Тема 3 Развитие и обучение персонала организации

Содержание темы

Управление социальным развитием персонала организации. Задачи и виды обучения персонала. Концепции обучения. Методы обучения персонала. Показа­тели обучения персонала.

Задания к практическим занятиям

1) Управление социальным развитием персонала организации.

2) Задачи и виды обучения персонала. Концепции обучения.

3) Методы обучения персонала.

4) Показатели обучения персонала.

Вопросы для самоконтроля

1) Факторы социального развития персонала организации.

2) Задачи обучения персонала.

3) Профессиональная подготовка кадров.

4) Повышение квалификации кадров.

5) Профессиональная переподготовка кадров.

6) Концепции обучения.

7) Методы обучения персонала на рабочем месте.

8) Методы обучения персонала вне рабочего места.

9) Альтернативные методы обучения.

10) Показатели обучения персонала организации.

Практические задания

Задание 1

В таблице 3.1 приведены данные одного из перерабатывающих предприятий о результатах профессионального обучения сотрудников.

Показатель Обозначение Значение
1. Объем реализации, тыс. руб. ВР
2. Численность производственно-промышленного пер­сонала, чел. в т.ч. работники, прошедшие профессиональное обучение Чппп Чоб 450 30
3. Затраты на рабочую силу, тыс. руб.
4. Затраты на обучение, тыс. руб. прямые косвенные Зп Зк
5. Отработанные часы - всего, час. Час
6. Отработанные производительные часы, час. Часп
7. Часы профессионального обучения, час. ЧасПОб

Рассчитать следующие показатели и сделать выводы:

1) доля сотрудников организации, прошедших профессиональное обучение в течение года;

2) доля часов, затраченных на профессиональное обучение, в общем балансе времени организации;

3) среднее число часов профессионального обучения на одного обученного;

4) издержки на рабочую силу на один производительный час;

5) потерянная производительность, связанная с отсутствием сотрудников на рабочем месте во время профессионального обучения;

6) общая величина издержек на профессиональное обучение;

7) величина издержек по обучению на одного обученного работника орга­низации;

8) издержки на один час профессионального обучения.

Основными показателями, характеризующими систему профессионального обучения в организации, являются:

1)Доля сотрудников организации, прошедших профессиональное обучение в течение года:

До= Чоб/Чгаш*100,

Где Чоб- число работников, прошедших профессиональное обучение в течение анализируемого периода,

Чппп- численность промышленно-производственного персонала, чел.

2)Доля часов, затраченных на профессиональное обучение, в общем балансе
времени организации:

Дпоб= Часпоб/Час*100,

где Часпоб- часы профессионального обучения, Час- количество отработанных часов всего.

3)Среднее число часов профессионального обучения на одного обученного:

Чср= ЧаСпоб /Чоб.

4)Общая величина издержек на профессиональное обучение:

Зоб= Зп+Зк+ПРП0Т,

где Зп - прямые издержки на обучение в денежном выражении (затраты на подготовку учебных материалов, проведение занятий, компенсацию инструкторам, оплату посещения сотрудниками семинаров, курсов, средних и высших учебных заведений);

Зк - косвенные издержки на обучение в денежном выражении (транспортные и командировочные расходы, затраты на проживание и питание

обучающихся сотрудников);

ПРпот- потерянная производительность, связанная с отсутствием

сотрудников на рабочем месте во время профессиональною обучения:

ПРпот= Часпоб *3пр,

где Зпр- издержки на рабочую силу на один производительный час, руб.;

Зпр = 3/Часп,

где 3 - объем издержек на рабочую силу в денежном выражении, руб.;

Часп- отработанные производительные часы, час.

5)Доля издержек на профессиональное обучение в объеме реализации:

Дз = Зоб/ВР*100,

где ВР- объем реализации продукции (работ, услуг) в денежном выражении, руб.

6) Величина издержек по обучению на одного обученного работника органи­зации:

Зраб = Зоб/ Чоб.

7) Издержки на один час профессионального обучения:

Зчас= Зоб/ Часпоб

Задание 2

В компании планируется использование программы обучения работников управленческого персонала. Стоимость программы обучения (в расчете на одного работника) составляет 5000 руб. Программой планируется охватить 20 руководи­телей организации, стоимостная оценка различия в результативности труда кото­рых при соотношении лучших и средних работников составляет 75000 руб., эф­фект обучения предположительно составит 3/4 этой величины и будет иметь место в течение двух лет.

Вопрос:

Оценить эффект воздействия планируемой программы обучения на повыше­ние результативности труда, используя методику, разработанную в американской компании «Хониуэл».

Американская методика, разработанная в компании «Хониуэлл», определяет эффект воздействия программы обучения на повышение результативности труда по формуле:

Е = Р*N*V*K – N*Z

где Р - продолжительность воздействия программы на производительность труда и другие факторы результативности, лет;

N - число обученных работников, человек;

V - стоимостная оценка различия в результативности труда лучших и средних

работников, выполняющих одинаковую работу; К - коэффициент, характеризующий эффект обучения работников (рост

результативности, выраженный в долях); Ъ - затраты на обучение одного работника, руб..

Задание 3

Имеются данные о распределении руководящих работников перерабатываю-

щего предприятия по стажу работы и уровню образования (таблица 3.2). Таблица 3.2 Качественный состав руководящих работников

Стаж работы Образование Итого
Высшее и среднее специальное Без высшего и сред­него специального чел. в % к общей численности
чел. % чел. % чел. %
Имеющие стаж рабо­ты до 5 лет      
в т.ч. на руководя­щей должности: - до 3-ех лет      
из них прошли обу­чение      
- от 3 до 5 лет      
из них прошли обу­чение      
Имеющие стаж рабо­ты свыше 5 лет      
в т.ч. на руководя­щей должности: - до 3-ех лет      
из них прошли обу­чение      
- от 3 до 5 лет      
из них прошли обу­чение      
- свыше 5 лет      
из них прошли обу­чение      
Всего, чел.     100,0

Вопросы:

1) Определить удельный вес качественного состава руководящих работников предприятия.

2) Определить численность работников организации, направляемых на повы­шение квалификации:

- с периодичностью 1 раз в 3 года;

- с периодичностью 1 раз в 6 лет.

В трехгодичную группу слушателей входят руководители, имеющие стаж ра­боты на руководящих должностях:

а) со стажем работы до 3-х лет и с высшим или средним специальным образо­ванием;

б) со стажем работы до 5-ти лет без высшего или среднего специального об­разования.

В шестигодичную группу слушателей входят руководители, имеющие стаж работы на руководящих должностях:

а) со стажем работы свыше 3-х лет и с высшим или средним специальным об­разованием;

б) со стажем работы свыше 5-ти лет без высшего или среднего специального образования.

Наши рекомендации