Выполнение тематического информационного поиска
УТВЕРЖДАЮ
Проректор
« » 2011 г.
Рег. №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Б.5.03. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА»
Направление подготовки: 080200 - Менеджмент
Квалификация: бакалавр
Санкт-Петербург
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления подготовки 080200 – Менеджмент (бакалавр) и в соответствии с рабочими учебными планами, утвержденными ректором СПбГИЭУ.
СОСТАВИТЕЛЬ
д.э.н., профессор Цветков А.Н.
НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР:
кандидат экономических наук, профессор Пужаев А.В.
ОБСУЖДЕНО
на заседании кафедры менеджмента организации
ОДОБРЕНО
научно-методическим
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Цель.Выполнение научно-исследовательской работы (в дальнейшем - НИР) в рамках дисциплины «Теория менеджмента» необходимо для формирования у студентов первичных навыков самостоятельной научно-исследовательской работы.
Задачи НИР. Сформировать комплекс умений и навыков в области тематического информационного поиска, аналитической обработки информации и использования полученных материалов для формирования задачи исследования по определенной теме.
МЕСТО НИР В СТРУКТУРЕ
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА
НИР входит в раздел 5 бакалаврской образовательной программы по направлению бакалаврской подготовки 080200 – Менеджмент (без профиля).
НИР опирается на дисциплину «Психология управления», «Теория менеджмента», «История».
НИР является основой для таких дисциплин как «Управление человеческими ресурсами», «Инновационный менеджмент», «Стратегический менеджмент».
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВЫПОЛНЕНИЯ НИР
Прохождение практики направлено на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
Код компетенции | Содержание компетенции |
ОК-5 | Владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения |
ОК-15 | Владение методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования |
ОК-18 | Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах |
ПК-1 | Знание основных этапов эволюции управленческой мысли |
ПК-8 | Способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений |
ПК-14 | Владение современными технологиями управления персоналом |
ПК-22 | Знание современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению |
ПК-25 | Знакомство с основами межкультурных отношений в менеджменте, способностью эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде |
В результате выполнения НИР студент должен научиться:
· осуществлять тематический поиск литературных источников по заданной теме включая ресурсы глобальной сети;
· формировать задачу научного исследования по заданной теме на основе заданной программы действий;
· формировать понятийный аппарат научного исследования;
· публично представлять выполненную работу.
СТРУКТУРА НИР
Общая трудоемкость практики 3 зачетных единицы, 108 часов.
Прохождение НИР по часам представлено в табл. 1.
В табл. 2 приведена матрица соотнесения заданий практики и формируемых компетенций.
Таблица 1
Прохождение научно-исследовательской работы по часам
Задание | Всего часов | в том числе | ||||||||
Очн. | Веч. Заоч. | Ауд. занятия | из них | Сам. работа | ||||||
Очн. | Веч. Заоч. | Лекции | Пр. занятия | |||||||
Очн. | Веч. Заоч. | Очн. | Веч. Заоч. | Очн. | Веч. Заоч. | |||||
1. Вводная лекция | Не предусмотрены | - | - | |||||||
2. Выполнение тематического информационного поиска | - | - | - | - | ||||||
3. Формирование задачи исследования | - | - | - | - | ||||||
4. Формирование понятийного аппарата научного исследования | - | - | - | - | ||||||
5. Подготовка презентации научного исследования | - | - | - | - | ||||||
- | - |
Таблица 2
Матрица соотнесения заданий по НИР
и формируемых компетенций
Компетенция | Задания по НИР | ||||
Вводная лекция | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | |
ОК-5 | + | + | + | + | + |
ОК-15 | + | + | + | + | |
ОК-18 | + | + | + | ||
ПК-1 | + | + | |||
ПК-8 | + | ||||
ПК-14 | + | ||||
ПК-22 | + | ||||
ПК-25 | + |
ЗАДАНИЯ ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
ЗАДАНИЕ 1.
ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПОИСКА
Прежде всего, студент должен выбрать тему НИР и зафиксировать ее у руководителя НИР. Выбор одной темы допускается не более чем двумя студентами. По теме необходимо составить библиографический список (перечень источников информации в соответствии с правилами библиографического описания). Объем библиографического списка не менее 20 наименований. Глубина информационного поиска 20-50 лет. Это значит, что библиографический список должен включать источники с 1961 года издания по настоящее время (глубина поиска 50 лет) и с 1991 года издания по настоящее время (глубина поиска 20 лет). Перечень тем научно-исследовательских работ приводится в табл. 3.
Таблица 3
Примерный перечень тем НИР и требования к их раскрытию
Наименование темы | Глубина инф. поиска, лет, не менее |
1. Менеджмент организации в Средние века: Европа, Азия, Россия | |
2. Менеджмент организации в эпоху Возрождения: Европа | |
3. Менеджмент организации в 17-18 веках: Европа | |
4. Менеджмент организации во второй половине 19 века: Америка, Европа | |
5. Менеджмент организации: допетровская Россия | |
6. Менеджмент организации: петровская Россия | |
7. Менеджмент в России 18-19 веков | |
8. Менеджмент в России в канун Первой мировой войны. | |
9. Менеджмент на казенных заводах России начала 20 века | |
10. История менеджмента: российское чиновничество в допетровскую эпоху | |
11. История менеджмента: российское чиновничество 18-20 веков | |
12. Исторические условия становления российского управленческого менталитета | |
13. Историческое становление европейского управленческого менталитета | |
14. Полемика социальных психологов начала 20 века с тейлористами | |
15. Взгляды Ч.Бернарда на формальную и неформальную организацию | |
16. Проникновение идей протестантской трудовой этики в менеджмент западных стран. | |
17. Восприятие и практическое использование идей централизованного планирования (советский опыт) зарубежными странами | |
18. Взгляды Чаянова на развитие России в послереволюционный период | |
19. Теоретические основы стахановского движения в СССР 30-х годов 20 века. | |
20. Факторы невнедрения идей классической школы и школы человеческих отношений в России | |
21. Советский менеджмент организации (управление социалистическим производством): специфика подходов и методов | |
22. Китайский менеджмент организации. Китаизация менеджмента | |
23. Индийский менеджмент организации. Индуизация менеджмента | |
24. Мусульманский менеджмент организации. Исламизация менеджмента. | |
25. Мировые религии и менеджмент организации | |
26. Христианство и менеджмент организации: протестантизм, католичество, православие | |
27. Регулярный менеджмент: понятие и характеристика | |
28. Эффективность крупных организаций | |
29. Система Тойоты: поджарое производство и дисциплина исполнителей: европейский и американский опыт использования | |
30. Измерение счастья: значение для менеджмента | |
31. Истоки лидерства: почему люди тянутся к лидерам | |
32. Адхократия: функции менеджмента | |
33. Временные характеристики менеджмента: вовремя или побыстрее? | |
34. Анализ уровня организации деятельности (хорошо ли организована деятельность) | |
35. Возможен ли в России эффективный менеджмент? | |
36. Военный генезис основных идей менеджмента организации | |
37. Историческая ограниченность организации: организация или проект? | |
38. Организация в условиях полной автоматизации. Организация роботов. | |
39. Факторы департаментализации: функция или личность? | |
40. Как работает менеджер: процессный, системный и ситуационный подходы | |
41. Неэффективность менеджмента | |
42. Качества менеджера: что такое хороший менеджер? | |
43. Соотношение менеджмента и социального управления | |
44. Формальные и неформальные группы и их динамика | |
45. Феномен власти: инструменты и проявления | |
46. Стиль менеджмента | |
47. Системы и системные модели в менеджменте | |
48. Внешняя среда в менеджменте: условия и ограничения | |
49. Организационная и естественная иерархия: соотношения и взаимное проникновение | |
50. Менеджер и подчиненные: взаимное влияние и давление | |
51. Менеджмент и социальная ответственность | |
52. Внутренняя среда в менеджменте: условия и ограничения | |
53. Бюрократия как форма организации деятельности | |
54. Адхократия как форма организации деятельности | |
55. Невидимая рука рынка и видимая рука менеджмента | |
56. Виртуализация современных организаций | |
57. Целеполагание. Источники целей организации | |
58. Формирование миссии организации | |
59. Жизненный цикл организации | |
60. Определение стратегии | |
61. Инструментарий стратегического менеджмента | |
62. Понятие философии организации | |
63. Линейные и функциональные связи в организации | |
64. Структуры управления организацией | |
67. Линейная структура управления | |
68. Функциональная структура управления | |
69. Линейно-функциональная структура управления | |
70. Дивизиональная структура управления | |
71. Проектная структура управления | |
72. Матричная структура управления | |
73. Сетевая структура управления | |
74. Методы построения организационных структур | |
76. Организационное проектирование | |
77. Эволюция методов нормирования труда | |
78. Математические методы нормирования трудоемкости | |
79. Делегирование полномочий как способ построения организации | |
80. Организационные формы интеграции организаций в современном мире | |
81. Теоретические основы мотивации деятельности | |
82. Эффективность делегирования полномочий | |
83. Процессуальные теории мотивации | |
84. Содержательные теории мотивации | |
85. Теория мотивации проф. Б.М.Генкина | |
86. Российская специфика стимулирования труда | |
87. Сервильная команда как управленческий феномен | |
88. Методы оперативного планирования деятельности | |
89. Сравнение сетевых графиков и графиков Гантта как инструментов планирования | |
90. Методы прогнозирования в менеджменте | |
91. Технологии принятия управленческих решений | |
92. Менеджмент и лидерство: соотношение понятий | |
93. Интуиция в принятии управленческих решений | |
94. Подходы к систематизации функций менеджмента | |
95. Составляющие системного подхода в менеджменте | |
96. Составляющие ситуационного подхода в менеджменте | |
97. Конфликты в менеджменте: систематизация и последствия | |
98. Конфликты в менеджменте: методы предупреждения и разрешения | |
99. Индустриальные парки в современных экономиках | |
100. Количественная оценка эффективности менеджмента |
При выполнении задания следует иметь в виду, что на него отводится 10 часов самостоятельной работы студента. Это значит, что необходимо не только найти литературные источники, но и поработать с ними, определив, на каких страницах находится материал, соответствующий выбранной теме научно-исследовательской работы. Если студент работает с ресурсами сети, то необходимо скачать фрагменты текста источников. Если работа с источниками происходит в библиотеке, то необходимо сканировать фрагменты текста или ксерокопировать их.
ЗАДАНИЕ 2