Требования к уровню освоения программы и формы контроля знаний студентов 9 страница
Подход на основе учета ресурсной базы (Resource-based approach) - метод оценки конкурентоспособности компании, основанный на анализе того, как компания получает и размещает ресурсы.
Позиция различных заинтересованных лиц (Stakeholder theory) - теория, согласно которой на цели компании влияют все лица, заинтересованные в данном бизнесе. Наряду с акционерами это могут быть директора, менеджеры, другие наемные работники, потребители, субподрядчики и даже простые жители - в случае, если деятельность фирмы оказывает влияние на окружающую среду.
Позиция собственника (Stockholder position) -теория, согласно которой при определении целей компаний должны быть соблюдены интересы, прежде всего акционеров. На практике целью становится получение максимальной прибыли.
Портфельный анализ (Portfolio) - техника, посредством которой организация индивидуально оценивает и позиционирует каждую стратегическую бизнес-единицу и/или товар, старается сделать организацию менее уязвимой к неудачам и рискам, связанным с товаром или каким-то сегментом рынка, и способной быстро использовать предоставляемые возможности.
Преднамеренная стратегия (Deliberate strategy) - стратегия, которая планирует и обсчитывает каждый этап от начала до конца.
Программное заявление (Mission statements) - формальный документ, определяющий стратегические цели компании.
Продукт (Product) -товар, который является конечным продуктом компании, предназначенным для рыночного потребителя.
Продукты-заменители (Substitute products) - товары, которые имеют идентичные или сходные характеристики с товарами фирмы. Товары-заменители могут быть прямые (из того же материала и с теми же характеристиками) и косвенные (с теми же характеристиками, но из другого материала).
Промышленность (отрасль) (Industry) - группа производителей товаров-заменителей (субститутов), конкурирующих между собой за ресурсы и рынок.
Пятифакторный отраслевой анализ (модель Портера) (Five forces analysis) - концепция деятельности компании с учетом микроэкономических факторов. Используется также для объяснения структуры отрасли и позиции конкурентов в ней.
Разукрупнение бизнеса (Demerger) - отсоединение части компании (обычно дочерней), которая становится самостоятельной компанией и продает свои акции на фондовом рынке.
Реализация (воплощение) стратегии (Implementation) - часть стратегического процесса, предполагающего осуществление выбранной стратегии. Включает проведение необходимых изменений, реструктурирование ресурсной базы.
Ресурсы (Resources) - основные вводимые ресурсы, позволяющие компании нормально функционировать. Существуют 4 вида ресурсов: материальные (физические) (основные фонды, земля, строения, и т.п.), финансовые, человеческие и интеллектуальные.
Родственная (связанная) диверсификация (Related diversification) - внешний рост за счет развития новых товаров для новых рынков. При данном виде диверсификации предполагается, что новый товар или новые рынки должны иметь что-то общее с уже существующими товарами или рынками, чтобы уменьшить риск диверсификации. Противоположный вид диверсификации - неродственная (несвязанная) диверсификация.
Рынок (Market) - потребители, для которых фирма или отрасль производит свою продукцию. Может также означать часть общего рынка, на котором торгуют индивидуалы. Словом «рынок» обозначают также место, где встречаются продавцы и покупатели.
Рыночная доля (Market share) - отношение объема поставляемого на рынок товара к общему объему рынка, выражается в процентах. Может быть определена
в единицах стоимости или объема. ■
Сегментация рынка (Market segmentation) - разделение всего рынка на несколько частей (сегментов), каждая из которых обслуживает определенного потребителя. Рынки сегментируются путем использования разных технологий деления рынка.
Сильные стороны компании (Strengths) - внутренние положительные качества, которые помогают компании конкурировать в своей стратегической группе или отрасли.
Синергизм (Synergy) -эффект, который наблюдается при укрупнении компаний, когда общий результат больше, чем сумма отдельных частей. Иногда выражается формулой 2 + 2 = 5.
Слабые стороны компании (Weaknesses) - отрицательные характеристики компании в своей стратегической группе или отрасли.
Слияния (Mergers) - один из способов внешнего роста компании путем объединения двух обычно равных по размеру компаний, в результате образуется одна большая компания.
Совместные предприятия (Joint ventures) - объединение двух или нескольких компаний обычно на короткий срок или один проект. Могут быть в форме консорциумов.
Сотрудничество (Collaboration) - совместная работа компаний для достижения стратегических целей обеих организаций.
Стержневые компетенции (Core competences) - ключевые способности, умения, являющиеся основной причиной преимуществ в конкурентной борьбе.
Стратегические альянсы (Strategic alliances) - объединение обычно двух компаний для реализации взаимовыгодных стратегических целей.
Стратегические варианты (Strategic options) - часть второго этапа стратегического процесса (оценка и отбор), т. е. варианты, которые определены как будущая перспектива.
Стратегические группы (Strategic groups) - группы, которые формируются в пределах отрасли для конкурентной борьбы за потребителей или необходимые ресурсы. Члены стратегической группы постоянно осуществляют мониторинг деятельности компаний-конкурентов, что является существенной частью стратегического анализа.
Стратегические цели (Strategic objectives) - в отличие от тактических, являются главными целями организации. Они касаются всей организации, конечного продукта, объема рынков и более растянуты по времени по сравнению с тактическими целями.
Стратегический анализ (Strategic analysis) - первый этап стратегического процесса. Его целью является сбор информации о внутренней и внешней среде фирмы для оценки вариантов при определении стратегических целей.
Стратегический процесс (Strategic process) - определение стратегии как процесса, который делится на 3 этапа: стратегический анализ, стратегическая оценка и стратегическая реализация.
Стратегия (Strategy) - существует ряд определений понятия «стратегия», лучшим из которых, возможно, является определение Минцберга, основанное на признании 5 факторов («5 П» Минцберга): plan - план, ploy - прием, perspective -перспектива, pattern behavior - поведенческий принцип, position in respect to others - отношение (позиция) по отношению к другим.
Стратегия фокусирования (в рамках родовой стратегии) (Focus strategy in generic strategy framework) - конкурентное преимущество, которое достигается за счет обслуживания одного (или немногих) рыночного сегмента.
Структура организации (Structure) - термин, который используется для описания
организационной структуры. В стратегии, когда говорят о структуре, обычно оперируют терминами «высота», «ширина», «сложность» компании и «степень ее децентрализации», хотя подобное утверждение небесспорно.
«Точно вовремя» (Just in time) - операционная философия, направленная на производство товаров без потерь и на то, чтобы добиться уменьшения расходов на складирование готовой продукции.
Факторы производства (Factors of production) - ресурсы, необходимые для деятельности компании.
Франчайзинг (Franchising) - выдача компанией документа (франшизы) на производство или продажу товара под ее маркой.
Цели стратегического уровня (Objectives) - конечный результат, которого компания старается достичь.
Человеческие ресурсы (Human resource) - один из четырех ресурсов (материальные, финансовые, человеческие и интеллектуальные), необходимых для функционирования компании. Это не только работники компании, но и их навыки и умения.
Экономия, обусловленная ростом масштаба производства (эффект от масштаба)
(Economies of scale) - эффект, характеризующийся снижением долговременных средних издержек производства на единицу продукции.
Эмерджентная (непредвиденная, спонтанная) стратегия (Emergent strategy) -стратегия, которая не планируется заранее и возникает по необходимости, исходя из обстоятельств.