Сущность и виды управленческих решений

Управленческое решение – это формализованный на альтернативных началах метод менеджмента, с помощью которого руководящая система организации получает возможность оказывать непосредственное влияние на управляемую.

После трансформации методов менеджмента в управленческие решения последние каналами прямой связи поступают из руководящей системы в управляемую и осуществляют необходимое управленческое влияние, которое обеспечивает выполнение производственно-хозяйственных операций, предоставление услуг, достижение производственных, финансовых, экономических и других результатов.

Управленческое решение формируется в процессе выбора альтернативы становится отображением результатов управленческой деятельности, определенной мерой ее итогом. Оно является результатом обдумываний действий и намерений, выводов, соображений, обсуждений и т.п., направленных на реализацию целей управления согласно определению, которое приводится в «Энциклопедии бизнесмена, экономиста, менеджера», решения – это вывод по результатам всестороннего анализа развития и прогнозирование той или другой ситуации. Добавим, что управленческое решение –это результат альтернативной формализации экономических, технологических, социально-психологических и административных методов менеджмента.

Для принятия оптимального управленческого решения необходимые всестороннее рассмотрение процессов и проблем производственно-хозяйственной, сбытовой, финансовой и других видов деятельности по ориентацией на интересы организации, стратегические цели, экономию материальных, финансовых и трудовых ресурсов, на получение оптимальной прибыли и т.п. Управленческие решения требуют систематизации, их можно классифицировать за такими признаками:

За сферой охвата: общие решения, частичные решения. Общие решениякасаются всей организации. Например, директор предприятия утверждает план внедрения прогрессивных технологий изготовления продукции организации путем подписания соответствующего приказа; частичные решениякасаются конкретных подразделов, служб, проблем и т.п. Например, заместитель директора с экономики соответствующим приказом утверждает положение относительно премирования работников отдела сбыта по результатам реализации продукции.

За продолжительностью действия: перспективные решения, текущие решения, оперативные решения. Перспективные решения, их разработка и реализация происходит на протяжении продолжительного периода. Например, директор предприятия утверждает план капитального строительства нового административного корпуса путем подписания соответствующего приказа; текущие решения принимаются и реализуются на протяжении краткосрочного периода. Например, мастер цеха дает указание относительно осуществления планового ремонтного обслуживания фрезерных станков согласно утвержденному плану ремонтных и обслуживающих работ; оперативные решения –решение относительно конкретных эпизодов производственно-хозяйственной деятельности. Например, заместитель директора по техническим вопросам выдает распоряжение о временном размещении нового комплектования согласно планово-предупредительному ремонту оборудования в амбарах предприятия.

По уровню принятия:решение на высшему уровне управления принимаются директором и его заместителями, президентом и вице-президентами, ректором и проректорами и т.п.; решение на среднему уровне управления. Принимаются заведующими отделами, начальниками отделов, начальниками цехов, деканами и т.п.; решение на низшему уровне управления. Принимаются мастерами, начальниками участков, заведующими бюро, заведующими кафедрами, старшими продавцами и т.п.

По характеру решаемых задач организацией:организационные запрограммированные решения (их выделять в менеджменте предложил американский научный работник Герберт Сайман на основе привлечения компьютерной терминологии). Это определенный известный перечень шагов с малым количеством альтернатив; организационные незапрограммированные решения, вызванные новыми или неизвестными факторами и ситуациями. Это могут быть решение относительно реализации целей организации, улучшение качества продукции, усовершенствование структуры управления, механизмов мотивирования и т.п.; компромиссные решения, которые должны уравновешивать противоречие, которые возникают.

По способу обоснования:интуитивные решения, то есть те, которые базируются на ощущениях менеджера в правильности выбора. Понятно, что их обоснованность определяется личными качествами менеджера; решения, которые базируются на суждениях (мыслях, соображениях, выводах). Это выбор, обусловленный знаниями, опытом, стажем, квалификацией. Поскольку эти решения принимаются непосредственно менеджером, то они формируются быстро и без значительных расходов. Но такие решения могут привести к непринятию новой альтернативы; рациональные решения (обосновываются объективными аналитическими процессами).

По способу принятия:единоличные решения; коллегиальные решения (разрабатывает группа специалистов, а принимает соответствующая группа менеджеров); коллективные решения (принимаются общим собранием).

Успешное принятие управленческих решений базируется на таких условиях, как право принятия, полномочие, обязательность, компетентность, ответственность. Право принятиярешений имеют все менеджеры, но соответствующие их группы могут принимать только конкретные решения, например общие решения могут принимать только линейные руководители. Полномочиехарактеризует границу между группами менеджеров во время принятия решений. Например, начальники цехов не могут принимать решение, которые согласно должностным обязанностям может принимать только директор предприятия. Компетентностьхарактеризует умение менеджера принимать квалифицированные решения. Ответственность показывает, какие санкции можно применять относительно менеджера вследствие принятия неудачного решения.

Наши рекомендации