Классификация и функции конфликтов (задания 11-23) Задание 11
В начале 80-х гг. в бывшем СССР была популярна пьеса Александра Гельмана "Протокол одного заседания" (в театрах спектакли по ней ставились под названием "Премия"). Сюжет пьесы таков. Рабочие участка, руководимого прорабом Потаповым, отказались от премии, которая была выделена им руководством строительного управления. Отказ мотивировался тем, что задание на выполнение работ срывались, снабжение материалами поставлено из рук вон плохо, порядка на стройке нет. Премия в этих обстоятельствах воспринималась рабочими как сокрытие недостатков, как "ожог на совести". Конфликт стал предметом разбирательства на "заседании коллективного органа, признавшего правоту позиции рабочих участка, но не без упрека в крайней форме возмущения.
Способом разрешения конфликта стал компромисс сторон, признавших свою неправоту: одни (руководители стройуправления) - по существу проблемы, другие (рабочие участка) - по вызывающей форме протеста.
Вопрос:
Провести классификацию описанного конфликта в зависимости от количества действующих лиц, длительности, объема, по соотношению статусов участников конфликта, характеру проявления, сферы деятельности, возможности преодоления, по остроте отношений между субъектами конфликта, времени, необходимого для реагирования на конфликтную ситуацию, в зависимости от возможности восстановления ситуации, степени выраженности, количества участников.
Задание 12
Имеется следующая ситуация: Судебные разбирательства между вкладчиками коммерческих банков (Инкомбанк, Менатеп, СБС-Агро и т.д.) и их руководством по поводу невыплаты средств со счетов этих банков физическим и юридическим лицам и банкротств этих банков.
Вопрос:
Провести классификацию описанного конфликта в зависимости от количества действующих лиц, длительности, объема, по соотношению статусов участников конфликта, характеру проявления, сферы деятельности преодоления, по остроте отношений между субъектами конфликта, времени, необходимого для реагирования на конфликтную ситуацию, в зависимости от возможности восстановления ситуации, степени выраженности, количества участников конфликта.
Задание 13
Имеется ситуация: Судебное разбирательство по поводу раздела наследства среди родственников.
Вопрос:
Провести классификацию описанного конфликта в зависимости от количества действующих лиц, длительности, объема, по соотношению статусов участников конфликта, характеру проявления, сферы деятельности, возможности преодоления, по остроте отношений между субъектами конфликта, времени, необходимого для реагирования на конфликтную ситуацию, в зависимости от возможности восстановления ситуации, степени выраженности, количества участников.
Задание 14
На аттестации начальник выступил с рядом замечаний в адрес работника, указав на серьезные просчеты в работе: замечания были весьма серьезны и обоснованны. В ответ работник заявил, что начальник сводит с ним счеты.
Вопрос:
Провести классификацию описанного конфликта в зависимости от количества действующих лиц, длительности, объема, по соотношению статусов участников конфликта, характеру проявления, сферы деятельности, возможности преодоления, по остроте отношений между субъектами конфликта, времени, необходимого для реагирования на конфликтную ситуацию, в зависимости от возможности восстановления ситуации, степени выраженности, количества участников.
Задание 15
В организацию после окончания вуза пришел молодой специалист-бухгалтер. Ему был назначен оклад, равный окладу опытных старых бухгалтеров, не имеющих высшего образования, однако имеющих большой практический опыт. При возникновении профессиональных вопросов, даже связанных с производственной необходимостью, молодой специалист всякий раз встречает нежелание отвечать и ощущает напряжение в отношениях. Старожилы чувствуют себя уязвленными, а возможно испытывают угрозу в связи с предстоящим сокращением. По словам нового работника, у него возникает неприязнь и ответное желание дать отпор по любому поводу. Налицо конфликт.
Вопрос:
Провести классификацию описанного конфликта в зависимости от количества действующих лиц, длительности, объема, по соотношению статусов участников конфликта, характеру проявления, сферы деятельности, возможности преодоления, по остроте отношений между субъектами конфликта, времени, необходимого для реагирования на конфликтную ситуацию, в зависимости от возможности восстановления ситуации, степени выраженности, количества участников.
Задание 16
В связи с растущим оборотом перед компанией встала задача перехода на более совершенную компьютерную систему. Для выбора системы была сформирована группа, в которую вошли представители отдела информатики, отвечающие в компании за техническое обеспечение компьютерных технологий, и представители бухгалтерии, поскольку именно они должны были стать основными пользователями новой системы на первом этапе ее внедрения.
Конфликтная ситуация стала развиваться с момента внедрения новой компьютерной системы. В течение года компанию лихорадило из-за конфликта между бухгалтерией и отделом информатики. Внешним выражением конфликта были постоянные жалобы сторон друг на друга и взаимные обвинения. Работники бухгалтерии обвиняли отдел информатики в том, что его сотрудники не желают решать задачи, которые ставит бухгалтерия и которые необходимы для работы компании. Специалисты по программному обеспечению обвиняли бухгалтеров в том, что те ленивы и не любопытны, не желают толком разобраться в возможностях новой системы и, по сути, саботируют ее внедрение.
Вопрос:
Провести классификацию описанного конфликта в зависимости от количества действующих лиц, длительности, объема, по соотношению статусов участников конфликта, характеру проявления, сферы деятельности, возможности преодоления, по остроте отношений между субъектами конфликта, времени, необходимого для реагирования на конфликтную ситуацию, в зависимости от возможности восстановления ситуации, степени выраженности, количества участников.
Задание 17
Руководитель производственного подразделения объясняет низкую производительность своих подчиненных неспособностью ремонтной службы достаточно быстро ремонтировать оборудование. Руководитель ремонтной службы, в свою очередь, винит кадровую службу, что не взяла на работу новых рабочих, в которых нуждались ремонтники.
Вопросы:
1. Провести классификацию данного конфликта?
2. Каковы функции данного конфликта?
3. Какие способы преодоления создавшейся ситуации вы могли бы предложить?
Задание 18
Отдел сбыта настаивает на производстве расширенного ассортимента продукции потому что это повышает конкурентоспособность и увеличивает объемы сбыта предприятия. Однако, цели производственного подразделения, выраженные в категории «затраты-эффективность» выполнить легче, если номенклатура продукции менее разнообразна. Возникает конфликт.
Вопрос:
1. Провести классификацию данного конфликта?
2. Что вы можете предложить по разрешению создавшейся ситуации?
Задание 19
Отдел снабжения планирует закупить большие объемы сырья и материалов, чтобы снизить среднюю себестоимость единицы продукции. С другой стороны, финансовый отдел хочет воспользоваться деньгами, взятыми под товарно-материальные запасы и инвестировать их, чтобы увеличить общий доход на инвестированный капитал. Возникает конфликт.
Вопросы:
1. Провести классификацию данного конфликта?
2 Какие способы по преодолению создавшейся ситуации вы можете предложить?
Задание 20
Внедрение новых технологий в производственный процесс предприятия привело к тому, что, по мнению главного технолога, существование одного из участков в сборочном цехе стало нецелесообразным. На одном из совещаний главный инженер выдвинул идею о слиянии этого участка с другими, смежными по технологической линии. Предложение главного инженера вызвало сопротивление со стороны начальника цеха и начальника подлежащих реорганизации участка.
Вопрос:
Провести классификацию данного конфликта.
Задание 21
Определите, к какой группе конфликтов (организационно-технологические, социально-экономические, административно-управленческие, неформальные, социально-психологические или социально-культурные) относятся конфликты, произошедшие в результате:
1) изменения режима работы и технологии производства;
2) несовпадения формальных и неформальных методов управления и решения проблем;
3) задержки и невыплаты заработной платы за выполненную работу;
4) несвоевременной поставки сырья и материалов;
5) реконструкции организации (введение инноваций) без учета интереса работников;
6) неудовлетворительного состояния рабочих мест;
7) отсутствия необходимых средств для соблюдения техники безопасности и личной гигиены;
8) дисбаланса в распределении ресурсов и финансов между подразделениями;
9) опозданий;
10) невыполнения руководством своих обещаний;
11) прогулов;
12) нарушения групповых норм;
13) несовпадения выполнения индивидом формальных функций и его ролью в неформальной организации;
14) нарушения графика работы;
15) нарушения трудового законодательства со стороны администрации;
16) несоблюдения технологических норм;
17) увеличение норм выработки или снижения тарифов в оплате труда;
18) поломки оборудования по вине персонала;
19) сокрытия от работников реального состояния дел в организации и планов на будущее;
20) невыполнения плановых заданий;
21) несовершенства системы стимулирования, несправедливого распределения материальных благ и фондов оплаты труда.
Задание22
В отделе маркетинга фирмы вспыхнула ссора, переросшая в острый эмоциональный конфликт. Один из сотрудников назвал другого - специалиста с инженерно-экономическим образованием и большим стажем практической работы - обидным словом "халтурщик", имея в виду, что тот, не довольствуясь своим высоким окладом, постоянно озабочен приработками на стороне и перекладыванием выполнения части своих прямых обязанностей на сослуживцев. Сотрудники отдела оказали "возмутителю спокойствия" дружную поддержку, и руководство фирмы было вынуждено перевести так называемого "халтурщика" на другую работу.
Вопрос:
Каковы негативные и позитивные функции данного конфликта?
Задание 23
В одну из организаций на конкурсной основе был принят высококвалифицированный специалист. При приеме на работу контракт не был подписан. Оклад удовлетворял сотрудника, однако нечетко был оговорен принцип дальнейшего повышения оплаты труда. С течением времени нагрузка существенно возросла, а ожидаемого повышения не следовало. У сотрудника начали проявляться признаки недовольства, которые сначала вызвали у администрации недоумение, а затем раздражение. Дело кончилось его увольнением.
Вопрос:
Каковы негативные и позитивные функции данного конфликта для организации и сотрудника?