Инструкционная карта практического занятия № 1
МДК 03.01 Управление структурного подразделением организации. Курс 3 группа ТВ-31, ТВ-32 .
Тема: «Решение ситуационных задач по определению закономерностей управления».
Вид занятия: Практическая работа.
Задачи: научиться составлять организационные структуры управления предприятий, совершенствовать знания о достоинствах и недостатках различных форм структур управления, выбирать ту структуру предприятия, которая лучше всего отвечает целям организации.
Развивать: склонность и желание руководить, умение наиболее результативно взаимодействовать с внешней средой, желание активно содействовать изменениям, которые продиктованы новыми экономическими условиями. Воспитывать: чувство ответственности за принятые решения, дух творчества, возможность чувствовать удовлетворение от результатов собственного труда.
Студент должен:
знать: виды организационных структур, преимущества и недостатки организационных структур управления, их сравнительную характеристику, необходимость совершенствования организационных форм управления;
уметь: составлять организационные структуры управления, анализировать их, оптимизировать сложившиеся структуры;
иметь представление: о матрично – штабных оргструктурах, методах организационного моделирования и методах проектирования организационных структур.
Оборудование: Инструкционная карта, линейка, карандаш.
Ход практического занятия.
1. Методические указания по выполнению практической работы.
Практическая работа состоит из 4 заданий. На выполнение каждого задания отводится 20 минут рабочего времени. Ответьте на вопросы для самоконтроля (устно) в течение 7 минут, и сформулируйте свое мнение о преимуществах и недостатках разных видов организационных структур, выполняются карандашом.
2. Выполнение практической работы:
2.1.Актуализация знаний:
- ответьте на вопросы для самоконтроля в течении 7 минут (устно).
1. Что понимается под структурой организации?
2. Назовите типы организационных структур и дайте им краткую характеристику.
3. Преимущества и недостатки
- функциональной структуры;
- линейной структуры;
- комбинированной структуры;
- матричной структуры.
2.2. Выполнение практической работы.
- изучите задание;
- ответьте на вопросы письменно;
- в задании номер 2 обратите внимание на горизонтальные связи и соподчиненность менеджеров (менеджер по персоналу;
- в задании номер 5 укажите причины организационных изменений в свете современной российской экономики.
Задание 1
Составьте организационную структуру организации и охарактеризуйте ее: директор, зам.директора по учебной работе, зам.директора по воспитательной работе, зам.директора по научно – методической работе, зам.директора по практике, зам.директора по заочному отделению, три председателя цикловых комиссий, три цикловых комиссии, бухгалтерия, библиотека, хозяйственная часть, буфет.
Задание 2
Составьте организационную структуру предприятия. Назовите ее тип.
Генеральный директор
- менеджер по персоналу
- менеджер по производству
- менеджер по продажам
- менеджер по финансам
- отдел закупок
- производственный отдел
- литейный цех
- инструментальный цех
- сборочный цех
Задание 3
В последние годы в мировой практике менеджмента ( в российской, в частности) особое внимание уделяется совершенствованию организационных структур управления предприятием. Это естественно, поскольку имеет большое значение при организации менеджмента. Как известно, имеются различные типы организационных структур управления: линейная, линейно – штабная, функциональная, дивизионная, матричная, множественная.
Линейная структура включает два блока: один занят производством, другой реализацией товара. В ее рамках определяются права и обязанности всех участников. Она используется в небольших фирмах с однородной и не сложной технологией. Управление осуществляется по схеме: начальник (директор) управляющий производством, мастер производства, исполнители (рабочие).
Линейно – штабная структура образуется путем создания специализированных служб (штабов) при каждом линейном руководители. Например, при управляющем по производству создаются службы (штабы): снабжения,сборки, упаковки, транспортировки и т.д.
Функциональная структура представляет собой модификацию линейно – штабной структуры. Разница заключается в том, что персонал штабов функциональной структуры наделен не совещательно – исполнительными правами, а правом руководства и принятия ответственных решений.
Дивизионная структура строится не по функциональному признаку, а по продуктам, рынкам или по группам обслуживаемых потребителей. Каждое подразделение рассматривается как “центр реализации“, центр инвестиций”, “центр прибыли”. Администрации фирмы подчиняются только общие отделы (финансовый, юридический и др.).
Матричная структура состоит из постоянных управленческих групп (центральная служба фирмы, службы функциональных менеджеров) и формирующихся групп конкретных новых продуктов или проектов. Она используется фирмами, продукция которых имеет относительно короткий жизненный цикл и часто меняется. Для решения проблемы в такие группы из функциональных отделов направляются сотрудники и необходимые ресурсы. После решения задач сотрудники возвращаются в свои отделы.
Множественная структура использует одновременно различные организационные структуры управления. Это делается в крупных и многопрофильных фирмах.
Вопросы.
1. Какая организационная структура, по вашему мнению, является наиболее современной и эффективной?
2. Какие организационные структуры больше подходят к современным экономическим условиям работы в России?
3. Если бы Вы были назначены главным менеджером, в какую либо фирму, какое организационное построение Вы бы предпочли и почему?
Задание 4.
Сложилось мнение, что новые организационные структуры компаний многое изменяют в работе ее менеджеров. К таким изменениям относятся:
· Решение проблем не может быть полностью предоставлено другим специалистам. Представители руководства должны стать лидерами в реализации стратегических проектов, обеспечивать интегрированное управление нововведениями, преобразованиями во всех подсистемах, включая развитие человеческих ресурсов.
· Так как в процессе разработки стратегии приходится учитывать множество факторов со сложными взаимосвязями, менеджеры высшего уровня обязаны уделять больше внимания оценке совместимости, непротиворечивости отдельных решений, регулировать связи между фазами реализации и постановки (уточнения) целей.
· В связи с тем, что ожидаемые результаты процесса разработки стратегических решений часто меняются, руководителям не следует жестко фиксировать конкретные цели и нормы на определенный период, а следует предлагать сценарии, возможные направления развития и рекомендации для менеджеров других уровней.
· Приходиться существенно перестраивать взаимосвязи между представителями высшего руководства, менеджерами и специалистами, работающих в различных подразделениях фирмы.
Вопросы.
1. Какие еще, кроме приведенных ранее, изменения в деятельности менеджеров характерны для последнего времени?
2. Считаете ли Вы, что подобные изменения органично связаны с современными достижениями в экономике, науке, технике, управлении, или это вызвано какими-то другими причинами (указать какими)?
3.Контроль: подготовить тетрадь с письменными ответами для сдачи на проверку.
4.Задание на дом:
Приведите примеры конкретных предприятий с разными организационными структурами, для ответа используйте материалы СМИ.