Тема. Функции управления
1.Общая функция – планирование
Планирование представляет процесс поэтапного принятия управленческих решений, направленных на определение и достижение целей организации, обеспечивающих ее существование и успех в длительном периоде. В рамках функции планирования осуществляется определение желаемого результата (цель), задач подразделений и организации в целом по достижению ее целей, формирование критериев (показателей) оценки эффективности решения намеченных задач и составление планов выполнения конкретных работ по их решению. Для координации достижения целей в условиях изменения внешней среды разрабатываются общие направления выполнения плана, обеспечивающие проведение единой политики в конкретных сферах деятельности организации, а также разрабатываются процедуры и правила, регламентирующие принятие решений в определенных ситуациях. Для обеспечения непрерывности планирования организуется обратная связь, которая реализуется посредством оценки и учета результатов выполнения конкретных работ и достижения целей организации.
Принципы планирования: 1. Принцип единства. 2. Принцип участия. 3. Принцип непрерывности. 4. Принцип гибкости. 5. Принцип точности.
Стратегическое планирование лежит в основе целенаправленной деятельности организации. При стратегическом планировании решаются, в частности, организационные проблемы, проблемы стратегического прогнозирования, распределения ресурсов, адаптации к внешней среде, внутренней координации действий. Тактическое планирование неразрывно связано со стратегическим планированием, так как там, где используется стратегическое планирование, возникает потребность в тактическом планировании.
Тактическое планирование означает уточнение, коррекцию, дополнение, одним словом, конкретизацию стратегии. Под тактическим планированием понимают планирование действий, которые должны представлять наиболее эффективные способы достижения стратегических целей. Тактическое планирование – это детальное планирование, определение и разработка вопросов в рамках технических линий. Тактику можно рассматривать как определенные шаги по направлению к общей цели, предусмотренной стратегией.
Оперативное планированиезаключается в определении промежуточных целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использования ресурсов, внедрения новых технологий. Обычно это планирование осуществляется на год. Планы представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных в перспективных и среднесрочных планах.
2.Общая функция – организация
Важной функцией управления является функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных отношений между всеми подразделениями организации, определении порядка и условий ее функционирования. Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач.
Содержание функции организации сводится к трем основным направлениям:
1)формирование организационной структуры организации, т.е. деления ее на подразделения и установление постоянных и временных взаимоотношений между ними;
2)определение диапазона контроля и нормы управляемости,т.е. установление числа сотрудников, работой которых эффективно может управлять менеджер;
3)установление взаимоотношений, полномочий и ответственности,которые принимают на себя руководители разных уровней и их исполнители.
3.Общая функция – мотивация
Мотивация — это процесс, с помощью которого побуждается деятельность людей для достижения личностных целей и целей организации.
Задача функции мотивации состоит в том, чтобы работники выполняли работу в соответствии с возложенными на них обязанностями. Для этого необходимо создать в организации условия материальной и моральной заинтересованности работников в выполнении работ. Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив имеет личностный характер и зависит от множества внешних и внутренних факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов.
Мотивация может быть внутренней и внешней. Достижение внутренних мотивовлюдей производится посредством их личных качеств: отношение их к делу, создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи, моральные обязательства и пр. Рычагами внешней мотивации выступают стимулы,которые обеспечивают поведение человека путем расширения или ограничения его возможностей удовлетворять потребности.
Регуляторы мотивации: 1. Рабочая среда. 2. Вознаграждение. 3. Безопасность.
Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования, которое по содержанию бывает экономическим и неэкономическим.
Процесс мотивации:1. Возникновение потребности.2.Поиск путей устранения потребности.3.Определение направлений действий. 4. Осуществление действий.5. Осуществление действий за получение вознаграждения.6.Устранение потребностей.
Содержательные теории мотивации основаны на идентификации внутренних побуждений, заставляющих человека поступать определенным образом. Эти теории связаны с изучением человеческих потребностей, их учетом и влиянием на них в процессе мотивации его деятельности.
Наиболее известными содержательными теориями мотивации являются:
Теория потребностей Абрахама Маслоу.
В соответствии с теорией все человеческие потребности Маслоу разделил на пять групп - это физиологические; безопасность и уверенность в будущем; социальные; уважения; самовыражение.
Теория потребностей Дэвида Мак-Клелланда.
Он выделил потребности власти, успеха и причастности.
3.Теория ERG К. Альдерфера.
Он выделил три уровня потребностей.
- Е (existence) – потребности существования;
- R (relatedness) – потребности причастности;
- G (growth) – потребности личностного роста.
4.Двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга.
Согласно Герцбергу, все факторы, влияющие на удовлетворенность человека работой, могут быть разделены на две группы:
1)Факторы-мотиваторы, определяющие удовлетворенность работой (ответственность; продвижение по службе; возможность профессионального роста).
2) Гигиенические факторы, или факторы контекста, определяющие неудовлетворенность человека своей работой. К ним относятся: условия труда; заработок; влияние работы на личную жизнь.
Согласно процессуальным теориям мотивацииповедение человека – это результат его восприятия окружающего мира и ожиданий, связанных с конкретной ситуацией и возможными последствиями его поступков.
1.Теория ожидания Виктора Врума. Теория базируется на понятии ожидания, т.е. оценки человеком вероятности наступления какого-либо события.
2.Теория справедливости. Эта теория исходит из того, что для достижения своих целей люди вынуждены вступать в различные отношения, как с другими людьми, так и с организацией. Поэтому можно говорить о субъектах отношений, каждый из которых в эти отношения что-то вносит (знания, эмоции, чувства, деньги, время и т.д.), это называется вкладом. При этом что-то получает взамен, это называется отдачей.
4.Общая функция - контроль
Контроль является одной из основных функций менеджмента. Контроль в организации является непрерывным процессом, состоящим из трех основных элементов:
1. установления стандартов деятельности организации, подлежащих контролю;
2. измерения и анализа ее результатов, информация о которых получена с его помощью;
3. корректировки хозяйственных, технологических и иных процессов в соответствии со сделанными выводами и принятыми решениями.
По характеру воздействия на объект контроля выдел упреждающая и результирующая формы контроля. Упреждающий контроль направлен на предупреждение отклонений и сбоев. Результирующий контроль констатирует полученные результаты.
Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Как правило, его объектом являются подчиненные сотрудники. Можно выделить две формы текущего контроля: стратегический и оперативный. Стратегический контроль имеет в качестве основного объекта эффективность использования ресурсов организации с точки зрения достижения ее конечных целей. Оперативный контроль ориентирован на текущую производственную и хозяйственную деятельность, в частности движение изделий в рамках технологического процесса; загрузку оборудования; соблюдение общего графика работы; наличие запасов сырья, материалов, топлива; незавершенного производства и готовой продукции; уровень текущих затрат; расходование денежных средств.
Процесс контроля состоит из ряда этапов:
1 этап заключается в определении параметров функционирования и развития организации, которые необходимо впоследствии контролировать, и источников информации о них.
2этап включает создание модели системы управления организацией, на которой отражаются потоки ресурсов, информации, места образования промежуточных и конечных результатов, а также наиболее подходящие места для осуществления контрольных действий.
3этап процесса контроля заключается в получении информации о реально достигнутых результатах и сопоставлении ее с существующими нормативами, что позволяет определить, имеются или нет отклонения от стандартов, не пора ли осуществлять корректирующие действия.