Каждая организация может иметь
Свою концепцию
планирования.
3.2.3. Процесс планирования
Стадии планирования:
Ø Разработка плана
Ø Детализация плана
Ø Корректировка плана
Ø Продление плана
Тема 3.3. Организация в системе менеджмента
Содержание функции организации
Функция организации – это действие по достижению рационального сочетания живого труда с материальными элементами производства в пространстве и времени.
Организация деятельности предполагает пространственный и временной аспект.
Пространственный аспект предполагает формирование различных структурорганизации.
Любая структурапредставляет собой внутреннее устройство объекта или состав, взаимосвязи и методы взаимодействия его элементов.
В организации как группе людей различаются следующие виды структур:
Ø Производственная структура
Ø Структура управления
Ø Организационная структура
Производственная структура
Производственная структура –это состав основных, вспомогательных и обслуживающих структурных единиц организации, их специализация, взаимосвязи и методы взаимодействия в процессе производства продукции или услуг.
Структурные единицы производственной структуры:
Ø производства
Ø цехи
Ø участки
Ø бригады
Ø дивизионы
Ø отделы
Ø секторы
Ø группы
Каждая структурная единица имеет некоторый состав технологического оборудования, необходимого и достаточного для выполнения подразделением его функции в процессе производства продукции и услуг.
Состав этого оборудования и его увязка в производственном процессе определяется объемом производства продукции или услуг (массовое, серийное, единичное)
Производственная структура определяется также видом специализации.
Специализация может быть предметной и технологической.
При предметной специализации продукт производится целиком в одном структурном подразделении (цехе, отделе), которое концентрирует все необходимые ресурсы для того, чтобы произвести продукт или услугу.
При технологической специализации продукт производится в результате прохождения с различной степенью готовности через различные структурные подразделения (цехи, отделы), которые концентрируют ресурсы, необходимые для выполнения технологической функции.
Организационное проектирование производственной структуры предполагает анализ производимых продуктов или услуг, их трудоемкости и технологии производства. На основе этого анализа выполняется расчет количества необходимого технологического оборудования, и формируются варианты его рациональной расстановки. Расстановка оборудования определяет планировку производственных помещений, производственную площадь и площади вспомогательных и обслуживающих структурных единиц.
Структура управления
Структура управления организацией представляет собой состав, взаимосвязи и методы взаимодействия подразделений и отдельных специалистов в процессе выполнения функций менеджмента.
Формирование структуры управления основывается на понятии линейных и функциональных связей (о «линейном» и «функциональном» в менеджменте см. раздел 4.3.)
Структура управления может быть:
Ø Линейной
Ø Функциональной
Ø Штабной
Ø Комбинированной
Ø Программно-целевой
Ø Матричной
Ø
В таблице представлены характеристики различных типов структуры управления.
Таблица
Характеристики различных типов структур управления
Тип | Схема | Достоинства | Недостатки | ||||||||||||||||||||
| ЛР – линейный руководитель И - исполнитель | 1. Единство подчиненности 2. Полнота ответственности | Линейные руководители не могут быть компетентными по всем функциям | ||||||||||||||||||||
| ФР – функциональный руководитель И - исполнитель | Более компетентное решение вопросов функциональными руководителями | 1. Трудности согласования 2. Снижение ответственности исполнителей из-за множественной подчиненности | ||||||||||||||||||||
| 1.Единство подчиненности 2. Полнота ответственности 3.Компетентность решений | Большая нагрузка на руководителей по согласованию решений штаба | |||||||||||||||||||||
Продолжение таблицы | |||||||||||||||||||||||
Тип | Схема | Достоинства | Недостатки | ||||||||||||||||||||
| 1.Единство подчиненности 2. Полнота ответственности 3.Компетентность решений | Структура становится весьма затратной за счет увеличения аппарата управления | |||||||||||||||||||||
| 1. Возможность координации работ по объекту, который идет «поперек» структуры 2. Временная структура. Достигается цель, структура распускается | Временное может превратиться в постоянное | |||||||||||||||||||||
Наши рекомендации
|