Необходимость исследований в менеджменте
Давайте вспомним, что такое менеджмент. Как известно менеджмент имеет несколько значений:
· управление, руководство, власть;
· орган управления, дирекция, административная единица;
· особого рода умение и административные навыки;
· система научно-практических знаний в области управления.
В соответствии с этим менеджер также имеет несколько значений:
· административная единица органа управления;
· специалист, руководящий работой компании, который умеет создавать специфические отношения в группах сотрудничающих людей для направления их общих усилий на достижение единства целей организации;
Успешность работы любой организации напрямую зависит от эффективности менеджмента, который непосредственно влияет на ее состояние в условиях непрерывно изменяющейся внешней среды. Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде.
Сегодня четко прослеживаются факторы, определяющие необходимость постоянного совершенствования и адаптации организации:
· рынок поставщика или рынок потребителя исходных материалов, энергии, товаров и услуг;
· финансовый рынок;
· рынок труда;
· законодательная и нормативно-правовая база государства, отрасли и т.д.
· окружающая природная среда.
Без учета этих факторов невозможно планировать стратегию развития. Поэтому успех любого предприятия или организации и возможность их выживания зависят от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям. В постоянном стремлении поддерживать соответствие организации условиям внешней среды и заключается принцип адаптивного управления.
В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития. Система управления организациями должна отвечать современным рыночным условиям, обладать высокой гибкостью, позволяющей в процессе производства быстро менять ассортимент изделий (услуг).
Итак, система управления предприятием (организацией) должна:
· быть адекватной сложной технологии производства, требующей совершенно новых форм контроля, организации и разделения труда;
· учитывать серьезную конкуренцию на рынке товаров (услуг), в корне изменившую отношению к качеству продукции, потребовавшую организовать послепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги;
· учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей и времени выполнения договоров, которые стали слишком высокими для традиционных производственных систем и механизмов принятия управленческих решений;
· учитывать изменения структуры издержек производства;
· принимать во внимание необходимость учета неопределенности внешней среды.
Различного рода нововведения проявляют себя в организациях в форме организационного совершенствования системы управления, что требует уточнения отдельных связей, параметров системы, применения более эффективных способов их реализации, повышения уровня надежности и т.д. Организационное совершенствование системы (ее подсистем или элементов) затрагивает не только отдельные связи, но и структуру менеджмента в целом. А это, в свою очередь, требует установление и обеспечения новых связей и устранения излишних, существенного изменения функций управления и способов принятия управленческих решений.
Развитие и совершенствование организаций базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации,что требуетпроведения исследований систем управления с помощью разнообразных методов исследования.
Исследования в первую очередь направлены на распознавание проблем и вызывающих их причин, определение сходности проблем и их структур, выявление путей решения.
Исследования можно рассматривать и как процесс и как необходимый элемент любой конкретной деятельности, но особенно важно отметить все возрастающую роль исследований в современном менеджменте.
В каждой области деятельности нам сопутствует процесс познания, и чем большей информацией мы располагаем, тем большие возможности для управления мы получаем. При получении необходимой информации используется опыт, интуиция, прагматизм и т.д. Однако наиболее предпочтительными являются знания, полученные научным путем, в процессе исследований с использованием современного научного инструментария – разнообразных методов исследования, когда теории и гипотезы проверяются на основе анализа конкретных данных о состоянии той или иной системы управления.
Процесс исследования базируется на совокупности методов, предполагающих использование определенных процедур и правил, которые представляют определенные теоретические положения и на основании которых разрабатывается комплексная программа исследования. Исследования, таким образом, помогают выявить, сформулировать и глубже понять проблему, а также отыскать наилучшие варианты ее решения.
Как известно, основными составляющими процесса управления являются цели, функции, управленческие решения, модели структуры управления. Сегодня, когда все предприятия и организации являются многоцелевыми, трудно представить процесс управления без исследовательской деятельности. Так, на основании проводимых исследований разрабатывается программно-целевое и стратегическое управление, уточняются и корректируются цели, обновляется миссия организации, совершенствуется ее стратегия. В результате анализа деятельности подразделений организации определяется полный перечень функций управления и управленческих решений, а, следовательно, появляются рекомендации по их совершенствованию.
Нельзя забывать и о таком важном элементе системы управления, как ее организационная структура. Процесс совершенствования здесь особенно сложен в силу ее консервативности и меньшей адаптивности к конкурирующей среде. Говорить об оптимизации структур управления невозможно без проведения научных исследований. Только по результатам всестороннего анализа можно разработать конкретную программу по совершенствованию организационных структур с учетом особенностей отрасли и специфики организации.
Таким образом, мы видим, что необходимость в проведении исследований возрастает по мере развития и совершенствования управления. Умение проводить исследования и приобретать навыки исследовательской деятельности становится неотъемлемой характеристикой профессионального менеджера.