических наук;
2) аксиоматический метод —выведение знания из некоторых исходных положений — аксиом. Аксиомы — это положения, которые очевидны и не требуют доказательств.
К специфическим методам менеджмента относятся те методы, которые порождаются спецификой управления социально-экономическими системами и процессами. Специфические методы на практике всегда дополняются частнонаучными методами.
Весьма полезной, с точки зрения практического использования, представляется классификация специфических и частнонаучных методов по способу и источнику получения информации об исследуемых объектах, предложенная В.М. Мишиным (табл. 4).
Таблица 4
Классификация специфических и частнонаучных методов исследования систем управления по способу и источнику получения информации об исследуемых
объектах [27]
На основе данных теоретического происхождения | На основе логико-интуитивных данных | На основе эмпирических данных | На основе комплексно-комбинированных данных |
1. Методы формализации: – методы математического анализа объектов (процессов и систем) (интегрального, дифференциального и вариационного исчислений, теория вероятностей, теория игр, поиск максимумов и минимумов функций); – статистический анализ социально-экономических процессов и систем (математическая статистика, исследования операций и массового обслуживания, теории информации); – графические методы анализа социально-экономических процессов и систем (теории графов, номограмм, диаграмм, гистограмм графиков); – аксиоматизация; – идеализация; 2. восхождение от абстрактного к конкретному; 3.моделирование (статистическое имитационное моделирование, моделирование операций по схемам случайных процессов и статистических испытаний – метод Монте-Карло и др.) 4. другие | 1.Экспертные: «мозговой» штурм (прямая «мозговая» атака, обмен мнениями, комиссия, деловая игра, конференция идей, коллективная генерация идей, творческие совещания, коллективный блокнот) 2. метод синектики; 3. сценарий; 4. дельфи; 5. постановка проблем 6.доказательства; 7. конструирование гипотез; 8. классификация и типология; 9. научное обсуждение и научная полемика; 10. структуризация («дерево» целей и т.п.); 11. морфологический анализ; 12. анализ проблем; 13. аналогий; 14. тестирование; 15. главных компонент; 16. ССВУ-метод; 17. матричный; 18. органолептический; 19. последовательная подстановка; 20. другие | 1. Наблюдение (активное наблюдение, моментное наблюдение, фотография рабочего дня, самообследование); 2. сравнение; 3. измерение (социологическое техническое, экономическое); 4. нормативный; 5.эксперимент; 6. мысленный эксперимент; 7. опросы (анкетирование, интервьюирование, опрос-беседы); 8. изучение документации и информационных материалов; 9. другие | 1.Абстрагирование; 2.анализ и синтез; 3. дедукция и индукция; 4.декомпозиция и композиция; 5.корреляционный; 6.факторный; 7.динамический 8.ретроспективный; 9.квалиметрический; 10.индексный ФСА; 11.системный анализ; 12.параметрический; 13.аналитико-расчетный; 14.анализ взаимного влияния (совокупность корреляционного, регрессионного, балансового, и др.); 15.факторный анализ; 16.социологический; 17. прогностический анализ; 18. диагностический анализ; 19. экономический анализ; 20. экспертно-аналитический; 21. гипотетико-дедуктивный 22. блочный; 23. другие |
Объектом управления в менеджменте выступают системы и процессы управления социально-экономическими системами различного рода. Для целей управления широко применяется системный анализ, который образуется совокупностью методов и средств исследования сложных, многоуровневых и многокомпонентных систем, объектов, процессов и опирается на комплексный подход, учет взаимосвязей и взаимодействий между элементами системы. Перечисленные специфические и частнонаучные методы менеджмента, выступают инструментарием системного анализа и должны изучаться во взаимосвязи и взаимодействии.
Вопросы и задачи для самоконтроля
1) В чем сущность научного метода с точки зрения философии науки?
2) На какие основные группы делятся базовые научные методы по степени общности и по широте применения?
3) В чем суть философских методов науки?
4) Охарактеризуйте группу общелогических методов познавательной деятельности.
5) Охарактеризуйте индукцию и дедукцию как всеобщие научные методы познания.
6) Что представляет собой метод классификации?
7) Охарактеризуйте методы обобщения и абстрагирования.
8) В чем суть парности всеобщих научных методов? Приведите примеры парных методов.
9) Перечислите основные методы эмпирического познания.
10) Охарактеризуйте методы теоретического познания.
11) Что такое системный анализ в менеджменте?