Семинар 2. Инфраструктура менеджмента
Методические рекомендации по изучению темы. Данную тему следует изучать с понятия содержания инфраструктуры менеджмента организации. Необходимо рассмотреть элементы внутренней среды организации, горизонтальное и вертикальное разделение труда, цели и задачи организации, влияние технологии производства на управление, а так же изучить классификацию технологий управления.Далее следует рассмотретьэлементы внешней среды организации прямого косвенного воздействия. Изучить понятие сложности, подвижности и неопределенности внешней среды.
Вопросы для обсуждения
1. Основные составляющие организации. Основы функционирования организации.
2. Факторы внутренней и внешней среды организации и их взаимодействие.
3. Основные тенденции в развитии современных организаций.
4. Концепция жизненного цикла организации.
5. Основные формы интеграции хозяйствующих субъектов.
6. Новые типы организаций.
Доклады
1.Бизнес и окружающая среда.
2.Организация вчера, сегодня, завтра.
3.Организация будущего.
4.Деловая среда предприятия в условиях рыночной экономики.
5.Менеджмент в системе предпринимательства.
Литература
1. Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. для вузов: Допущено Мин. обр. / В. Р. Веснин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012.
2. Виханский О. С. Менеджмент : учеб. для вузов: Рек. Мин. обр. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 5-е изд., стер. - М.: Магистр : Инфра-М, 2014.
3. Савельева Н. А. Стратегический менеджмент : учеб. для вузов: Рек. УМО / Н. А. Савельева. - Ростов н/Д : Феникс, 2012.
4. Ляско А. К. Стратегический менеджмент: соврем. учебник / А. К. Ляско; РАНХиГС. - М.: Дело, 2013.
Семинар 3. Коммуникации в управлении
Методические рекомендации по изучению дисциплины. Начинать изучение данной темы следует с определения сущностиинформации. Далее необходимо определить понятие управленческой информации: информационного массива, потока информации, объема информации, информационных технологий. Изучить критерии оценки качества информации. Рассмотреть вербальную и невербальную информацию, а также систему коммуникаций и коммуникационный процесс, его элементы и этапы. Обратить внимание на понятие «коммуникационные сети» и их виды.
Вопросы для обсуждения
1. Различие информации и коммуникации в управлении.
2. Классификация управленческой информации.
3. Содержание коммуникационного процесса в управлении.
4. Коммуникационные сети.
5. Коммуникативные функции в управленческой деятельности.
6. Преимущества и недостатки письменной и устной коммуникации.
7. Барьеры коммуникационного процесса и способы их преодоления.
Доклады
1. Эффективность коммуникаций: проблемы, факторы, критерии.
2. Информационное обеспечение менеджмента.
3. Управленческая информация и закономерности ее развития.
4. Информационные системы и корпоративная стратегия.
Литература
1. Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. для вузов: Допущено Мин. обр. / В. Р. Веснин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012.
2. Виханский О. С. Менеджмент : учеб. для вузов: Рек. Мин. обр. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 5-е изд., стер. - М.: Магистр : Инфра-М, 2014.
3. Кривокора Е. И. Деловые коммуникации: учеб. пособие для вузов: Допущено УМО / Е. И. Кривокора. - М.: Инфра-М, 2013.
4. Корпоративная социальная ответственность: учеб. для бак.: Допущено УМО / под ред. Э. М. Короткова. - М.: Юрайт, 2013.
Семинар 4. Взаимодействие человека и группы
Методические рекомендации по изучению темы. Изучать данную тему следует с определения понятия трудового коллектива и факторов эффективности деятельности групп. Необходимо выделять следующие виды групп: целевая рабочая группа, автономная, группа для решения определенной задачи, рабочая бизнес-группа, традиционная рабочая группа и проблемно-целевая группа. Трудовые коллективы необходимо рассмотреть с точки зрения формальной и неформальной группы, определить формальную структуру и ее элементы, изучить полномочия членов трудового коллектива, определенных ТК РФ, федеральными законами, учредительными документами организаций и коллективным договором. Далее следует рассмотреть неформальные коллективы, процесс формирования неформальной группы, его стадии, причины вступления людей в неформальные организации, управление неформальной организации.
Вопросы для обсуждения
1.Общее понятие группы.
2.Формальные и неформальные группы.
3.Трудовые коллективы: психологические характеристики и процесс развития.
4.Структура группы и характеристика ее компонентов.
5.Факторы эффективности деятельности групп.
Доклады
1. Развитие неформальных организаций в России.
2. Влияние неформальных групп на деятельность организации.
3. Конформизм и его роль в управлении коллективом.
4. Команда – разновидность коллектива.
Литература
1. Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. для вузов: Допущено Мин. обр. / В. Р. Веснин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012.
2. Виханский О. С. Менеджмент : учеб. для вузов: Рек. Мин. обр. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 5-е изд., стер. - М.: Магистр : Инфра-М, 2014.
3. Баева В. Д. Управление человеческими ресурсами в системе согласования целей менеджмента организаций: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / В. Д. Баева; ФГОУ ВПО "СКАГС". - Ростов н/Д, 2011.
4. Коробко В. И. Теория управления : учеб. пособие для вузов: Рек. УМЦ / В. И. Коробко. - М. : Юнити-Дана, 2013.
5. КульковС.В. Модернизация системы управления персоналом организации: оценка эффективности, инструменты совершенствования : дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / С. В. Кульков; ЮРИФ ФГБОУ ВПО "РАНХиГС". - Ростов н/Д, 2011. - 159 с. - Библиогр.: 145 назв.