На перспективу до 2000 г
Политика | P | Экономика | E | ||
Выборы Президента РФ | Общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад) | ||||
Выборы Государственной Думы РФ | Инфляция | ||||
Изменение законодательства РФ | Динамика курса российского рубля к доллару США | ||||
Отношение Вашей организации с правительством и федеральной властью в целом | Динамика ставки рефинансирования ЦБ РФ | ||||
Государственное влияние в отрасли, включая долю госсобственности | Экспортно-импортная политика по продукту Вашей организации | ||||
Государственное регулирование конкуренции в отрасли | Основные внешние издержки для Вашей организации, в том числе: | ||||
… | 6.1 | Затраты на энергоносители | |||
… | … | ||||
n1 | m1 | ||||
n+1 | Сценарий №1: Политика | m+1 | Сценарий №1:экономика | ||
n+2 | Сценарий №2: политика | m+2 | Сценарий №2: экономика | ||
Социум | S | Технология | T | ||
Изменения в базовых ценностях | Государственная технологическая политика | ||||
Изменения в уровне и стиле жизни | Значимые тенденции в области НИОКР | ||||
Экологический фактор | Новые патенты | ||||
Отношение к работе и отдыху | Оценки скорости изменения и адаптации новых технологий | ||||
Отношение к образованию | Новые продукты | ||||
Демографические изменения | Технологические изменения, имеющие существенное значение для продукта организации | ||||
Изменение структуры доходов | |||||
… | … | ||||
p1 | k1 | ||||
p+1 | Сценарий №1: социум | k+1 | Сценарий №1: технология | ||
p+2 | Сценарий №2: социум | k+2 | Сценарий №2: технология | ||
Очевидно,что для выполнения такой задачи необходимо проводить сбор, мониторинг и стратегический анализ соответствующей информации. Так как современная внешняя среда любой организации характеризуется постоянным нарастанием факторов сложности и неопределенности, то и стратегический анализ такой среды должен быть адекватно многофакторным, системным и высокопрофессиональным.
Анализ дальней внешней среды. При проведении системного стратегического анализа внешней среды организации целесообразно различать дальнюю и ближнюю внешние среды.
Общепризнанный критерий разделения двух указанных сред сводится к тому, что дальняя внешняя среда, в отличие от ближней, при всей своей значимости особого или специфического значения именно для данной конкретной организации не имеет. Поэтому дальнюю внешнюю среду называют также общей внешней средой организации.
АБ'5'Т-анализ — это конкретный инструмент стратегического анализа именно дальней внешней среды организации.
Отдельные факторы внешней среды на разные организации оказывают разное воздействие. При этом считается общепризнанным, что крупные организации от дальней внешней среды зависят больше, чем мелкие.
Как уже отмечалось в 2.1.2, серьезный стратегический анализ дальней внешней среды для конкретной организации означает выход на свой особый перечень ключевых факторов данной среды и соответствующий специфический многофакторный системный анализ. При таком стратегическом анализе у организации как минимум должен быть полный перечень:
1) факторов и тенденций дальней внешней среды, оказывающих значимое влияние на бизнес организации;
2) факторов, которые содержат потенциальные угрозы бизнесу организации;
3) факторов, развитие которых содержит новые возможности для бизнеса организации.
Составление указанных перечней, мониторинг соответствующей информации, системный анализ всех факторов и тенденций, разработка на основе анализа проектов адекватных стратегических решений и, наконец, превращение самих решении в конкретные позиции «живой стратегии организации» — все это содержится в определенной системе профессиональной деятельности. Одно из рабочих ее наименований — подсистема стратегического анализа дальней внешней среды организации.
В разных организациях возможны различные варианты построения указанной подсистемы. Лучший вариант — это когда мониторинг и первичный анализ конкретных позиций правильно распределены между соответствующими специализированными службами организации. Это значит, что финансовые позиции внешней среды анализирует финансовая служба, маркетинговые — отдел маркетинга, технологические новинки — технологи и т.д.
Но при этом общий свод всех частных позиций стратегического анализа дальней внешней среды должно делать какое-то одно специализированное подразделение, например, отдел стратегического развития организации.
В табл. 2.4 приведен перечень 20 источников электронных и печатных центральных средств массовой информации, которые можно использовать при стратегическом анализе дальней внешней среды организации. Поэтому первый простой шаг в деле построения системы стратегического анализа внешней среды в Вашей организации, уважаемый читатель, может заключаться в создании подсистемы регулярного мониторинга указанных источников.
Таблица 2.4