Тема 8. Мотивация деятельности в менеджменте
Потребности. Вознаграждение: понятие и классификация. Мотивация как процесс. Стимулирование. Общая модель мотивации деятельности работника. Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей А.Маслоу, двухфакторная теория мотивации Ф.Герцберга, теория потребностей Д.Мак-Клелланда, теория Х и У Д.Мак-Грегора. Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий В.Врумма, теория справедливости Д.Адамса, комплексная процессуальная теория Л.Портера и Э.Лоулера. Методы индивидуальной и трудовой мотивации. Делегирование полномочий в менеджменте: механизм и принципы.
Тема 9. Власть и лидерство
Понятие власти, влияния. Основа и форма власти. Убеждение и участие. Основные подходы к проблеме эффективности лидерства. Теории поведенческого характера: теория Д. Мак Грегори, теория Р. Лайкерта. Ситуационные подходы к эффективному лидерству. Теория Фидлера, теория Митчела и Хауса, теория жизненного цикла, модель Врума – Йеттона. Адаптивное руководство. Лидерство в практике российского менеджмента.
Тема 10. Организационные структуры управления
Организационная система управления. Элементы структуры управления. Принципы формирования ОСУ. Линейно-функциональные структуры. Продуктовая структура управления. Методы структуризации предприятий по территориальному принципу, региональная организационная структура управления. Дивизиональная структура управления. Проектные и матричные структуры управления. Сравнительная характеристика организационных структур.
Тема 11. Регулирование и контроль в управлении
Понятие, принципы и функции контроля. Виды управленческого контроля: традиционный контроль, опережающий контроль, предпринимательский контроль, предварительный контроль, стратегический контроль, оперативный (административный) контроль. Этапы процесса контроля. Внешний и внутренний контроль. Контроль и оперативное управление. Характеристики эффективного контроля.
Тема 13. Эффективность персонала
Оценка эффективности персонала: задачи, виды. Показатели деловой оценки. показатели результативности труда, показатели профессионального поведения, показатели личностных качеств. Методы оценки эффективности персоналаКритерии и показатели эффективности менеджмента. Факторы, влияющие на эффективность. Подходы к оценке и показатели экономической эффективности менеджмента. Экономическая эффективность менеджмента. Эффективность управленческого персонала. Социальная эффективность менеджмента. Показатели, характеризующие условия труда работников организации.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Целью проведения семинарских занятий является закрепление изученного на лекциях и в процессе самостоятельной работы материала, углубление знаний по основным разделам курса, промежуточный контроль знаний, а также развитие творческого мышления и навыков работы с периодической и специальной литературой при подготовке сообщений по актуальным и проблемным вопросам развития науки управления.
Цель проведения практических занятий – выработка практических навыков анализа состояния, уровня развития и оценки управления, существующих в отечественной и зарубежной теории и практике, а также методами изучения развития управления на перспективу. Подготовка к занятиям основана на изучении лекционного материала, обязательной учебной и научной литературы. Преподавателем оказывается консультационная помощь в подборе литературы, так как приведенный список литературы может быть расширен по усмотрению преподавателя.
Семинар 1. Теоретические основы менеджмента
Методические рекомендации по изучению темы. Изучение данной темы следует начинать с содержания понятия «менеджмент». Определить задачи, виды менеджмента. Далее необходимо изучить характерные черты и стадии менеджмента. Рассмотреть менеджмент как организацию управления фирмой, как процесс принятия управленческих решений. Раскрыть содержание экономического аспекта управления, социально-психологические и правовые аспекты менеджмента.
Рассматривая основы менеджмента, следует опираться на исследования в области социологии с учетом его характера и содержания. Изучить стратегическое и оперативное управление, основные принципы и функции менеджмента, уровни управления организаций.
Вопросы для обсуждения
1. Сущность менеджмента, его характерные черты и стадии.
2. Процесс управления организацией.
3. Управленческий процесс и его элементы.
4. Основные разновидности менеджмента.
5. Принципы и функции менеджмента в современных условиях.
6. Системный характер управления.
7. Понятие методов управления, основы административных, экономических и социально-психологических методов в управлении.
8. Применение методов управления в современных российских условиях.
Доклады
1. Менеджмент как система научных знаний.
2. Роль творческого фактора в новых концепциях управления.
3. Сущность системного подхода к управлению.
4. Соотношение принципа эффективности и принципа экономичности управления.
5. Противоречия в менеджменте и формы их разрешения.
6. Особенности современного менеджмента.
7. Менеджмент как вид деятельности и система управления.
8. Российская система управления и необходимость ее совершенствования.
9. Понятие и эволюция принципов менеджмента.
10. Менеджмент как социально-экономический процесс.
Литература
1. Албастова Л.Н, Игнатов В. Г., Некрасов В. Н..
Технологии менеджмента: учеб. пособие / Л. Н. Албастова, В. Г. Игнатов, В. Н. Некрасов. - Ростов н/Д : Изд-во СКАГС, 2011.
2. Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. для вузов: Допущено Мин. обр. / В. Р. Веснин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012.
3. Виханский О. С. Менеджмент : учеб. для вузов: Рек. Мин. обр. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 5-е изд., стер. - М.: Магистр : Инфра-М, 2014.
4. Кравченко А. И. История менеджмента: учеб. для вузов: Рек. УМО / А. И. Кравченко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Кнорус, 2010.
5. Казначевская Г. Б. Менеджмент: учеб. для сред. проф. обр.: Допущено Мин. обр. / Г. Б. Казначевская. - 15-е изд., стер. - Ростов н/Д : Феникс, 2014.