Разработка программы управления инновацией
Программа – это план действий в области управления инновацией. В этом плане необходимо предусмотреть, что когда кто и за счёт каких ресурсов должен сделать по созданию и управлению инновацией. Поэтому для разработки программы необходимо:
1. Определить цели и задачи
2. Проработать различные варианты их решения
3. выбрать один из вариантов и разработать комплексную программу его реализации
4. создать механизмы реализации комплексной программы, то есть назначить конкретных исполнителей, определить их права и обязанности, выделить участки работы и так далее.
Прообразом программы может являться сетевой график, который составляется для выполнения разработанной программы и наглядно отражает все работы, необходимые для достижения конечной цели.
Сетевой график – это так называемая модель, динамично приспособленная для анализа различных вариантов достижения цели, внесение каких-либо изменений, оптимизация процессов и так далее.
Пример сетевого графика
Метод сетевого планирования – это совокупность определённых приёмов, позволяющих с помощью сетевого графика рационально осуществить всю программу управления инновацией. Использование метода сетевого планирования для управления инновациями позволяет:
1. наглядно представить организационную и технологическую последовательность выполнения операций по управлению инновациями и установить взаимосвязь между ними (сетевой график).
2. Обеспечить чёткую координацию операции различной степени сложности, выявить доминирующие операции и сосредоточить внимание на своевременном выполнении каждой из операций.
3. Эффективно использовать необходимые денежные и материальные ресурсы.
Основой сетевого планирования являются графическое изображение плана сетевого графика.
Приём инновационного менеджмента – это способ воздействия управляющей подсистемы на управляемую подсистему, которая включает в себя: инновации, инновационный процесс и отношения на рынке реализации инновации.
Приёмы инновационного менеджмента:
1. Приёмы, воздействующие только на производство инновации. Их цель – создание нового продукта/новой операции с высокими качественными параметрами.
2. Приёмы, воздействующие как на производство, так и на реализацию, продвижение и распространение инновации.
3. Приёмы, воздействующие только на реализацию, продвижение и распространение инновации.
Цель этих приёмов – ускорение продажи инновации с наибольшей выгодной позиции и эффективной.
Управление проектом представляет собой целенаправленный процесс достижения цели проекта при ограничении на финансовые, материальные, человеческие, временные и прочие ресурсы. На успех проекта влияет две группы факторов:
1. Внешние факторы. То есть наличие финансирование на доведение разработки, налоги, законодательство, объём рынка.
2. Внутренние факторы. Способ преставления степени доведенности проекта, организация работы.
Методология управления проектами позволяет процедуру создания изделия в хорошо организованный и управляемый процесс. Менеджер проекта осуществляет:
1. Управление предметной областью проекта или её составляющие:
a. Разработка концепции
b. Определение проектной области проекта
c. Распределение работ
d. Установление отчётности
e. Ведение системы контроля
f. Завершение проекта
2. Управление качеством содержит управленческие и технические аспекты (контроль качества).
3. Управление временем (планирование времени в проекте, оценка продолжительности, календарное планирование и контроль времени в проекте).
4. Управление стоимостью. Оценка и прогнозирование стоимости сметы и бюджет. Контроль стоимости и использование стоимостных показателей.
5. Управление рисками.
6. Управление персоналом.
7. Управление контрактами и обеспечение ресурсами.
Этапы проекта:
1. Инициация проекта
2. Планирование (планирование цели, операции, сроков, ресурсов, стоимости и качества, рисков, назначение персонала и определение критериев успеха)
3. Исполнение (исполнение плана проекта, учёт исполнения, распределение информации, подтверждение качества, подготовка предложений, выбор поставщиков, развитие команды проекта)
4. Анализ (анализ качества, стоимости)
5. Управление изменениями (управление качеством, целью, ресурсами, персоналом)
6. Завершение (закрытие контракта и административное завершение)
Тема 3.
Инновационная деятельность связана с повышенной степенью риска. Руководитель инновационного предприятия должен всегда иметь в своём арсенале портфель проектов, чтобы поддерживать конкурентоспособность своего предприятия на высоком уровне и быть в состоянии быстро и гибко переориентировать свой бизнес в соответствии с меняющимися внешними условиями, актуальными научно-техническими разработками и требованиями потребителей. Специфика инновационного бизнеса такова, что главным фактором при успевании инновационной компании является постоянное нововведение. Портфель НЕОКР может состоять из разнообразных проектов, т.е. крупных и мелких, близких к завершению или только начинающихся. Портфель должен иметь определённым контуры, быть стабильным, чтобы рабочая программа могла осуществляться равномерно. Количество проектов, находящихся в портфеле зависит от размеров проектов, которые измеряются общим объёмом ресурсов, необходимых для разработки и затратами на реализацию одного проекта. Если на проведение НЕОКР выделено 5000 у.е., а затраты на реализацию одного проекта составляют 2500 у.е., то в состав портфеля входят только 2 проекта. Портфель, состоящий в основном из крупных проектов, более рискован по сравнению с портфелем, где ресурсы распределены между небольшими проектами. Небольшие проекты обычно реализуются в проектах, имеющих скромный потенциал по объёму продаж и прибыли. Портфель небольших проектов может привести к потокам нововведения, большая часть из которых обладает ограниченным рыночным потенциалом, что не желательно с позиции номенклатуры продукции.
Рентабельность проектов определяется как отношение прибыли к затратам. Общая оценка портфеля даётся по показателям средней рентабельности проекта. Оценить рыночную привлекательность идеи, оценить оптимальные пути её реализации, продвинуть на рынок, привлечь заинтересованных инвесторов и грамотно используя управления проектными рисками превратить её в успешный бизнес составляет задачу инновационных менеджеров.