Теоретический раздел по дисциплине «основы менеджмента»
Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине
«Основы менеджмента»
для специальностей 1-25 01 04 «Финансы и кредит», 1-26 02 03 «Маркетинг», 1-26 02 05 «Логистика»
Курс очная форма получения высшего образования
Факультет МЭО и М
Кафедра экономики и менеджмента
Автор-составитель: доцент кафедры экономики и менеджмента
Иванова Юлия Вадимовна
2012 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Учебная программа по дисциплине «Основы менеджмента» дляспециальностей 1-25 01 04 «Финансы и кредит», 1-26 02 03 «Маркетинг», 1-26 02 05 «Логистика» (прилагается – см. файл РП_ОМ_2012.doc) | |
2.Теоретический раздел по дисциплине «Основы менеджмента»……………………………………………………………… | |
2.1 Конспект лекций по дисциплине «Основы менеджмента»………… | |
2.2Наглядный материал………………………………………………… | |
3.Практический раздел по дисциплине «Основы менеджмента»……………………………………………………………… | |
3.1 Планы занятий………………………………………………………… | |
3.2 Методические материалы к практическим занятиям………………. | |
4. Блок контроля знаний по дисциплине «Основы менеджмента»…… | |
4.Материалы для самоконтроля знаний ……………………………..... | |
4.2 Задания для самостоятельной управляемой работы студента (далее – СУРС) и методические указания по их выполнению……………….. | |
4.3 Вопросы к зачету по дисциплине «Основы менеджмента»……… | |
5. Глоссарий ……………………………………………………………… | |
6. Список используемой литературы по дисциплине «Основы менеджмента»………………………………………………………………. |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»
2.1 Краткий конспект лекций по дисциплине: «Основы менеджмента»
Тема «Организация и управление».
1.Организация
Для эффективного функционирования менеджмента должна быть создана организация, в которой осуществляется деятельность менеджеров.
Из всего многообразия определений понятия «организация» можно выделить следующие:
1. Организация как процесс, посредством которого создается и сохраняется структура управляемой либо управляющей системы.
2.Организация как совокупность (система) взаимоотношений, прав, обязанностей, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда.
3.Организация как группа людей с общими целями.
Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно отвечать следующим обязательным требованиям:
1.наличие не менее двух человек, которые считают себя частью этой группы;
2.наличие по крайней мере одной общественно полезной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы;
3. наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
Таким образом, организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Любая организация характеризуется рядом таких параметров, как целевое назначение, правовая и нормативная основа, ресурсы, процессы и структура, внешняя и внутренняя среда, система экономических связей и отношений.
Существуют формальные и неформальные организации. Формальная организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Неформальная организация — спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействия друг с другом. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением очень незначительных. Для того чтобы неформальные организации не противостояли основной деятельности организации, необходимо:
-менеджер должен согласиться и принять тот факт, что неформальная организация существует;
-неформальная организация может быть ценной, чтобы помочь менеджеру достичь его целей;
-выявить неформальных лидеров и управлять ими;
-попытаться объединить цели неформальной и формальной организации;
-менеджер должен согласиться с тем, что вне зависимости от того, что он делает, неформальные организации продолжают существовать.
Причины, побуждающие людей вступать в неформальные отношения, можно сгруппировать следующим образом: чувство принадлежности; взаимопомощь; защита;общение; симпатия.
Организацию следует рассматривать как средство достижения целей.
Достижение цели начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования. Вней детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, намерение руководства, приводится определение самых важных характеристик организации
Существуют широкое и узкое понимание миссии. В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Философия организации обычно редко меняется. В узком понимании миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.
2.Внешняя и внутренняя среда организации
Организацию можно рассматривать как совокупность ее параметров, которые меняются под воздействием управленческих решений и внешней (окружающей) среды. Внешняя среда — совокупность факторов (условий и организаций), оказывающих воздействие на деятельность фирмы.
Внешняя среда разделяется на факторы косвенного и прямоговоздействия.
Внутренняя среда организации — совокупность процессов, в результате которых организация преобразует имеющиеся ресурсы в товары, предлагаемые рынку.
К основным переменным внутренней среды организации относятся: цели, структура, трудовые ресурсы, оборудование, материальные запасы, технология, организационная культура.
3.Менеджмент и менеджеры
Менеджмент — область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.
Менеджмент — неотъемлемая составляющая организации, обеспечивающая ее функционирование тем, что формирует, мобилизует и приводит в действие потенциал организации для достижения ее целей и решения стоящих перед ней задач.
В научно-методической литературе по вопросам управления отсутствует единое определение понятия «менеджмент».
Менеджмент можно рассматривать с различных точек зрения как: науку и практику управления, как процесс, как систему, как искусство, как категорию людей, занятых управленческим трудом, как аппарат управления.
Следует особо выделить отличительные черты менеджмента, отражающие особенности управления предприятием в рыночных условиях хозяйствования, которые являются принципиальными при рассмотрении и описании его содержания.
1. менеджмент представляет собой особый вид управленческой деятельности, присущий рыночной экономике.
2. менеджмент основывается на экономических методах управления.
3. управление предприятием направлено на достижение эффективной организации труда при его функционировании, постоянное повышение производительности и качества продукции.
4.менеджмент представляет систему гибкого управления.
5.менеджмент следует рассматривать как науку и искусство организации и координации совместной деятельности людей.
Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, подпроцессов и процессов. В зависимости от типа организации, ее размера и вида деятельности отдельные процессы и действия могут занимать в ней ведущее место, некоторые же, широко осуществляемые в других организациях процессы, могут либо отсутствовать, либо осуществляться в очень небольшом размере. Однако несмотря на огромное разнообразие действий и процессов, можно выделить пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента. Данными функциональными группами процессов являются следующие: производство; маркетинг; финансы; работа с кадрами; эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности).
Менеджер - наемный профессиональный управляющий, специалист по менеджменту.
Менеджер — это член организации, который объединяет и координирует работу других ее членов для достижения желаемого результата.
Минцберг выделяет 10 ролей, которые выполняют руководители в различные периоды управления и в разной степени применительно к специфике и масштабам организации, а также занимаемой ими должности. Эти роли объединены в три группы: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Межличностные роли, называемые также ролевыми установками, определяют поведение менеджера как главы (главного руководителя) и связующего звена при выполнении работы с людьми в организации и вне ее. Информационные роли (ролевые установки)всех менеджеров включают функции принимающего и распределяющего информацию (приемника и распределителя), связанные с получением, сбором и распространением информации, а также представителя при представлении своей организации во внешней среде. Роли (ролевые установки), связанные с принятием решений,определяют поведение менеджеров как предпринимателей, устраняющих нарушения в работе организации, распределителя ресурсов в организации для достижения ее целей и ведущего переговоры для получения выгоды и устранения препятствий в достижении успеха организации. Все роли руководителя взаимосвязаны и взаимодействуют для создания единого представления о его поведении в организации.
Вертикальное разделение труда менеджеров предполагает классификацию на менеджеров высшего, среднего и низшего уровней управления.
Горизонтальное разделение труда менеджеров предполагает специализацию по ключевым сферам деятельности организации, которые образуют функциональные подсистемы управления одного уровня: маркетинг, научные исследования и разработки, производство, финансы, персонал и т.д. В системе горизонтального разделения труда менеджеры не связаны между собой отношениями подчинения.