Задания к практическим занятиям

1) Источники привлечения кадров на предприятие. Преимущества и недостатки внешних и внутренних источников привлечения кадров.

2) Требования к кандидатам при отборе на вакантную должность.

3) Этапы организации процесса отбора персонала.

4) Подбор и расстановка персонала организации.

5) Деловая оценка персонала.

Вопросы для самоконтроля

1) Внешние источники привлечения кадров в организацию, их преимущества и недостатки.

2) Внутренние источники привлечения кадров на предприятие, их преимущества и недостатки.

3) Требования, которые предъявляются к кандидатам при отборе на вакантную должность в российских организациях.

4) Методы оценки и отбора персонала в организациях.

5) Этапы процесса отбора персонала.

6) Типичные причины отказа при приеме на работу.

7) Цели, принципы и методы подбора и расстановки персонала.

8) Методы проведения деловой оценки персонала.

Практические задания

Задание 1

Рассчитать показатель оценки качества набранньк работников, если ус­редненный показатель качества выполняемой работы набранными работниками, рас­считанный по ряду показателей, составил в среднем 4 балла по пятибалльной шка­ле. Число новых работников, продвинувшихся по службе в течение одного года, 49 человек. Число новых работников, оставшихся работать по прошествии одного года, 119 человек. Общее число новых работников, принятых в течение одного го­да, 140 человек.

Задание 2

При приеме на работу проводится беседа с поступающим, которому задают за­ранее подготовленные вопросы. Разработать «Специализированную анкету претен­дента на должность специалиста», имеющего стаж работы по данной или близкой специальности, исходя из вопросника следующего содержания (с возможными вари­антами ответов).

1. Каковы долгосрочные и краткосрочные цели кандидата. Почему и как он гото­вит себя к их достижению?

2. Каковы цели кандидата в жизни, не связанные с работой на последующие пять лет?

3. Что кандидат реально хочет в жизни?

4. Почему кандидат заинтересован в получении этой работы?

5. Что для кандидата наиболее важно: деньги или работа, которая нравится?

6. Каковы сильные и слабые стороны кандидата?

7. Как бы друг мог описать кандидата?

8. Что побуждает кандидата прикладывать наибольшие усилия?

9. Считает ли кандидат, что его образование позволяет выполнять ту работу, на ко­торую он претендует?

10. За сколько дней кандидат сможет продемонстрировать себя на работе?

11. Планирует ли кандидат продолжать образование?

12. Как кандидат работает в стрессовых условиях?

13. Какие из предыдущих работ кандидата были наиболее интересными. Почему?

14. Что является наиболее важным для кандидата в работе? Отразить в анкете также вопросы о:

- числе отработанных (за год) дней у последнего нанимателя;

- продолжительности пропусков работы по причине болезни и т.д.;

- точной формулировке причин увольнения в прошлом;

- частоте смены работы (за последние 10, 5 лет, 1 год);

- недостатки здоровья (привести возможный перечень).

Задание 3

Разработать анкету для студентов высших учебных заведений, являющихся кандидатами на занятие определенной должности (с учетом вопросов задания № 2). Поскольку трудовой стаж студентов невелик, обратить особое внимание на учебу, экономические способности и интересы претендента. В анкете отразить во­просы следующего содержания:

- информация об учебных заведениях, специальности, объеме (в часах) профилирующих курсов (каждого в отдельности), второй специальности;

- данные об академической успеваемости претендента, начиная со школы: место в классе по успеваемости, средний балл, балл успеваемости в Колледже по дисциплинам специальности;

- баллы по управленческим и юридическим дисциплинам, количество учебных часов, прослушанных по бухучету и анализу хозяйственной деятель­ности, подробные сведения об этих курсах.

Задание 4

Составление резюме.Резюме - информация о себе, представляемая ра­ботодателю. Резюме должно быть кратким, но при этом максимально информа­тивным, в нем не должно быть длинных предложений, пассивных форм.

Составит резюме, отразив в нем информацию следующего содержания.

1. Ф.И.О.

2. Адрес, телефон.

3. Личные сведения:

- возраст

- семейное положение

4. Цель (опишите, на какую должность Вы претендуете, Ваши пожелания по поводу будущей работы).

5. Образование (в обратном хронологическом порядке):

- год начала и окончания;

- полное наименование учебного заведения;

- факультет, специальность;

- основные дисциплины;

- дополнительное образование (курсы и т.д.).

6. Опыт работы (в обратном хронологическом порядке):

- дата поступления и ухода с работы;

- название организации;

- должность, основные обязанности;

- причина ухода.

7. Иностранные языки (укажите иностранные языки, которыми Вы владеете, и уровень их знаний).

8. Навыки работы на компьютере:

- уровень работы на компьютере;

- программное обеспечение, которым Вы владеете.

9. Дополнительные сведения:

- наличие водительских прав;

- общественная деятельность.

10. Интересы.

Задание 5

Выбор претендента на должность.Организация ведет поиск кандидатов на вакантную должность. Источники покрытия потребности в персонале:

для претендента А - агентство по найму персонала;

для претендента Б - служба занятости (биржа труда);

для претендента В - свободный рынок труда (обращение на фирму по собст­венной инициативе);

для претендента Г - учебное заведение соответствующего профиля.

Затраты на приобретение и использование персонала.

Договорные отношения организации-работодателя с агентством по найму оцениваются в 2,3 тыс. руб., с учебным заведением - 1,8 тыс. руб.

Маркетинговые исследования в области персонала проведены организацией-работодателем на сумму 1,9 тыс. руб., из которых на поиск и разработку до­кументации по агентству найма приходится 0,9 тыс. руб., по службе занятости -0,6 тыс. руб., по учебному заведению - 0,4 тыс. руб.

Затраты на проведение отбора персонала (проверочные испытания и т.п.) соста­вили для агентства по найму 8,5 тыс. руб., для кандидатов из остальных источни­ков - 6,2 тыс. руб. Затраты по найму составляют 0,4 тыс. руб. для всех путей по­крытия потребности в персонале. В случае найма кандидатов на должность их допол­нительное обучение составит:

для претендента А - 1000 руб.;

для претендента Б - 2500 руб.;

для претендента В - 3000 руб.;

для претендента Г - 4000 тыс. руб.

Реализация программы введения кандидатов в должность потребует от ор­ганизации-работодателя соответствующих затрат в размере: А - 500 руб., Б - 1500 руб., В - 1500 руб., Г - 2500 руб. Ежемесячная оплата труда по должности составит 4,5 тыс. руб.

Лимит финансовых средств, отпускаемых руководством организации на еди­новременные затраты по приобретению и дальнейшему использованию персонала составляет 14 тыс. руб. на одного кандидата.

Вопросы:

1) Определить суммарные затраты на приобретение и использование персо-
нала, построив таблицу:

Виды затрат Агентство по най­му персонала   Биржа труда   Свободный рынок труда   Учебное за­ведение
1. Договорные отно­шения        
2. Маркетинговые исследования        
3. Проведение отбо­ра персонала        
4. Наем персонала        
5. Дополнительное обучение        
6. Введение в долж­ность        
7. Оплата труда        
Общая сумма едино­временных затрат        
Лимит финансовых средств        

2) Сравнить затраты по каждому пути покрытия потребности в персонале с лимитом финансовых средств, выделяемых на единовременные затраты по приобретению использованию персонала. На основании сравнения принять реше­ние о включении того или иного кандидата для дальнейшего рассмотрения.

Наши рекомендации