Типы бизнес-организаций и менеджмен
УПРАВЛЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. «Антикризисный менеджмент».
А) Хаос-менеджмент, позиция жертвы. Кризис воспринимается как лавинообразный рост проблем, на разрешение которых катастрофически не хватает ресурсов: временных, технологических, кадровых, финансовых… Резко «проседает» управляемость организации и руководитель, управленец, специалист чувствуют себя так, как будто их переместили из воды в густой кисель: движений больше, а эффекта меньше. Установка индивидуальных действий - главное выжить! В кризисной ситуации многие управленцы вообще перестают думать и полностью переходят на рефлекторный режим действий. Им кажется, что они находят воистину гениальные решения, а на самом деле их компании с удручающим и, безусловно, достойным лучшего применения упорством, массово реализуют несколько типовых и абсолютно бесперспективных сценариев. Кто кидается советоваться с друзьями/знакомыми, кто обращается к гадалкам и астрологам. Некоторые обретают вкус к размышлениям о высоких материях и погружаются в прогнозы относительно возможной политики администрации США и перспективах динамики цен на нефть.
Б) Деятельностный подход в управлении. Кризис – всегда кризис управления, иногда и точка роста, и сильнейшие понимают, что основные ценности и ответственность несет человек как субъект, а не как объект ситуации. Важно победить дефицит ресурсов (цейтнот и др.). Примеры действий:
· Диагностика проблем («болезни» и «патологии» организации) и оценка ресурсов
· Программа антикризисных мероприятий
· Ротация управленческой команды
· Пакет мер с малыми инвестициями и быстрым экономическим эффектом
· Бережливое производство, оптимизация численности, реализация неприбыльных активов, реструктуризация, прирост объема продаж.
2. «Регулярный менеджмент» – правильный, общепринятый нормированный менеджмент, главное обеспечить конкурентный, т.е. эффективный, инновационный бизнес! Примеры действий:
· Эффективная мотивация труда
· Операционный и тактический менеджмент, сбалансированная система показателей эффективности
· Регулярное повышение квалификации персонала и аттестация
· Процессный менеджмент, инжиниринг бизнес-процессов
· Бенчмаркинг
· Управленческий учет, управление себестоимостью
· Активный маркетинг
· Управление качеством
· Аутсорсинг непрофильных активов.
3. «Менеджмент бизнеса в степени превосходства» – главное быть первым, чемпионом в бизнесе! Примеры действий:
· Стратегический менеджмент: постановка амбициозных целей, стратегия как преобразование бизнеса, стратегические инновационные проекты
· Упреждающее развитие методов управления («менеджмент без прототипов»)
· Реинжиниринг бизнес-процессов
· Центр аналитики и развития (фабрика мысли), упреждающее повышение квалификации персонала
· Наличие инфраструктуры инновационных проектов (постановка инноваций на поток)
· TQM, тотальное управление качеством («6 сигма»)
· Превосходящий уровень корпоративной культуры, социальная ответственность.
Табл. 1. Эффективность бизнес-организаций и типы менеджмента
Уровень на рынке Характеристики |
|
|
|
Класс бизнес-организации | Эконом-класс, позиция жертвы | Бизнес-класс, здравый рациональный подход | VIP, претензия на невозможное |
Тип кризис | Предбанкротство, кризис - ликвидности | Застой, кризис эффективности | Неудовл темпы развития, кризис амбиций |
Тип менеджмента | Антикризисный, мобилизационный - «как вынырнуть и удержаться на поверхности» | Регулярный: эффективный, инновационный - «каким стилем плыть» | Менеджмент бизнеса в степени превосходства - «быть первым», управление + |
Ключевая установка | Выжить | Операционное совершенство | Уникальные свойства |
Планирование | Оперативное, точка отсчета – здесь и теперь | Тактическое, ясно видение ограничений и возможностей | Стратегическое, точка отсчета - будущее |
Время | Прошлое, доминанта срочного | Настоящее, баланс срочного и важного | Будущее, доминанта главного над срочным |
Механизм управления | По отклонениям | Установленный порядок | Формирование и капитализация потенциала развития |
Концентрация внимания | Исключение провалов | Достижение конкретных результатов | Совершенствование, развитие |
Модель изменений | Импульсивно, адаптация | Регулярно, совершенствование | Непрерывно, упреждение, развитие |
Структура | Иерархическая | Матричная | Гибкая, сетевая |
Перспективы | Личные, выжить | Групповые, устойчивость | Оргкультура, экспансия новых стандартов |
Мотивация | Уклонение от ударов | Вознаграждение, сотрудничество, | самореализация, превосходство |
Коммуникации | Обратная связь | Прямая связь | Сквозная связь, процессный подход |
Руководство персоналом | Принуждающее, манипуляторное | Обучающее, контролирующее | Нацеливающее, вдохновляющее, основа - доверие |
Тип культуры | Архаика, классика, действие | Классика, модерн, обучение и деятельность | Постмодерн, мыследеятельность |
Тип руководства | Авторитарный, формализованный | Коллегиальный, соц-психологический | Консультативный, интуитивны |
Отношение к рискам | Минимизация | Оптимизация | Открытость, вовлеченность в игру |