По дисциплине «Основы теории управления»
Кафедра ГКУ
УТВЕРЖДЕНО
На заседании кафедры
Протокол № 1 от 28.08.2014 г.
Зав.кафедрой ГКУ,
Доцент Н.И.Севрюгина
Вопросы к экзамену по дисциплине
«Основы теории управления»
для студентов обучающихся по направлению 080400.62 «Управление персоналом»
2 курс, 3 семестр 2015-2016 учебный год
1. Предмет управленческой деятельности.
2. Процесс, средства и результат деятельности управляющего.
3. Управление как наука, практика, искусство.
4. Структура управления, содержание деятельности и функции управляющего.
5. Профессиональные требования к управляющему, характер его деятельности.
6. Личные черты и деловая этика менеджера.
7. Деятельность менеджера: структура и функции.
8. Эволюция управленческой практики и мысли. Управление до XIX века.
9. Научная школа управления: Ф. Тейлор и др. Предмет НОТ.
10. Административная школа управления: А. Файоль и др.
11. Сходство и различие научной и административной школ управления.
12. М. Вебер и теория бюрократии. Эволюция бюрократии в организации.
13. Школа человеческих отношений: Э. Мэйо и др.
14. Системный подход в управлении.
15. Изменение структуры организации при переходе на системный подход в управлении.
16. Ситуационный подход – новые принципы и технология управления.
17. Зачем нужно знать историю управления?
18. Типология организаций.
19. Источники власти управляющего.
20. Жизненный цикл организации.
21. Деловая этика управляющего.
22. Внешняя и внутренняя среды организации.
23. Процессы функционирования и развития организации.
24. Опрос как метод исследования в управлении.
25. Наблюдение как метод исследования в управлении.
26. Требования к управляющему как профессионалу. Самоменеджмент.
27. Эксперимент как метод исследования в управлении.
28. Анализ документов как методы исследования в управлении.
29. Моделирование как метод исследования в управлении.
30. Проектирование деятельности как метод исследования в управлении.
31. Стимулирование труда: сущность и формы.
32. Стимулирующая роль разных систем оплаты труда.
33. Мотив, мотивация, мотивировка в работе управляющего.
34. Теории и модели мотивации: структура потребностей по Маслоу.
35. Теории и модели мотивации: теория ожиданий.
36. Теории и модели мотивации: теория Х и У.
37. Управление, основанное на мотивации: процесс мотивации.
38. Проблема как понятие в управлении.
39. Разработка управленческого решения и способы его осуществления.
40. Функция миссии фирмы, проблема определения миссии фирмы.
41. Возникновение и сущность стратегического управления.
42. Структура целей фирмы и функция целепологания.
43. Разработка стратегии фирмы: анализ внутренней и внешней среды.
44. Виды стратегий и способы их реализации.
45. Возникновение и сущность инновационного управления.
46. Управление технологическими разрывами.
47. Инновационный потенциал организации.
48. Представление о культуре и организационной культуре.
49. Содержание и развитие организационной культуры.
50. Проблемы трансформации плановой экономики в рыночную.
51. Организационная культура и эффективность деятельности организации.
52. Поведение работника в организации. Ролевой конфликт.
53. Формальная и неформальная структуры организации.
54. Межличностное взаимодействие в организации.
55. Конфликт в организации и его разрешение.
56. Адаптация работника в организации.
57. Лидерство как форма поведения управляющего.
58. Теории и модели лидерства.
Тематика курсовых работ
по дисциплине «Основы теории управления»
1. Алгоритм выработки стратегии фирмы: анализ внутренней и внешней среды.
2. Барьеры в организационных коммуникациях и пути их преодоления.
3. Совершенствование работы предприятия в конкурентной среде.
4. Взаимовлияние формальной и неформальной структуры организации.
5. Виды стратегий в современном бизнесе и способы их реализации.
6. Внешняя и внутренняя среды организации как стратегические ориентиры развития фирмы.
7. Воздействие внешней среды на хозяйственную деятельность предприятия.
8. Возможности применения теории ожиданий Виктора Врума в системе мотивации на предприятии.
9. Жизненный цикл организации как инструмент прогнозирования.
10. Использование НОТ в современном бизнесе.
11. Использование положений административной школы управления в современном бизнесе.
12. Проблема конфликта в организации и пути его разрешения.
13. Совершенствование практики коммуникаций на предприятии.
14. Комплексный подход к управлению трудовыми ресурсами на предприятии.
15. Лидерство как форма поведения управляющего.
16. Личность руководителя в трудовом коллективе и ее влияние на эффективность работы предприятия.
17. Совершенствование межличностных отношений в организации.
18. Менеджер как формальный и неформальный лидер.
19. Совершенствование методов исследования в менеджменте: опрос и его разновидности;
20. Совершенствование методов исследования в менеджменте: наблюдение и эксперимент;
21. Моделирование и проектирование деятельности.
22. Механизм развития организационной структуры предприятия в нестабильной среде.
23. Моделирование как эффективный метод организации управления в современной системе менеджмента.
24. Новые принципы и технология управления в современном бизнесе: ситуационный подход.
25. Ограничения личной эффективности менеджера и пути их преодоления.
26. Организационная культура и ее развитие в организации.
27. Организационная культура и эффективность деятельности организации.
28. Организация и управление сбытовой деятельностью.
29. Организация контроля хозяйственной деятельности на предприятии.
30. Организация общего руководства на предприятии.
31. Организация технического руководства на предприятии.
32. Организация управления кадрами и социальным развитием.
33. Организация управления производством на предприятии.
34. Организация управления экономической деятельностью на предприятии.
35. Повышение мотивации труда в системе управления.
36. Проблемы управляемости в современном менеджменте.
37. Проектирование организации как важная фаза подготовки реформ в бизнесе.
38. Проектирование организационной структуры управления.
39. Проектирование структуры управления предприятием в современных условиях хозяйствования.
40. Пути повышения эффективности адаптации работника в организации.
41. Пути совершенствования системы управления предприятием.
42. Разработка стратегии управления фирмой.
43. Самоменеджмент как инструмент профессионального роста управляющего.
44. Системный подход в современном менеджменте.
45. Системы мотивации: общая характеристика и условия построения.
46. Системы оплаты труда в современном бизнесе.
47. Совершенствование организации труда и его мотивация на предприятиях в условиях рынка.
48. Совершенствование организации управления на предприятии.
49. Совершенствование системы мотивации труда на предприятии.
50. Совершенствование системы планирования деятельности предприятия.
51. Совершенствование труда руководителя в современной системе менеджмента.
52. Современные методы разработки стратегии фирмы.
53. Содержание и развитие организационной культуры.
54. Соотношение миссии, стратегии и целей деятельности фирмы.
55. Социальная ответственность и этика бизнеса.
56. Социально-психологические методы управления в менеджменте.
57. Стили управления и их использование в деятельности менеджера.
58. Стиль руководства и его влияние на эффективность деятельности предприятия.
59. Стратегическое планирование в деятельности фирмы.
60. Теория и практика бюрократии в современном бизнесе.
61. Теория и практика разработки управленческого решения.
62. Теории и модели мотивации: структура потребностей по Маслоу.
63. Эволюция организационных структур управления в условиях развития рыночной экономики.
64. Управление инновационным потенциалом организации.
65. Функции менеджера и их динамика в зависимости от статуса менеджера в организации.
Преподаватель, читающий дисциплину,
доктор экономических наук, профессор С.Н. Железко