Перечень вопросов контрольных работ
1. Основы теории конкуренции.
(Конкуренция: понятие и виды. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики. Актуальные вопросы повышения конкурентоспособности организации. Анализ реакции конкурента на действия фирмы).
2. Методы государственного регулирования конкурентной среды.
(Антимонопольное законодательство).
3. Сущность основных экономических законов рыночных отношений и законов организации.
4. Основные экономические законы и законы организации
(Закон спроса. Закон экономической взаимосвязи затрат в сфере производства и потребления. Закон конкуренции. Закон пропорциональности. Закон онтогенеза)..
5. Формирование и функционирование рынка.
(Рынок как внешняя среда предприятия. Рыночные модели конкуренции. Продуктовые и географические границы рынка. Инфраструктура товарного рынка).
6. Конкурентные силы организации.
(Типология входных барьеров. Конкурентные рынки и их структура. Сила конкуренции при различных формах конкурентного рынка).
7. Научные подходы к управлению конкурентоспособностью.
(Системный, логический, инновационный, комплексный, глобальный, интеграционный, виртуальный, стандартизированный, маркетинговый, функциональный, нормативный и другие подходы к управлению конкурентоспособностью торговой организации).
8. Принципы управления объектами и их конкурентными преимуществами.
(Принципы управления экономикой. Сущность и принципы анализа, прогнозирования и экономического обоснования. Принципы рационализации структур и процессов).
9. Принципы управления персоналом и качеством.
(Принципы ресурсосбережения. Принципы управления конкурентоспособностью товаров и организаций).
10. Теория управления конкурентными преимуществами торговых организаций на основе их эксклюзивных ценностей.
(Сущность и классификация ценностей. Методические подходы к управлению конкурентными преимуществами торговых организаций).
11. Оценка потенциала и качества системы управления организацией.
(Формирование портфеля новшеств и инноваций).
12. Методы управления конкурентоспособностью.
(Сущность основных методов управления. Методы анализа, прогнозирования и экономического обоснования. Методы планирования).
13. Методы оценки конкурентоспособности торговой организации и ее нормирование. (Методические основы оценки конкурентоспособности торговой организации. Оценка конкурентоспособности персонала).
14. Оценка конкурентоспособности товаров.
(Нормирование конкурентоспособности. Сущность, принципы, методы).
15. Методы управления качеством продукции и сервисом.
(Опыт зарубежных стран в управлении качеством. Отечественный опыт управления качеством. Международные стандарты ISO 9000: 2000 по системам менеджмента качества. Системы показателей качества продукции и качества сервиса. Инструменты повышения качества).
16. Методы ресурсосбережения и ценообразования.
(Основы стратегии ресурсосбережения. Анализ эффективности использования ресурсов. Факторный анализ прироста производительности труда. Методические подходы к ценообразованию).
17. Разработка и реализация стратегии повышения конкурентоспособности торговой организации.
18. Стратегический выбор на конкурентных рынках.
(Виды конкурентных стратегий. Специфика стратегических конкурентных преимуществ торговой организации).
19. Методы портфельного анализа.
(Стратегические бизнес-единицы. Выбор стратегических направлений деятельности).
20. Формирование целей и структуры стратегии повышения конкурентоспособности торговых организаций.
21. Структура управления торговой организацией, ориентированной на конкурентоспособность.
(Формирование целей стратегии повышения конкурентоспособности торговой организации).
22. Обеспечение разработки и реализации стратегии повышения конкурентоспособности торговой организаций.
(Правовое, методическое, ресурсное и информационное обеспечение разработки и реализации стратегии повышения конкурентоспособности торговой организации).
23. Механизм реализации стратегии повышения конкурентоспособности организации. (Структура механизма реализации стратегии. Принципы и методы организации процессов по реализации стратегии. Контроль, аудит и регулирование реализации стратегии торговой организации).
Основная литература:
1. Антонов Г.Д. Управление конкурентоспособностью организации: Учеб. Пособие. – ИНФРА-М, 2013. – 300 с.
2. Мазилкина Е.И., Паничкина Т.Г. Управление конкурентоспособностью: Учебное пособие. – М.: Омега-М, 2009.
3. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: Учебное пособие.- М.: Эксмо, 2008.
Дополнительная литература:
4. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник, 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2007 (с грифом).
5. Герчикова И.И. Менеджмент: Учебник для вузов, 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити – Дана, 2009.
6. Дафт Ричард Л. Теория организации: Учебник для вузов, рекомендовано Советом УМО, М.: Юнити – Дана, 2006.
7. Миронов М.Г., Жданова Т.С. Теория организации: Учебник для вузов, рекомендовано Советом УМО, М.: Юнити – Дана, 2006.
8. Портер М. Конкурентная стратегия, - М.: Альпина Бизнес Бук, 2005.
9. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник, М.: Дело, 2008
Специализированная периодическая литература:
Журналы:
- «Современная торговля»;
- «Новости торговли»;
- «Российская торговля»;
- «Вопросы экономики»;
- «Свой бизнес»;
- «Секрет фирмы»;
- «Эксперт»;
- «Маркетинг в России и за рубежом»;
- «Вестник РЭУ»;
- «Региональная экономика: теория и практика»;
- «Экономика и управление»;
- «Российское предпринимательство»