Тема. Конфликты в управлении
Конфликт – это отсутствие согласия между лицами или группами.
Значение:
· конфликт дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив …
· отсутствие конфликтов внутри организации не только невозможное, но и нежелательное условие.
Формы конфликта:
· функциональный – может вести к повышен6ию эффективности организации
· дисфункциональный – приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации
Роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют.
Типы конфликта:
1) внутриличностный
2) межличностный
3) конфликт между личностью и группой
4) межгрупповой
Внутриличностный
· ролевой (когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы);
· может возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями.
Межличностный
· чаще это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал, время, оборудование, одобрение проекта;
· столкновение личностей (люди с различными чертами характера, взглядами, ценностями не в состоянии ладить друг с другом).
Конфликт между личностью и группой
· группа устанавливает нормы поведения и выработки. Если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями личности, может возникнуть конфликт;
· личность может занять позицию отличную от группы;
· руководитель, выполняя должностные обязанности, принимает не популярные решения.
Межгрупповой конфликт
· между профсоюзом и администрацией
· между формальными и неформальными группами (между сменами дневными и ночными)
· между линейным и штабным персоналом
Причины конфликта
1) ограниченность ресурсов
2) взаимозависимость заданий
3) различие в целях, представлениях, ценностях, манере поведения, уровне образования
4) плохие коммуникации
Содержание конфликта:
Управленческая ситуация
↓
Источники конфликта
↓
Реакция на ситуацию
↓
Конфликт происходит (конфликт не происходит)
↓
Управление конфликтом
↓
Последствия конфликта
Последствия конфликта функциональные
дисфункциональные
Функциональные:
· проблема может быть решена путем, который приемлем для всех сторон (это сводит к минимуму или устраняет трудности в осуществлении решений: враждебность, несправедливость, вынужденность поступать против воли)
· стороны будут больше расположены к сотрудничеству
· уменьшаются возможности группового мышления и покорности (когда подчиненные не высказывают идей, которые противоречат идеям руководителей)
Дисфункциональные:
· неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности
· меньше степень сотрудничества
· больше непрдуктивной конкуренции с другими группами
· представление о другой стороне как о враге
· сворачивание взаимодействия и общения между сторонами
· придание большого значения «победе»
Управление конфликтом
структурные методы межличностные методы
Структурные методы:
· разъяснение требований к работе
· координационные и интеграционные механизмы
(цепь команд → иерархия)
· установление общеорганизационных комплексных целей
· использование системы вознаграждений
Межличностные методы:
· уклонение (уйти от конфликта)
· сглаживание (не стоит сердиться, мы одна команда)
· принуждение
· компромисс
· решение проблемы
Решение проблемы:
· определение проблемы в целях
· определение решений, приемлимых для обеих сторон
· сосредоточьте внимание на проблеме, а не личных качествах
· создайте атмосферу доверия
· создайте положительное отношение друг к другу
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Н.И.Кабушкин. -5-е изд., стереотип. – Минск: Новое знание, 2002. – 336 с.
2. Мексон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1992. – 702 с.
3. Менеджмент / Под ред. В.В. Томилова. – М., 2003. – 591 с.
Дополнительная
1. Ахутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. М., 1998.
2. Велков И.Г. Личность руководителя и стили руководства. М., 1992.
3. Виханский А.С., Наумов А.Н. Менеджмент: Учеб.: 3-е изд. М., 1998.
4. Вишнякова Н.Ф. Конфликт – это творчество. Минск, 1994.
5. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учеб. Изд. 2-е. М., 1995.
6. Ермолович Л.П. Теоретические основы менеджмента. Минск, 1992.
7. Кнорринг В.И. Искусство управления: Учеб. М., 1997.
8. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. М., 1992.
9. Седегов А.С. Основы менеджмента и маркетинга. Минск, 1996.
10. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.
11. Шейнов В.Л. Как управлять другими. Минск, 1996.
12. Шекшня С.В. Управление персоналом в современной организации. М., 1996.