Функция организации в управлении фирмой
Функция оргонизация-предстовляет сабой построение такой оргонизационной структуры,которая доет возможность людям работать мвесте для достижения общих целей
Цель-формирование обьекта и субьекта упровления и взоимосвязей между ними
Принципыорганизационной функции:
целенаправленность – организация, ее отдельные звенья работают во имя достижения общей цели предприятия;
· эластичность – при определении задач и ответственности должен быть установлен оптимум между свободой действий отдельных работников и административными предписаниями;
· устойчивость – систему управления необходимо строить так, чтобы ее элементы не подвергались коренным изменениям под влиянием внешней и внутренней среды;
· непрерывное совершенствование – предполагается необходимость систематической организационной работы по совершенствованию процесса организации и реализации управленческих решений;
· прямая соподчиненность – любой работник предприятия должен иметь, как правило, одного начальника;
· рациональный объем контроля – менеджер в состоянии квалифицировано обеспечить и проконтролировать работу ограниченного числа подчиненных;
· персональная ответственность – руководитель несет ответственность за результаты функционирования организации, за принятие управленческих решений и за действия своих подчиненных;
· соизмеримость ответственности и возложенных обязанностей, полномочий и функций;
· приоритет функций – управленческая функция рождает орган управления, а не наоборот.
Содержание функций оргониз. в менедж.раскрываются через такие понятия:делегирование(Это передача задач и полномочие лицу,которое принимает на себя ответственность за их выполнение)Благодоря делеги.создается иерархия упровления.Полномочие-это огрониченое право использавать ресурсы оргонтз.Депортаментализация(это группировка родственных функций и главных видов работ,приводящих к оброзованию структурных подразделений)Структурное подразделение-это часть оргониз.которая выполняет родственные виды работ.Деопозон кантроля и нормы упровляемости(это размер команды,количество сотрудников,нахадящихся в подчинении одного начальника)Централизация и децентрализация(это степень сосредоточения у менеджеров различных иерархических уровней полномочий по принятию и реализации упровленческих решений)Регламентация(заключительный этап оргонизациной деятельности)
Мотивация в менеджменте.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.
Необходимо отличать матив от стимула(средство которым пользуется руководитель,чтобы побуждать людей к действию)
Стимулы можно разделить на принуждение и возногрождение(это то что человек считает для себя ценным/
Современные теории мотивации можно представить двумя группами:
1) содержательные теории мотивации, основывающиеся на определении внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать так, а не иначе (теории иерархии потребностей Маслоу, приобретенных потребностей МакКлелланда, двухфакторная теория Герцберга);
2) процессуальные теории мотивации, основывающиеся на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. В этих теориях анализируется, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный тип поведения (теория ожиданий, теория справедливости, модель мотивации Портера-Лоулера).
Модель Портера – Лоулера – комплексная процессуальная теория мотивации, включающая элементы теории ожидания и теории справедливости. Она состоит из пяти переменных (факторов): затраченные усилия; восприятие; полученные результаты; вознаграждение за труд; степень удовлетворения от выполненной работы. Согласно этой модели, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, осознания им своей роли. Уровень затраченных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью удовлетворенности тем, что усилия действительно повлекли за собой определенное вознаграждение
Таким образом, содержательные теории мотивации определяют потребности, которые побуждают людей к действию. Процессуальные теории не отрицают существование потребностей, а показывают, что поведение людей определяется не только ими, но и субъективной оценкой ценности затрачиваемых усилий и вознаграждения.Теория иерархии потребностей А. Маслоу. В соответствии с данной теорией существует пять групп потребностей: физиологические, потребность в безопасности, социальные потребности, потребность в признании и самоутверждении и потребность в самовыражении. Располагая потребности в виде иерархической структуры, Маслоу показал, что потребности низших уровней (физиологические и потребность в безопасности) требуют первоочередного удовлетворения. После того, как потребности самого нижнего уровня удовлетворяются, они отходят на второй план и активизируют удовлетворение потребностей более высокого уровня (социальные, потребность в признании, самоутверждении и самовыражении).
В теории Маслоу не учтены индивидуальные особенности людей, а ведь руководитель должен знать, что предпочитает тот или иной сотрудник в системе вознаграждений. Кроме того, со временем потребности человека изменяются, следовательно, нельзя рассчитывать, что мотивация, сработавшая один раз, будет эффективно работать все время.
7 Функция контроля в управлении фирмой.
Контроль-сопоставление результатов запланированного
Для контроня необходимы стандарты,нормы,нармативы,планы,чтобы знать с чем сравнивать
Необходима организационная структура,чтобы знать кто за что отвечает
.Контроль служитоснованием для стимулирования персонала.
Выделяют следующие виды контроля:
Предварительный контроль – осуществляется
до начала хоз-ной и упров-ой деятельности.Тоесть он осуществляется на этапе постоновки целей и сливается с планированием.Задача этого контроля проанализировать эти ресурсы чтобы цели оргониз.были реальны
Текущий контроль – осуществляется непосредственно в ходе проведения работ
Заключительный контроль – осуществляется путем сравнения фактически полученных результатов с требуемыми после того, как работа выполнена. Стимулирует работников
Правильно организованный контроль ориентирует коллектив на качественную работу, мотивирует труд, позволяет выявить резервы, улучшить действующую систему принятия решений, способствует повышению эффективности управления и деятельности предприятия в целом.
Процесс контроля состоит из сл.стадий:1)устоновление стандартов2)сравнение полученых результатов со стондартами3)анализ отклонений4)принятие решений(ничего не принимать,правести работу по достижению целей,изменить стандарты)
Процесс контроля характеризуют три составляющие:
- содержательная (что выполняется в процессе контроля);
- организационная (кем и в какой последовательности осуществляется);
- технологическая (как производится).
Характеристики эффективной системы контроля.Контроль должен быть предупреждающий,должен быть стратегическая направленность,те контроль должен смотреть в будущее.-контроль должен быть ненавязчивым,,всеобьемлимующий и эффективный.