Классификация и функции конфликтов (задания 11-23) Задание 11

В начале 80-х гг. в бывшем СССР была популярна пьеса Александра Гель­мана "Протокол одного заседания" (в театрах спектакли по ней ставились под названием "Премия"). Сюжет пьесы таков. Рабочие участка, руководимого про­рабом Потаповым, отказались от премии, которая была выделена им руко­водством строительного управления. Отказ мотивировался тем, что задание на выполнение работ срывались, снабжение материалами поставлено из рук вон плохо, порядка на стройке нет. Премия в этих обстоятельствах воспринималась рабочими как сокрытие недостатков, как "ожог на совести". Конфликт стал предметом разбирательства на "заседании коллективного органа, признавшего правоту позиции рабочих участка, но не без упрека в крайней форме возмуще­ния.

Способом разрешения конфликта стал компромисс сторон, признавших свою неправоту: одни (руководители стройуправления) - по существу проблемы, другие (рабочие участка) - по вызывающей форме протеста.

Вопрос:

Провести классификацию описанного конфликта в зависимости от количе­ства действующих лиц, длительности, объема, по соотношению статусов участ­ников конфликта, характеру проявления, сферы деятельности, возможности пре­одоления, по остроте отношений между субъектами конфликта, времени, необ­ходимого для реагирования на конфликтную ситуацию, в зависимости от воз­можности восстановления ситуации, степени выраженности, количества участ­ников.

Задание 12

Имеется следующая ситуация: Судебные разбирательства между вкладчи­ками коммерческих банков (Инкомбанк, Менатеп, СБС-Агро и т.д.) и их руко­водством по поводу невыплаты средств со счетов этих банков физическим и юридическим лицам и банкротств этих банков.

Вопрос:

Провести классификацию описанного конфликта в зависимости от количе­ства действующих лиц, длительности, объема, по соотношению статусов участ­ников конфликта, характеру проявления, сферы деятельности преодоления, по ост­роте отношений между субъектами конфликта, времени, необходимого для реа­гирования на конфликтную ситуацию, в зависимости от возможности восстанов­ления ситуации, степени выраженности, количества участников конфликта.

Задание 13

Имеется ситуация: Судебное разбирательство по поводу раздела наследства среди родственников.

Вопрос:

Провести классификацию описанного конфликта в зависимости от количе­ства действующих лиц, длительности, объема, по соотношению статусов уча­стников конфликта, характеру проявления, сферы деятельности, возможности преодоления, по остроте отношений между субъектами конфликта, времени, не­обходимого для реагирования на конфликтную ситуацию, в зависимости от воз­можности восстановления ситуации, степени выраженности, количества участ­ников.

Задание 14

На аттестации начальник выступил с рядом замечаний в адрес работника, указав на серьезные просчеты в работе: замечания были весьма серьезны и обос­нованны. В ответ работник заявил, что начальник сводит с ним счеты.

Вопрос:

Провести классификацию описанного конфликта в зависимости от количе­ства действующих лиц, длительности, объема, по соотношению статусов уча­стников конфликта, характеру проявления, сферы деятельности, возможности преодоления, по остроте отношений между субъектами конфликта, времени, не­обходимого для реагирования на конфликтную ситуацию, в зависимости от воз­можности восстановления ситуации, степени выраженности, количества участ­ников.

Задание 15

В организацию после окончания вуза пришел молодой специалист-бухгалтер. Ему был назначен оклад, равный окладу опытных старых бухгалте­ров, не имеющих высшего образования, однако имеющих большой практиче­ский опыт. При возникновении профессиональных вопросов, даже связанных с производственной необходимостью, молодой специалист всякий раз встречает нежелание отвечать и ощущает напряжение в отношениях. Старожилы чувст­вуют себя уязвленными, а возможно испытывают угрозу в связи с предстоящим сокращением. По словам нового работника, у него возникает неприязнь и от­ветное желание дать отпор по любому поводу. Налицо конфликт.

Вопрос:

Провести классификацию описанного конфликта в зависимости от количе­ства действующих лиц, длительности, объема, по соотношению статусов уча­стников конфликта, характеру проявления, сферы деятельности, возможности преодоления, по остроте отношений между субъектами конфликта, времени, не­обходимого для реагирования на конфликтную ситуацию, в зависимости от воз­можности восстановления ситуации, степени выраженности, количества участ­ников.

Задание 16

В связи с растущим оборотом перед компанией встала задача перехода на более совершенную компьютерную систему. Для выбора системы была сфор­мирована группа, в которую вошли представители отдела информатики, отве­чающие в компании за техническое обеспечение компьютерных технологий, и представители бухгалтерии, поскольку именно они должны были стать основ­ными пользователями новой системы на первом этапе ее внедрения.

Конфликтная ситуация стала развиваться с момента внедрения новой ком­пьютерной системы. В течение года компанию лихорадило из-за конфликта ме­жду бухгалтерией и отделом информатики. Внешним выражением конфликта были постоянные жалобы сторон друг на друга и взаимные обвинения. Ра­ботники бухгалтерии обвиняли отдел информатики в том, что его сотрудники не желают решать задачи, которые ставит бухгалтерия и которые необходимы для работы компании. Специалисты по программному обеспечению обвиняли бухгалтеров в том, что те ленивы и не любопытны, не желают толком разо­браться в возможностях новой системы и, по сути, саботируют ее внедрение.

Вопрос:

Провести классификацию описанного конфликта в зависимости от количе­ства действующих лиц, длительности, объема, по соотношению статусов уча­стников конфликта, характеру проявления, сферы деятельности, возможности преодоления, по остроте отношений между субъектами конфликта, времени, необходимого для реагирования на конфликтную ситуацию, в зависимости от воз­можности восстановления ситуации, степени выраженности, количества участ­ников.

Задание 17

Руководитель производственного подразделения объясняет низкую произ­водительность своих подчиненных неспособностью ремонтной службы доста­точно быстро ремонтировать оборудование. Руководитель ремонтной службы, в свою очередь, винит кадровую службу, что не взяла на работу новых рабочих, в которых нуждались ремонтники.

Вопросы:

1. Провести классификацию данного конфликта?

2. Каковы функции данного конфликта?

3. Какие способы преодоления создавшейся ситуации вы могли бы пред­ложить?

Задание 18

Отдел сбыта настаивает на производстве расширенного ассортимента про­дукции потому что это повышает конкурентоспособность и увеличивает объемы сбыта предприятия. Однако, цели производственного подразделения, выражен­ные в категории «затраты-эффективность» выполнить легче, если номенклатура продукции менее разнообразна. Возникает конфликт.

Вопрос:

1. Провести классификацию данного конфликта?

2. Что вы можете предложить по разрешению создавшейся ситуации?

Задание 19

Отдел снабжения планирует закупить большие объемы сырья и материа­лов, чтобы снизить среднюю себестоимость единицы продукции. С другой сто­роны, финансовый отдел хочет воспользоваться деньгами, взятыми под товарно-материальные запасы и инвестировать их, чтобы увеличить общий доход на ин­вестированный капитал. Возникает конфликт.

Вопросы:

1. Провести классификацию данного конфликта?

2 Какие способы по преодолению создавшейся ситуации вы можете предложить?

Задание 20

Внедрение новых технологий в производственный процесс предприятия привело к тому, что, по мнению главного технолога, существование одного из участков в сборочном цехе стало нецелесообразным. На одном из совещаний главный инженер выдвинул идею о слиянии этого участка с другими, смежными по технологической линии. Предложение главного инженера вызвало со­противление со стороны начальника цеха и начальника подлежащих реоргани­зации участка.

Вопрос:

Провести классификацию данного конфликта.

Задание 21

Определите, к какой группе конфликтов (организационно-технологические, социально-экономические, административно-управленческие, неформальные, социально-психологические или социально-культурные) отно­сятся конфликты, произошедшие в результате:

1) изменения режима работы и технологии производства;

2) несовпадения формальных и неформальных методов управления и реше­ния проблем;

3) задержки и невыплаты заработной платы за выполненную работу;

4) несвоевременной поставки сырья и материалов;

5) реконструкции организации (введение инноваций) без учета интереса работников;

6) неудовлетворительного состояния рабочих мест;

7) отсутствия необходимых средств для соблюдения техники безопасности и личной гигиены;

8) дисбаланса в распределении ресурсов и финансов между подразделе­ниями;

9) опозданий;

10) невыполнения руководством своих обещаний;

11) прогулов;

12) нарушения групповых норм;

13) несовпадения выполнения индивидом формальных функций и его ролью в неформальной организации;

14) нарушения графика работы;

15) нарушения трудового законодательства со стороны администрации;

16) несоблюдения технологических норм;

17) увеличение норм выработки или снижения тарифов в оплате труда;

18) поломки оборудования по вине персонала;

19) сокрытия от работников реального состояния дел в организации и планов на будущее;

20) невыполнения плановых заданий;

21) несовершенства системы стимулирования, несправедливого распределения материальных благ и фондов оплаты труда.

Задание22

В отделе маркетинга фирмы вспыхнула ссора, переросшая в острый эмо­циональный конфликт. Один из сотрудников назвал другого - специалиста с ин­женерно-экономическим образованием и большим стажем практической работы - обидным словом "халтурщик", имея в виду, что тот, не довольствуясь своим высоким окладом, постоянно озабочен приработками на стороне и пере­кладыванием выполнения части своих прямых обязанностей на сослуживцев. Сотрудники отдела оказали "возмутителю спокойствия" дружную поддержку, и руководство фирмы было вынуждено перевести так называемого "халтурщика" на другую работу.

Вопрос:

Каковы негативные и позитивные функции данного конфликта?

Задание 23

В одну из организаций на конкурсной основе был принят высококвалифи­цированный специалист. При приеме на работу контракт не был подписан. Оклад удовлетворял сотрудника, однако нечетко был оговорен принцип дальнейшего повышения оплаты труда. С течением времени нагрузка существенно возросла, а ожидаемого повышения не следовало. У сотрудника начали проявляться призна­ки недовольства, которые сначала вызвали у администрации недоумение, а затем раздражение. Дело кончилось его увольнением.

Вопрос:

Каковы негативные и позитивные функции данного конфликта для органи­зации и сотрудника?

Наши рекомендации