Задания к практическим занятиям
1) Источники привлечения кадров на предприятие. Преимущества и недостатки внешних и внутренних источников привлечения кадров.
2) Требования к кандидатам при отборе на вакантную должность.
3) Этапы организации процесса отбора персонала.
4) Подбор и расстановка персонала организации.
5) Деловая оценка персонала.
Вопросы для самоконтроля
1) Внешние источники привлечения кадров в организацию, их преимущества и недостатки.
2) Внутренние источники привлечения кадров на предприятие, их преимущества и недостатки.
3) Требования, которые предъявляются к кандидатам при отборе на вакантную должность в российских организациях.
4) Методы оценки и отбора персонала в организациях.
5) Этапы процесса отбора персонала.
6) Типичные причины отказа при приеме на работу.
7) Цели, принципы и методы подбора и расстановки персонала.
8) Методы проведения деловой оценки персонала.
Практические задания
Задание 1
Рассчитать показатель оценки качества набранньк работников, если усредненный показатель качества выполняемой работы набранными работниками, рассчитанный по ряду показателей, составил в среднем 4 балла по пятибалльной шкале. Число новых работников, продвинувшихся по службе в течение одного года, 49 человек. Число новых работников, оставшихся работать по прошествии одного года, 119 человек. Общее число новых работников, принятых в течение одного года, 140 человек.
Задание 2
При приеме на работу проводится беседа с поступающим, которому задают заранее подготовленные вопросы. Разработать «Специализированную анкету претендента на должность специалиста», имеющего стаж работы по данной или близкой специальности, исходя из вопросника следующего содержания (с возможными вариантами ответов).
1. Каковы долгосрочные и краткосрочные цели кандидата. Почему и как он готовит себя к их достижению?
2. Каковы цели кандидата в жизни, не связанные с работой на последующие пять лет?
3. Что кандидат реально хочет в жизни?
4. Почему кандидат заинтересован в получении этой работы?
5. Что для кандидата наиболее важно: деньги или работа, которая нравится?
6. Каковы сильные и слабые стороны кандидата?
7. Как бы друг мог описать кандидата?
8. Что побуждает кандидата прикладывать наибольшие усилия?
9. Считает ли кандидат, что его образование позволяет выполнять ту работу, на которую он претендует?
10. За сколько дней кандидат сможет продемонстрировать себя на работе?
11. Планирует ли кандидат продолжать образование?
12. Как кандидат работает в стрессовых условиях?
13. Какие из предыдущих работ кандидата были наиболее интересными. Почему?
14. Что является наиболее важным для кандидата в работе? Отразить в анкете также вопросы о:
- числе отработанных (за год) дней у последнего нанимателя;
- продолжительности пропусков работы по причине болезни и т.д.;
- точной формулировке причин увольнения в прошлом;
- частоте смены работы (за последние 10, 5 лет, 1 год);
- недостатки здоровья (привести возможный перечень).
Задание 3
Разработать анкету для студентов высших учебных заведений, являющихся кандидатами на занятие определенной должности (с учетом вопросов задания № 2). Поскольку трудовой стаж студентов невелик, обратить особое внимание на учебу, экономические способности и интересы претендента. В анкете отразить вопросы следующего содержания:
- информация об учебных заведениях, специальности, объеме (в часах) профилирующих курсов (каждого в отдельности), второй специальности;
- данные об академической успеваемости претендента, начиная со школы: место в классе по успеваемости, средний балл, балл успеваемости в Колледже по дисциплинам специальности;
- баллы по управленческим и юридическим дисциплинам, количество учебных часов, прослушанных по бухучету и анализу хозяйственной деятельности, подробные сведения об этих курсах.
Задание 4
Составление резюме.Резюме - информация о себе, представляемая работодателю. Резюме должно быть кратким, но при этом максимально информативным, в нем не должно быть длинных предложений, пассивных форм.
Составит резюме, отразив в нем информацию следующего содержания.
1. Ф.И.О.
2. Адрес, телефон.
3. Личные сведения:
- возраст
- семейное положение
4. Цель (опишите, на какую должность Вы претендуете, Ваши пожелания по поводу будущей работы).
5. Образование (в обратном хронологическом порядке):
- год начала и окончания;
- полное наименование учебного заведения;
- факультет, специальность;
- основные дисциплины;
- дополнительное образование (курсы и т.д.).
6. Опыт работы (в обратном хронологическом порядке):
- дата поступления и ухода с работы;
- название организации;
- должность, основные обязанности;
- причина ухода.
7. Иностранные языки (укажите иностранные языки, которыми Вы владеете, и уровень их знаний).
8. Навыки работы на компьютере:
- уровень работы на компьютере;
- программное обеспечение, которым Вы владеете.
9. Дополнительные сведения:
- наличие водительских прав;
- общественная деятельность.
10. Интересы.
Задание 5
Выбор претендента на должность.Организация ведет поиск кандидатов на вакантную должность. Источники покрытия потребности в персонале:
для претендента А - агентство по найму персонала;
для претендента Б - служба занятости (биржа труда);
для претендента В - свободный рынок труда (обращение на фирму по собственной инициативе);
для претендента Г - учебное заведение соответствующего профиля.
Затраты на приобретение и использование персонала.
Договорные отношения организации-работодателя с агентством по найму оцениваются в 2,3 тыс. руб., с учебным заведением - 1,8 тыс. руб.
Маркетинговые исследования в области персонала проведены организацией-работодателем на сумму 1,9 тыс. руб., из которых на поиск и разработку документации по агентству найма приходится 0,9 тыс. руб., по службе занятости -0,6 тыс. руб., по учебному заведению - 0,4 тыс. руб.
Затраты на проведение отбора персонала (проверочные испытания и т.п.) составили для агентства по найму 8,5 тыс. руб., для кандидатов из остальных источников - 6,2 тыс. руб. Затраты по найму составляют 0,4 тыс. руб. для всех путей покрытия потребности в персонале. В случае найма кандидатов на должность их дополнительное обучение составит:
для претендента А - 1000 руб.;
для претендента Б - 2500 руб.;
для претендента В - 3000 руб.;
для претендента Г - 4000 тыс. руб.
Реализация программы введения кандидатов в должность потребует от организации-работодателя соответствующих затрат в размере: А - 500 руб., Б - 1500 руб., В - 1500 руб., Г - 2500 руб. Ежемесячная оплата труда по должности составит 4,5 тыс. руб.
Лимит финансовых средств, отпускаемых руководством организации на единовременные затраты по приобретению и дальнейшему использованию персонала составляет 14 тыс. руб. на одного кандидата.
Вопросы:
1) Определить суммарные затраты на приобретение и использование персо-
нала, построив таблицу:
Виды затрат | Агентство по найму персонала | Биржа труда | Свободный рынок труда | Учебное заведение |
1. Договорные отношения | ||||
2. Маркетинговые исследования | ||||
3. Проведение отбора персонала | ||||
4. Наем персонала | ||||
5. Дополнительное обучение | ||||
6. Введение в должность | ||||
7. Оплата труда | ||||
Общая сумма единовременных затрат | ||||
Лимит финансовых средств |
2) Сравнить затраты по каждому пути покрытия потребности в персонале с лимитом финансовых средств, выделяемых на единовременные затраты по приобретению использованию персонала. На основании сравнения принять решение о включении того или иного кандидата для дальнейшего рассмотрения.