Тема 3. Внешняя и внутренняя среды организации
Определение внешней среды организации. Основные факторы внешней среды иих взаимосвязь. Характеристики внешней среды: взаимосвязь факторов, сложность, неопределенность, подвижность.
Определение внутренней среды организации. Характеристика целей, структуры, задач, технологий и трудовых ресурсов – основных внутренних ситуационных переменных организаций.
Раздел 2 Функции управления (12 часов)
Тема 4. Планирование как важнейшая функция управления
Содержание функции планирования. Классификация целей и планов. Сущность тактического и оперативного планирования. Сущность, функции и выгоды стратегического планирования. Миссия, цели и ценности организации. Анализ и оценка внешней среды. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации. Стратегические альтернативы. Выбор стратегии. Тактика, политика, процедуры и правила. Оценка стратегии. Управление по результатам.
Тема 5. Организация как функция управления
Суть и содержание функции организации. Понятия: делегирование, полномочия, ответственность. Виды управленческих полномочий: линейные и штабные. Централизация и децентрализация в управлении. Организационные отношения в системе менеджмента. Понятие «организационная структура управления». Последовательность этапов разработки организационных структур управления. Типы организационных структур управления.
Тема 6. Мотивация как функция управления
Понятие мотивации. Потребности, мотивы, стимулы, вознаграждения. Мотивационный процесс. Современные теории мотивации: содержательные и процессуальные.
Тема 7. Контроль как функция управления
Контроль, его место и значение в ряду функции управления. Виды контроля: предварительный, текущий и заключительный. Этапы процесса контроля. Поведенческие аспекты контроля. Характеристики эффективного контроля.
Раздел 3 Связующие процессы: коммуникации и процесс принятия решений (4 часа)
Тема 8. Коммуникации в системе управления фирмой
Роль коммуникаций в процессе управления. Система коммуникаций в организации: между организацией и ее средой, между уровнями и подразделениями, между руководителем и подчиненными. Слухи как неформальная информационная система. Элементы и этапы коммуникационного процесса. Межличностные и организационные коммуникационные барьеры и способы их преодоления. Коммуникационные сети. Коммуникационные стили.
Тема 9. Принятие управленческих решений
Понятие управленческого решения. Классификация управленческих решений. Процесс принятия управленческого решения. Модели принятия управленческого решения. Методы принятия и обоснование решений. Эффективность управленческого решения.
Раздел 4. Социально-психологические основы менеджмента (12 часов)
Тема 10. Власть и влияние
Понятие власти и влияния. Типы власти. Формы власти и влияния. Убеждение и участие работников в управлении.
Тема 11. Лидерство: стиль, ситуация и эффективность
Природа и определение понятия лидерства. Лидер и менеджер. Три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: подход с позиций личных качеств, поведенческий подход, ситуационный подход. Теории лидерских качеств. Стили лидерства – различные трактовки. Ситуационные модели лидерства.
Тема 12. Групповая динамика и руководство
Группы и их значимость. Классификация групп. Развитие неформальных групп и их характеристика. Факторы, влияющие на эффективность работы формальной группы. Социальные роли членов группы. Управление с помощью комитетов.
Тема 13. Управление персоналом
Концепция управления персоналом в организации. Формирование трудовых ресурсов: планирование потребности в трудовых ресурсах, набор и профессиональный отбор кадров, определение заработной платы и льгот. Развитие трудовых ресурсов: профессиональная ориентация, подготовка кадров, оценка результатов деятельности. Управление деловой карьерой специалистов. Подготовка руководящих кадров. Повышение качества трудовой жизни.
Перечень тем практических занятий
Тема 1. Введение в теорию управления. Эволюция науки управления (3 часа)
Вопросы для обсуждения:
1) Менеджмент как особая профессиональная деятельность.
2) Предмет науки управления. Субъект и объект управления.
3) Функции, принципы и методы управления
4) Законы и закономерности управления
5) Организация как объект управления. Виды менеджмента
6) Имидж и качества менеджера. Особенности работы менеджера и ее оценка. Организация рабочего дня менеджера.
7) Управленческие революции.
8) «Научный менеджмент» Ф. Тейлора.
9) 12 принципов производительности Г. Эмерсона.
10) Идеи Генри Форда.
11) Административная теория А. Файоля.
12) Концепция идеальной бюрократии М. Вебера.
13) Хоторнские эксперименты.
14) Школа «человеческих отношений».
15) Три подхода к управления: системный, ситуационный и процессный.
16) Менеджмент знаний.