Этапы разработки управленческого решения

Этапы разработки управленческого решения - student2.ru

Все эти этапы подвержены воздействию дополнительных факторов, как то: личностная оценка руководителя, информационные ограничения, взаимозависимость принятия решения, среда принятия решения (которая может варьироваться от условий определенности до условий неопределенности через риск).

Для реализации каждой из функций управления необходимо сформировать определенные коммуникационные связи и подготовить управленческие решения. Установление коммуникаций и разработка решений,являясь технологическими функциями менеджмента,одновременно представляют инструментыобщих функций менеджмента.

Управленческие решениядля часто встречающихся типовых задачописываются внормативных документах,устанавливающих порядок осуществления управленческой деятельности.

Примеры нормативных документов:

Ø Устав организации

Ø Положение о структурном подразделении

Ø Должностная инструкция

Ø План-график

Ø Инструкция по отдельным управленческим действиям

Ø План действий в конкретных ситуациях

Ø Формы документов

Управленческие решения закрепляются приказами и распоряжениямиадминистрации. Приказы и распоряжения обеспечивают директивность, своевременность и адресностьуправленческого решения.

Методы и инструменты менеджмента

Методы менеджмента –совокупность приемов осуществления управленческой деятельности.

Существуют:

Ø методы выполнения общих функций менеджмента (методы формирования целей, методы планирования, методы контроля и т.п.),

Ø методы подготовки, обоснования, выбора и реализации управленческих решений,

Ø методы коммуникаций,

Ø методы мотивации

Ø методы делегирования полномочий.

Методы подготовки и обоснования решений:

Ø Стандартные правила, инструкции

Ø Экономико-математические методы

Ø Системный анализ

Ø Методы активизации интуиции

Методы выбора решений:

Ø Единоначальный выбор решения (руководитель любого уровня)

Ø Коллективный выбор решения полномочным органом (президиум, совет, собрание)

Ø Выбор по согласованию на основе ограничения полномочий.

Методы реализации решений:

Ø Организационно-распорядительные (административные)

Ø Экономические

Ø Социально-психологические

Инструменты менеджмента - совокупность моделей и методов, используемых для решения задач менеджмента и их информационного, организационного и методического обеспечения.

Примеры моделей:

Ø Сценарий

Ø Дерево целей

Ø Дерево решений

Ø Логические

Ø Математические

Ø Имитационные

Примеры инструментов менеджмента:

Ø Система управления по целям (МВО)

Ø Система ПАТТЕРН – решение задач целеполагания, планирования, контроля и регулирования

Ø Система ПЕРТ – планирование проектов

Ø Скоринговые системы оценки

Ø Оценка на основе DATA MINING

Ø Экспертиза

Ø Система нормативов.

Тема 4.2.Функция установления коммуникаций

Содержание функции установления коммуникаций

Функция установления коммуникацийпредставляет собой действиепо установлению устойчивых информационных связей между участниками процесса управления, представляющее собой также взаимосвязь работы с информацией.

Коммуникации – это условия для обмена информацией при подготовке и реализации управленческих решений.

Целями установления коммуникаций являются:

Ø Организация информационного обмена

Ø Установление взаимосвязи между людьми в организации

Ø Формулирование общих взглядов на внутреннюю среду организации

Ø Организация совместной работы

На рис. 4 представлены элементы коммуникационного процесса:

 
  Этапы разработки управленческого решения - student2.ru

Рис. 4. Элементы коммуникационного процесса

Результаты коммуникационного процесса:

Ø Изменения в знаниях и установках получателя

Ø Изменения в поведении получателя

Одним из основополагающих элементов коммуникации является принадлежность, то есть участие индивида в какой-либо определенной группе лиц, в определенном сообществе.

В качестве первых элементов коммуникации можно назвать символы, то есть невербальные проявления принадлежности, и действия – вербальные проявления принадлежности.

Также к элементам коммуникации относятся отправитель и получатель, которые обмениваются объектом коммуникации.

Среди объектов коммуникации выделяют:

1. Слухи и сплетни.

2. Сведения – непроверенные параметры и характеристики (личные сведения?).

3. Данные – проверенные параметры и характеристики (паспортные данные).

4. Информация – релевантные, имеющие непосредственное значение параметры и характеристики.

Информацию как объект коммуникации можно классифицировать по следующим группам характеристик:

1) Качественные характеристики:

a) Достоверность - мера приближенности информации к первоисточнику;

b) Объективность – мера отражения реальности, т.е. очистка е от искажений;

c) Однозначность – мера отсутствия прямо противоположных выводов.

2) Количественные характеристики:

a) Полнота информации – мера соответствия полученной информации целям ее получения;

b) Релевантность – степень приближения информации к существу вопроса.

3) Ценностные характеристики:

a) Стоимость информации – накладные расходы на получение информации;

b) Актуальность информации – важность информации для обеспечения проекта.

По ценностным характеристикам также можно разделить информацию на 3 вида: оперативная информация, теряющая не менее 10 % своей стоимости или даже более в день, тактическая информация, теряющая примерно 10 % стоимости в месяц, стратегическая информация, которая утрачивает около 15 % своей стоимости в год.

Важным в процессе получения и оценки информации является источник информации.

Существует 3 вида источников информации: открытые (официальные), полуофициальные и закрытые (секретные) источники информации.

По виду источника информация подразделяется на:

Ø Оперативная – попадающая путем проведения оперативных мероприятий и выполнения определенных действий;

Ø Экспертная – информация, обеспечивающая ориентацию в разрабатываемом вопросе;

Ø Агентурная – разносторонняя информация обо всем, что происходит в данное время на заданной территории, в том числе об интересующем объекте;

Ø Косвенные разведывательные признаки – проявления активности объекта, по которым можно судить о характере его деятельности:

o Связь между событиями всегда вероятностна,

o События могут быть истолкованы в пользу различных гипотез,

o Возможно полное отсутствие закономерностей.

Этапы процесса коммуникации:

1. Кодирование – перевод информации в коммуникационные символы и действия.

2. Выбор канала (средства передачи информации). Каналы могут быть вербальные (особо выделяются интонация и смысл, которые можно трактовать по-разному), невербальные (жесты) и письменные.

3. Отправка сообщения.

4. Декодирование – превращение сообщения в имеющую смысл форму.

Эффективность коммуникации ограничивают фильтры, т.е. преграды, которые усложняют способность индивида чувствовать или воспринимать объекты коммуникации. Фильтры бывают физиологические или физические (физические ограничения) и психологические (настрой, предрасположенность или отсутствие ее к восприятию сообщения).

5. Обратная связь – реакция получателя на сообщение.

Виды коммуникаций по составу участников:

1. Межличностные коммуникации

2. Коммуникации между личностью и группой

3. Коммуникации между группами лиц

Виды коммуникаций по форме возникновения:

Ø Формальные

Ø Неформальные

Кроме фильтров, в коммуникации встречаются барьеры, разделяемые на два вида:

1. Микробарьеры, которым относятся:

1.1. Мнение отправителя и получателя

1.2. Выбор носителя

1.3. Помехи

2. Макробарьеры

2.1. Информационная перегрузка

2.2. Дефицит времени

2.3. Информация как средство платежа

Макро- и микробарьеры, усложняя процесс коммуникации, вызывают конфликты (см. тему 6).

Создать коммуникации - означает организовать информационные потоки в организации с целью обеспечить эффективное управление.

Коммуникации могут быть организованы по различным схемам:

· Звездообразная.Информация из всех служб сходится в одном месте, обрабатывается и в виде решений и распоряжений поступает обратно в эти службы.

· Кольцевая.Информация последовательно проходит все службы, дополняется, конкретизируется и доводится до исполнителя.

· Полная.При организации коммуникаций по полной схеме все службы информационно связаны между собой непосредственно, и каждая служба владеет всей полнотой информации.

· Виноградная лоза. Как правило, чаще всего используется в неформальных коммуникациях и характеризуется тем, что при наличии одного источника информации в дальнейшем может существовать множественное количество получателей и отправителей информации.

Использование той или иной схемы коммуникационной сети определяется конкретными условиями и характером решаемых задач.

Наши рекомендации