Разработка стратегии организации
2. Сетевое планирование и управление.
3. Виды организационных структур управления.
4. Контроллинг – интегрированная система управления.
5. Экономическая оценка эффективности менеджмента.
Методические указания (рекомендации) студентам
Словарь основных терминов (глоссарий)
Адресность управленческого решения – характеристика, отвечающая на вопрос, кому решение предназначено.
Акционерное общество – коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число равных долей – акций.
Аргументированность управленческого решения – характеристика управленческого решения, раскрывающая необходимость, полезность решения, показывающая его своевременность и особенности.
Бизнес-план – документ, отражающий основные аспекты разрабатываемого коммерческого мероприятия, анализ возникающих проблем, возможные «препятствия» и методы их преодоления, показатели-индикаторы, по которым целесообразно слежение за текущим состоянием дел.
Внутренняя культура – система ценностей, убеждений и норм поведения, сложившихся в организации, проявляется в отношениях между работающими, с организацией и с внешней средой.
Выбор – интеллектуально-мыслительный или эмоционально-чувственный акт признания доминирования в действиях одной из альтернатив и совершение действий в соответствии с этой доминантой.
Главная цель управления – идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния управляемой системы.
Группа – объединение индивидуумов, в котором на поведение и деятельность одного участника воздействует поведение и деятельность других участников.
Групповая динамика – социально-психологические процессы, приводящие группу в определенные состояния посредством различных групповых механизмов и обеспечивающие её формирование, функционирование и развитие.
Групповое единомыслие – давление, оказываемое на сотрудников с целью заставить их приспособиться к нормам группы и склонить к консенсусу.
Делегирование полномочий – передача ответственности за выполнение части работы, за которую в целом продолжает нести ответственность руководитель.
Департаментализация – процесс деления организации на отдельные блоки.
Диверсификация – одновременное помещение вложений фирмы в различные, не связанные между собой виды производства и отрасли, расширение ассортимента производимых товаров и услуг. Осуществляется в целях получения большей суммарной прибыли, завоевания рынка, страхования капитала от риска.
Единовластное управление – способ управления, при котором владельцы собственности распоряжаются ею по своему усмотрению, не считаясь с мнением коллектива.
Инновация – нововведение, комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств для удовлетворения потребностей людей, меняющихся под воздействием развития общества.
Команда с перекрестными функциями – смешанная группа людей – специалистов в разных отраслях и работающих вместе.
Консультативный аппарат – аппарат, в обязанности которого входит консультирование линейных руководителей в области их знаний.
Линейные полномочия – полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее другому подчиненному.
Личный аппарат – разновидность обслуживающего аппарата: выполняет то, что требует руководитель.
Механизм управления – совокупность средств и методов воздействия на деятельность людей.
Менеджмент – тип управления, который осуществляется в условиях экономической самостоятельности и предпринимательской деятельности организаций, в условиях конкуренции и риска.
Менеджер – должностное лицо, профессионально осуществляющее управление организацией, функционирующей в рыночных условиях.
Метод разработки управленческого решения – способ организации мыслительной деятельности руководителей, менеджеров, приводящий к получению решения.
Методология управленческого решения – логическое основание действий по разработке и принятию управленческих решений. Методология включает: методы, подходы, принципы, приоритеты, ограничения, ориентиры и т.п.
Норма управляемости – количество подчиненных, которыми может эффективно руководить один менеджер.
Обслуживающий аппарат – аппарат, предоставляющий информацию линейному руководству для принятия эффективных решений.
Ответственность – обязательство выполнить поставленные задачи и отвечать за их удовлетворительное решение.
Организационная структура управления фирмой — логические соотношения уровней управления и функциональных областей, организованные таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей.
Организация (организовывание) – одна из основных функций менеджера, задачами которой являются: формирование структуры организации; установление режимов работы подразделений, отношений между ними; обеспечение её всем необходимым; формирование её внутренней культуры.
Полномочия – ограниченное, организационно закрепленное право использовать ресурсы организации и направлять усилия работников на выполнение определенных задач.
Потребность – ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность.
Проблема – ведущее противоречие в несоответствии ситуации и цели управления.
Процесс управления – целенаправленное воздействие, согласующее труд людей в совместной деятельности.
Процесс управления – последовательность и комбинация действий, из которых формируется воздействие.
Пределы полномочий – диапазон полномочий, организационно оформленный и закрепленный должностными инструкциями, выход за который нежелателен.
Предприятие — являющийся юридическим лицом самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Производственная структура — совокупность связей производственных подразделений фирмы: цехов, участков, обслуживающих хозяйств и служб, прямо или косвенно участвующих в производственном процессе.
Производственный процесс — совокупность отдельных процессов труда, направленных на превращение сырья и материалов в готовую продукцию. Включает основные и вспомогательные операции.
Производственный цикл — период времени изготовления изделия с момента запуска исходных материалов и полуфабрикатов в основное производство до получения готового изделия.
Роль – модель поведения человека в системе служебных и неслужебных отношений, соответствующая его месту в организации, официальным задачам, его индивидуальным психологическим особенностям, личным ценностям, а также ожиданиям окружающих.
Система управления – совокупность элементов и связей между ними, необходимых для осуществления воздействия.
Соучастное управление – способ управления, основанный на участии рядовых сотрудников в управлении организацией.
Современная концепция рассмотрения делегирования – полномочия считаются делегированными, когда они приняты подчиненным.
Структура организации – формальная схема, по которой подразделяются, группируются и координируются рабочие задания.
Субъект управления – определенное звено системы управления, которое является источником управленческого воздействия.
Тип производства — классификационная категория производства, выделяемая по признакам широты номенклатуры, регулярности, статичности объема выпуска, типа применяемого оборудования, квалификации кадров, длительности производственного цикла. Различают единичное, серийное и массовое производство.
Функциональная департаментализация – организационная структура, в соответствии с которой деление организации на блоки происходит по выполняемым функциям.
Штабные полномочия – полномочия, позволяющие советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а также штабному персоналу.
Штабные рекомендательные полномочия – полномочия, дающие право только консультировать линейное руководство.
Штабные полномочия обязательного согласования – полномочия, позволяющие обязать линейное руководство согласовывать решения со штабным аппаратом, прежде чем приступить к их реализации.
Штабные параллельные полномочия – полномочия, обладая которыми, штабной аппарат имеет право отклонить решение линейного аппарата.
Штабные функциональные полномочия – подразумевают, что аппарат может как предложить так и запретить какие-то действия в области своей компетенции.
Штабной аппарат – лицо или группа лиц (отдел, служба), функция которых заключатся в консультировании и обслуживании деятельности организации.
Мотив – осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности.
Содержательные теории мотивации – теории, основанные на определении тех внутренних побуждений, которые заставляют человека действовать определенным образом.
Процессуальные теории мотивации – теории, анализирующие поведение человека по распределению усилий для достижения различных целей.
Параллельные теории мотивации – теории, сочетающие элементы содержательных и процессуальных теорий.
Мотивационный менеджмент – построение управления на основе приоритетов тех или иных мотивов, это опора на мотивы как средства управления.
Диапазон отклонений – приемлемые параметры расхождений между фактическими показателями эффективности и запланированными стандартами и нормами.
Качество – степень соответствия присущих продукции характеристик требованиям, потребностям и ожиданиям потребителей.
Качество управленческого решения – степень соответствия свойств управленческого решения реальным ценностям организации и общества.
Критерии – элементы, параметры или средства оценки управленческих решений, которые применяются на различных этапах процесса управления.
Критерии классификации управленческих решений – основания, с помощью которых делят управленческие решения на классы или виды решений.
Контроллинг – новое явление в теории и практике современного управления, это новый тип управления он интегрирует учет, контроль, планирование, экономический анализ, бюджетирование и менеджмент для достижения оперативных и стратегических целей организации.
Контроль – часть управленческой деятельности, то есть функция менеджера, заключающаяся в оценке соответствия и обнаружении несоответствия требованиям путем наблюдения и заключения, на основании соответствующих измерений, испытаний или проверок. Несоответствия обнаруживаются для коррекции.
Обратная связь – передача данных от объекта управления о полученных результатах субъекту управления.
Показатель результативности точно определяет, что должно быть конкретно получено, для того чтобы достичь общих целей организации.
Процесс – явление, протекающее во времени.
Самоконтроль – управление самим собой, организацией, людьми с целью ускорения решения проблем, осуществление мероприятий, работ, действий.
Стандарт – параметр (требование), которому должно соответствовать, удовлетворять что-нибудь по своим признакам, свойствам, качествам.
TQM (Total Quality Management) – всеобщее управление качеством.
Центр ответственности – сегмент внутри предприятия, во главе которого стоит ответственное лицо, принимающее решения. Существует четыре вида центров ответственности.
Центр затрат – подразделение, руководитель которого отвечает только за затраты. Примером может служить цех по ремонту энергетического оборудования. Можно считать, что центр затрат — самое мелкое подразделение, а остальные центры ответственности состоят из центров затрат.
Центр выручки – подразделение, руководитель которого отвечает только за выручку, но не за затраты (строго говоря, он же отвечает за затраты, но в ограниченном объеме), например, отдел сбыта, который отвечает не за всю себестоимость реализуемой продукции, а лишь за затраты на ее реализацию.
Центр прибыли – подразделение, руководитель которого отвечает как за затраты, так и за прибыли, например, предприятие в составе крупного объединения. Центр прибыли может в свою очередь состоять из нескольких центров затрат. Например, предприятие, входящее в состав объединения, в свою очередь состоит из цехов и подразделений. Примером может служить одиночное предприятие в составе объединения.
Центр инвестиций – подразделение, руководитель которого отвечает за капиталовложения, доходы и затраты, например новый строящийся производственный объект, предприятие в составе объединения.
Информация – сведения об окружающем мире, отраженные в сознании человека, зафиксированные каким-либо способом и поэтому обладающие свойством воспроизводимости.
Управленческая информация – совокупность сведений, с помощью которых разрабатываются управленческие решения и осуществляется управленческое воздействие.
Коммуникация – процесс взаимодействия людей посредством информации с участием тех человеческих качеств (долг, ценности, интересы, мотивы и пр.), которые определяют деятельностное восприятие информации.
Коммуникационный процесс – последовательность действий при общении людей.
Электронная почта – мгновенная передача письменных сообщений между компьютерами, связанными между собой.