Часть 3. Дисциплины специализации «Административный менеджмент»

Место и роль менеджмента персонала в системе управления организацией. Трудовые ресурсы и проблемы занятости в современной России. Виды безработицы. Новые подходы в политике занятости.

Персонал: его состав и структура. Персонал как важнейший ресурс организации. Численность, основные категории персонала. Структура персонала, ее основные виды.

Методы управления персоналом: административные, экономические, социально-психологические.

Служба управления персоналом: структура и функции. Место службы управления персоналом в организационно-управленческой структуре организации. Функции службы управления персоналом. Новые функции в деятельности служб персонала. Структура и численность службы управления персоналом.

Нормативные основы деятельности служб управления персоналом. Регламентация в деятельности служб управления персоналом. Уровневый характер регламентов. Федеральные правовые документы. Правовые и нормативные документы регионального и муниципального уровня. Внутриорганизационные нормативные документы деятельности служб управления персоналом.

Планирование трудовых ресурсов организации. Анализ работы. Понятие и методы кадрового планирования. Нормирование труда. Анализ и описание работы: основные направления и методы. Структура и значение должностной инструкции. Личностная спецификация (профессиограмма), ее основные разделы.

Технология найма и отбора. Анализ потребности в кадрах. Организация набора кадров. Источники привлечения кандидатов: их достоинства и недостатки. Методы отбора кандидатов. Трудовой контракт.

Адаптация персонала. Сущность и основные формы адаптации. Управление адаптацией.

Деловая оценка персонала в организации. Понятие, виды, значение оценки персонала. Методы выполнения оценочных процедур. Аттестация как форма оценки: ее достоинства и недостатки. Виды аттестации. Структура процесса, требования к проведению аттестации. Особенности аттестационного собеседования.

Движение и развитие трудовых ресурсов организации. Оборот персонала, его причины и последствия. Основные направления профессионального развития персонала. Профессиональное образование, обучение, профессиональная мобильность внутри организации. Структура и методы обучения. Модель обучения персонала (основные этапы профессионального обучения). Оценка эффективности обучения.

Управление деловой карьерой персонала организации. Виды деловой карьеры. Основные этапы карьеры. Основные виды профессионально-квалификационного продвижения рабочих. Технология формирования резерва руководителей.

Стимулирование и мотивация труда персонала. Стимулирование и мотивация трудовой деятельности: общее и особенное. Разработка программ стимулирования труда. Управление системой льгот.

Роль служб управления персоналом в разработке систем оплаты труда. Понятие и структура оплаты труда. Системы и формы оплаты труда. Особенности традиционной (тарифной) системы оплаты. Бестарифная система оплаты труда

Кадровые стратегии и политика организации. Понятие и виды кадровой стратегии и кадровой политики. Факторы, определяющие стратегию и политику управления персоналом. Эффективность кадровой политики.

Оценка эффективности управления персоналом. Основные подходы к оценке эффективности. Экономическая, социальная эффективность управления персоналом. Показатели эффективности. Кадровый аудит.

Социальные технологии как фактор оптимизации административного управления. Социальное содержание управления и необходимость его технологизации Условия технологизации управления. Основные элементы процесса технологизации. Критерии и показатели эффективности использования социальных технологий. Условия эффективности социальных технологий.

Сущность и виды социальных технологий. Понятие социальной технологии. Социальная технология как процесс и как вид деятельности. Классификация социальных технологий.

Этапы технологизации управления и алгоритм социальной технологии. Понятие системы технологизации управления. Особенности и содержание теоретического, методического и процедурного этапов технологизации управления. Понятие алгоритма социальной технологии и его модели. Жизненный цикл социальной технологии.

Социальная диагностика и ее место в социальных технологиях. Понятие социальной диагностики и ее этапы. Виды социальной диагностики. Методы социальной диагностики.

Социальное моделирование и проектирование как этапы технологизации управления. Моделирование как процесс создания нормативной модели социальной технологии. Типология моделей. Место проектирования в процессе технологизации управления. Методы проектирования.

Теоретические основы проектной деятельности. Определение проекта. Системный и деятельностный подходы. Характер проектной деятельности. Основные характеристики и измерения проекта. Элементы проектной деятельности: субъект и объект проектирования, его цель, условия проектной деятельности, технология, средства и методы проектирования.

Классификация проектов по масштабам, срокам, сложности, источникам финансирования, сферам и направлениям деятельности, конечным результатам. Специфика коммерческих и социальных проектов. Псевдопроекты как особая группа проектов.

Предмет управления проектами. Характеристика основных институциональных подсистем управления проектами.

Технология проектной деятельности. Определение жизненного цикла проекта. Структура жизненного цикла проекта, его основные этапы. Предпроектный анализ (анализ ситуации): основные позиции и методы. Описание стратегического замысла проекта. Типы стратегии. Уровни и правила построения целевой структуры проекта.

Анализ ресурсного обеспечения проекта – характеристика типов ресурсов, способов их актуализации, соотнесенности ресурсов с основными субъектами-кооперантами. Внешняя и внутренняя коммуникационные структуры проекта. Реализация проекта – формирование проектной команды, организационное моделирование проекта, управление временем, управление финансами. Мониторинг проекта: технология и виды экспертной оценки. Наращивание потенциала проекта.

Сущность и особенности административного менеджмента. Два подхода к пониманию административного менеджмента Особенности административного менеджмента как управления органами исполнительной власти на государственном, отраслевом и муниципальном уровне и управления административными (распорядительными и правоохранительными) организациями.

А.Файоль об основных принципах административного управления. Школа административного управления, и ее основные положения. Принципы административного менеджмента.

Система административного менеджмента. Понятие вертикали власти. Основные элементы административной вертикали на государственном и организационном уровне. Противоречия системы административного менеджмента.

Административные методы управления и их использование в административном менеджменте. Понятие административных методов управления. Сущность административных методов управления как методов прямого (непосредственного) воздействия. Формы реализации административных методов управления.

Особенности взаимодействия учреждений и организаций с административными органами. Правовые основы взаимодействия. Основные направления взаимодействия.

Пути оптимизации взаимодействия учреждений и организаций с административными органами.

Литература

1. Бахрах Д.Н.Государственная служба России. Уч. пособие./ Д.Н.Бахрах. М: Проспект, 2008

2. Веснин В. Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник / В.Р. Веснин. М: Проспект, 2008.

3. Гэрд Дитхелм. Управление проектами. В 2-х тт. / Гэрд Дитхелм. СПб: 2003.

4. Иванов В.Н. Социальные технологии: учебное пособие для вузов./ В.Н. Иванов, В.И. Патрушев М.: Муниципальный мир,2004

5. Егоршин А. П. Основы управления персоналом: учеб. пособие для студентов вузов. / А. П. Егоршин. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2008.

6. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: учеб. пособие для студентов вузов. / А. Я. Кибанов, И. Б. Дуракова ; Гос. ун-т упр. М: КНОРУС, 2009.

7. Мазур И.И. Управление проектами /. И.И Мазур., В.Д Шапиро., Н.Г Ольдерогге. М.: Омега-Л, 2007.

8. Менеджмент организации: современные технологии / Под ред. Н.Г. Кузнецова, И.Ю. Солдатовой. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

9. Политико-административное управление. / Под ред. В.С. Комаровского, Л.В. Сморгунова. М.:РАГС. 2004.

10. Половников А.В. Управление проектами (полный курс МВА)/ А. В Половников, М.Ф Дубовик. М.:Эксмо,2010.

11. Райченко А.М. Административный менеджмент./ А. М Райченко. М.: Инфра-М .2007

12. Трудовой кодекс Российской Федерации. Новая редакция. Екатеринбург: Изд. дом «Ажур», 2008.

13.Управление персоналом организации: учебник для студентов вузов. / А. Я. Кибанов, И. А. Баткаева, И. Е. Ворожейкин [и др.] ; под ред. А. Я. Кибанова ; Гос. Ун-т Упр. Изд. 3-е, доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2008.

14. Управление проектом. Основы проектного управления. / Под ред.Разу М.Л. М.: Кнорус,2006

15. Управление проектами / Под ред. Дж.К.Пинто. СПб, 2004.

16. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: учебник / В.Е.Чиркин. 3-е изд., перераб. М.: Норма, 2008.

17. Яхонтова Е.С. Эффективные технологии управления персоналом / Е.С. Яхонтова. СПб.: Питер,2003.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К КОМПЛЕКСНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ080507 «МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ»

1. Менеджмент как наука и профессия

2. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента

3. Основные этапы становления и развития менеджмента как науки об управлении

4. Основные модели менеджмента

5. Организация как объект управления и как функция

6. Управление инфраструктурой организации

7. Природа и состав функций менеджмента

8. Планирование как функция управления

9. Стратегическое и текущее планирование в менеджменте

10. Мотивация деятельности в менеджменте

11. Регулирование и контроль в управлении организацией

12. Разработка и принятие управленческих решений

13. Коммуникации в системе управления организацией

14. Динамика групп и лидерство

15. Управление конфликтами в организации

16. Маркетинг как концепция рыночного управления

17. Анализ конкурентоспособности организации

18. Маркетинг в системе стратегического планирования

19. Анализ привлекательности рынка

20. Сегментирование и выбор целевых рынков

21. Маркетинговая информация и маркетинговые исследования

22. Исследование поведения потребителей

23. Особенности и организация международного маркетинга

24. Управление товаром в комплексе маркетинга

25. Формирование ценовой политики организации

26. Управление распределением в комплексе маркетинга

27. Продвижение в комплексе маркетинга

28. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций

29. Связи с общественностью в системе маркетинговых коммуникаций

30. Организация, структура управления и контроль маркетинга

31. Основные фонды организации

32. Оборотные средства организации

33. Нематериальные активы организации

34. Затраты организации

35. Оплата труда в организации

36. Финансовые результаты деятельности предпри­ятия

37. Экономический анализ как функция управления организацией

38. Основные методы экономического анализа

39. Анализ производства и реализации товаров, продукции, работ, услуг

40. Анализ основных фондов организации

41. Анализ оборачиваемости оборотных средств

42. Анализ использования материальных ресурсов

43. Экономический анализ персонала организации

44. Анализ производительности труда и заработной платы

45. Анализ затрат на производство и реализацию товаров, продукции, работ, услуг

46. Анализ финансовых результатов деятельности организации

47. Анализ финансовой устойчивости организации

48. Анализ деловой активности организации

49. Анализ платежеспособности и ликвидности организации

50. Анализ показателей рентабельности организации

51. Принципы организации финансового менеджмента

52. Информационная база финансового менеджмента

53. Временная стоимость денег

54. Инвестиционная политика организации

55. Принципы управления оборотными средствами организации

56. Политика привлечения организацией заемных средств

57. Операционный анализ как метод управления прибылью организации

58. Инфляция: сущность и методы регулирования

59. принципы кредитования и формы кредита

60. Налогообложение российского бизнеса

61. Место и роль менеджмента персонала в системе управления организацией

62. Персонал: его состав и структура

63. Методы управления персоналом

64. Служба управления персоналом: структура и функции

65. Нормативные основы деятельности служб управления персоналом

66. Планирование трудовых ресурсов организации. Анализ работы

67. Технология найма и отбора

68. Адаптация персонала

69. Деловая оценка персонала в организации

70. Движение и развитие трудовых ресурсов организации

71. Управление деловой карьерой персонала организации

72. Стимулирование и мотивация труда персонала

73. Роль служб управления персоналом в разработке систем оплаты труда

74. Кадровые стратегии и политика организации

75. Оценка эффективности управления персоналом.

76. Социальные технологии как фактор оптимизации административного управления

77. Сущность и виды социальных технологий

78. Этапы технологизации управления и алгоритм социальной технологии

79. Социальная диагностика и ее место в социальных технологиях

80. Социальное моделирование и проектирование как этапы технологизации управления

81. Теоретические основы проектной деятельности

82. Классификация проектов

83. Предмет управления проектами

84. Технология проектной деятельности

85. Анализ ресурсного обеспечения проекта

86. Сущность и особенности административного менеджмента

87. А.Файоль об основных принципах административного управления

88. Система административного менеджмента

89. Административные методы управления и их использование в административном менеджменте

90. Особенности взаимодействия учреждений и организаций с административными органами

Наши рекомендации