Концепция харизматического лидерства в западных теориях менеджмента
Способы налаживания партнерства в менеджменте.
Тема 14. Основные теории лидерства, органические функции руководителя.
Рассматриваемые вопросы:
Охарактеризуйте сущность, основные черты и проявления лидерства.
Расскажите об основных видах лидерства.
Охарактеризуйте формальный и неформальный менеджмент.
Охарактеризуйте основные теории лидерства.
Назовите роли ситуативного лидера по Л.И.Уманскому.
Чем отличается лидер от руководителя?.
Охарактеризуйте стили менеджмента.
Задания для самостоятельного выполнения:
4. Искусство менеджера и степень лидерства.
5. Лидерство как ресурс менеджмента.
Тема 15. Самоменеджмент. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям.
Рассматриваемые вопросы:
В чем заключаются особенности труда руководителя?
Что такое самоменеджмент руководителя?
Что составляет инструментарий организации труда руководителя?
Что собой представляют стили руководства?
Охарактеризуйте авторитарный стиль руководства.
Дайте характеристику демократическому стилю руководства.
В чем заключается либеральный стиль руководства?
Чем характеризуется анархический стиль руководителя?
В чем заключается связь между стилем и эффективностью
деятельности руководителя?
Тема 17. Управление конфликтами, стрессами и изменениями.
Рассматриваемые вопросы:
1. Раскройте понятие конфликта. Назовите типы конфликтов.
2. Дайте определение таким понятиям, как уровни конфликтов и управление конфликтом.
3. Что позволяет рассматривать конфликт как процесс?
4. Охарактеризуйте структурные методы управления конфликтом.
5. Назовите и охарактеризуйте основные стратегии преодоления конфликтов.
6. Какие виды переговоров существуют и в чем заключаются их функции?
Задания для самостоятельного выполнения:
Предмет и объект конфликта.
Конфликт интересов.
Тема 18. Персонал предприятия. Кадровая политика
Рассматриваемые вопросы:
Назовите основные категории персонала предприятия.
Как определяется потребность организации в персонале?
Назовите основные способы привлечения персонала.
Какие методы оценки персонала Вы знаете?
Что означает развитие персонала?
Назовите основные формы повышения квалификации управленческого персонала.
Как осуществляется оценка труда персонала?
Задания для самостоятельного выполнения:
Карьера, ее виды и планирование.
Опыт управления персоналом в зарубежных фирмах.
Тема 19. Формирование и развитие организационной культуры
Рассматриваемые вопросы:
Охарактеризуйте содержание организационной культуры.
Назовите основные функции и типы организационной культуры.
Какие Вы знаете параметры организационной культуры?
Назовите основные подходы к измерению организационной культуры.
В чем состоит смысл управления организационной культурой.
Назовите основные модели управления организационной культурой.
Как влияет организационная культура на эффективность организации?
Задания для самостоятельного выполнения:
1. Формирование имиджа предприятия.
2. Национальные модели организационной культуры.
Тема 20. Оценка эффективности управления.
Рассматриваемые вопросы:
В чем заключается экономический смысл категории «эффективность»?
Какие Вы знаете принципы приоритетов в менеджменте?
Назовите основные проблемы оценки эффективности менеджмента.
Какие Вы знаете критерии и фактора оценки эффективности менеджмента?
В чем состоит механизм оценки эффективности менеджмента?
Назовите статические показатели экономической оценки эффективности менеджмента.
Какие Вы знаете динамические показатели экономической оценки эффективности менеджмента?
Что такое социальная оценка эффективности менеджмента?
Назовите основные критерии оценки эффективности деятельности персонала и менеджера.
Задания для самостоятельного выполнения:
Показатели экономической оценки эффективности информационных технологий.
Оценка эффективности управленческих решений
5.1 Самостоятельная работа студентов включает:
5.1.1 Написание и защиту студентами курсовых работ.
Курсовая работа выполняется на примере предприятия-места работы студента заочного отделения или на примере организации, где проходили практику студенты дневного отделения.
6. Учебно-методические обеспечение дисциплины.
Список рекомендуемой литературы
Нормативные акты:
Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: Изд-во «Спарк», 2002.
Трудовой кодекс Российской Федерации. – Ростов н/Д: Издательский дом «Владис», 2004.
ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 76-ФЗ от 23.06.2003.
ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» № 161-ФЗ от 14.11.2002.
ФЗ «Об акционерных обществах» № 120-ФЗ от 7.08.2001.
ФЗ «Об общества с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 8.02.1998.
Основная литература:
Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент: Учебник. – М.: Финпресс, 2000.
Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: «Экономистъ», 2006.
Друкер П.Ф. Практика менеджмента: Пер. с англ. – М.: ИД «Вильямс», 2000. – С. 257-261.
Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. – М.: ДеКа, 2004.
Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 304 с.
Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 1999.
Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2002. – 704 с.
Рос Дж., Темплар Р. Энциклопедия менеджера: Алгоритмы эффективной работы: Пер. с англ. – Альпина Бизнес Букс, 2004. – 678 с.
Роббинс С.П., Коултер М. Менеджмент. – 6-е изд.: Пер. с англ. – М.: ИД «Вильямс», 2004.
Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации: Учебное пособие. – М.: Русская Деловая Литература, 1999. – 320 с.
Дополнительная
Ананькина Е.А., Данилочкин С.В., Данилочкина Н.Г. Контроллинг как инструмент управления предприятием. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 279 с.
Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питер, 1999.
Архангельский Г. Организация времени: от личной эффективности к развитию фирмы. – М.: АиСТ-М, 2003.
Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 216 с. – (Высшее образование).
Блинов А.О. Мотивация персонала корпоративных структур: Библиотека финансового менеджмента. – М., 2001.
Бовыкин В.И. Новый менеджмент. / Решение проблем управления - М.: «Экономика», 2004.
Васькин А.А. Оценка менеджеров. Учебно-практическое пособие.– М.: Компания Спутник+, 2000.
Гринберг Д., Бейрон Р. Организационное поведение: от теории к практике. – М.: Вершина, 2004.
Дайле А. Практика контроллинга: Пер. с нем. / Под ред. М.Л. Лукашевича, Е.Н. Тихоненковой. – М.: Финансы и статистика, 2003.
Джеральд Гринберг, Роберт Бейрон. Организационное поведение: от теории к практике.- М.: ООО»Вершина», 2004.
Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». – 2-е изд. – М.: Флинта: МПСИ, 2002.
Клок К., Голдсмит Дж. Конец менеджмента. СПб.: Питер, 2004. – 368 с.
Кондратова И.Г. Основы управленческого учета. – М.: Финансы и статистика, 2000.
Пигунова О.В., Аниськова О.Г. Стратегия коммерческой деятельности предприятия розничной торговли. М.:Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. – 117 с.
Почепцов Г. Теория и практика коммуникации. – М.: Центр, 1998.
Чудновская С.Н. История менеджмента: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – 239 с.: ил.
Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005. – 300 с.
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины:
использование cлайдов (при программной поддержке Power Point):