Сущность и категории менеджмента
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Менеджмент (в пер. с англ.: управление, заведование, организация) – это управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли, это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, работающих в организации.
Содержание менеджментаможно рассматривать:
- как науку и искусство управления;
- как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений;
- как аппарат управления деятельностью организации.
Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии организации, т.е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.
Основные задачи менеджмента:
- организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов;
- переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
- стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;
- определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
- разработка стратегии развития организации и реализация;
- определение целей развития организации;
- выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;
- осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.
Категория менеджмента - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией.
Состав основных категорий менеджмента:
1) объекты и субъекты;
2) виды;
3) функции;
4) методы;
5) принципы.
1) Объектом менеджмента являетсяорганизация – как сообщество людей, сознательно координируемое для достижения установленных целей. Природа, свойства, формальная структура и поведенческие аспекты организации зависят от ее вида, иерархического уровня и функциональной области деятельности.
Субъектом менеджментаявляются менеджеры - руководители различного уровня, специалисты по управлению, имеющие специальную подготовку и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.
Основные задачи менеджера:
- координация,
- руководство,
- управление,
- принятие решений.
2) Виды менеджмента- специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.
По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент.
Общий или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (профит-центров).
Функциональный или специальныйменеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев, например управление инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т.д.
По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент.
Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.
Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.
Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.
3) Функции менеджмента – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами и характеризуется однородностью целей, действий или объектов их приложения.
Различают общие (формирование целей, планирование, организация и контроль), технологические (решения и коммуникации) и социально-психологические (делегирование и мотивация) функции менеджмента.
4) Методы менеджмента - это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.
В менеджменте используются как общие методы и приемы (например, экспертизы, генерирования идей, оценки управленческих решений), применяемые во всех сферах деятельности (производстве, торговле, образовании и пр.), так и специальные, отражающие специфику определенной сферы (инновационный, финансовый, персональный менеджмент и пр.).
Выделяются следующие методы управления:
- организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
- экономические, обусловленные экономическими стимулами;
- социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.
5) Принципы менеджмента – это общие правила, которые формируют требования к системе управления организацией - функциям, методам и организационной структуре управления, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации.
К важнейшим принципам эффективногоменеджмента относятся принципы целостности, иерархической упорядоченности, целевой направленности, научной обоснованности и оптимальности, сочетания централизации и децентрализации, демократизации.
1.2. Закономерности и принципы менеджмента.
Закономерности менеджмента выражают наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые отражают взаимосвязи между элементами управления в организации.
К числу важнейших закономерностей менеджмента относятся:
1. Развитие теории и практики менеджмента в соответствии с трансформацией форм и методов организации экономики.
2. Определяющее влияние состояния внешней среды в выборе и формировании системы управления организацией.
3. Соответствие социального содержания управления формам собственности на имущество организации.
4. Соотносительность управляющей и управляемой подсистем (субъекта (органа) и объекта управления).
5. Преимущественность сознательного (планомерного) управления.
6. Концентрация и динамичноеизменение функций управленияв организации.
7. Оптимизация уровней управления организацией.
8. Оптимальное использование в процессах управления функций контроля, учета и анализа.
Закономерности имеют объективный характер, а реализуются в процессе деятельности людей.
Различают общие и специфические законы управления. К общим законам управления относятся:
- закон специализации управления;
- закон интеграции управления;
- закон экономии времени.
Закон специализации управления. Для управления современным производством, основанным на использовании новейших технологических процессов, технических средств, высокой степени организации производства и труда, информационных систем необходимы узкоспециализированные знания и навыки в различных областях науки и техники. Поэтому менеджеры должны обладать высоким профессионализмом в области каждого из направлений. Присущие рыночной экономике риск и неопределенность требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений.
Закон интеграции управления. Интеграция или объединение в менеджменте следует из потребности самого производства и управления им. Это объединение специализированных управленческих действий на различных этапах управления в единый управленческий процесс и подразделений в единый производственный организм, т.е. предприятие. Предприятия, в свою очередь, могут объединяться в различные организационно-правовые формы. Интеграция осуществляется с помощью установления временных и постоянных связей на всех уровнях управления и информационного обеспечения.
Закон экономии времени. Эффективность управления зависит от скорости реакции менеджера на потребности рынка и изменений внешних и внутренних факторов предприятия для положительного влияния на конечные результаты ее деятельности.
Под воздействием проявления закономерностей в организациях формируются принципы менеджмента.
Принципы менеджмента – это общие правила поведения руководителей, которые формируют требования к системе управления организацией, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации.
Существуют несколько подходов к классификации принципов управления.Принципы формулировали такие менеджеры как Г.Кунц и С. О, Донелл, Г. Эмерсон, А.Файоль, а в отечественной теории управления частные принципы управления были сформулированы еще В.И.Лениным.
Важнейшие принципы эффективногоменеджмента – это принципы целостности, иерархической упорядоченности, целевой направленности, научной обоснованности и оптимальности, сочетания централизации и децентрализации, демократизации.
Целостность определяет необходимость рассмотрения организации как целостной социально-экономической системы.
Иерархическая упорядоченность регламентирует уровень дифференциации процессов менеджмента в организации.
Целевая направленность постулирует приоритет целевой стратегической ориентации организации и достижение целей как важнейший критерий эффективности менеджмента.
Научная обоснованность и оптимизация формулирует необходимость использования научного подхода, широкой гаммы методов и инструментов для обоснования управленческих решений.
Сочетание централизации и децентрализации устанавливает требование рационального разделения управленческих процедур и решений на основе обоснованного делегирования полномочий и ответственности менеджеров.
Демократизация предполагает использование поведенческих инструментов менеджмента для мотивации продуктивного сотрудничества менеджеров.
Одним из основоположников, научной организации труда, кто сформулировал принципы управления, был А. Файоль. Он изложил их в книге «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 г.
Принципы менеджмента, сформулированные А. Файолем
Название принципа | Содержание принципа |
Разделение труда | Специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы |
Полномочия и ответственность | Каждому работнику должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за порученную работу |
Дисциплина | Рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, а менеджеры — применять справедливые санкции к нарушителям норм порядка |
Единоначалие | Работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником |
Единство действий | Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану |
Подчиненность интересов | Интересы организации имеют преимущество перед интересами личности |
Вознаграждение персонала | Получение работниками справедливого вознаграждения за свой качественный труд |
Централизация | Организация должна иметь управляющий центр и учитывать пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия должны делегироваться пропорционально ответственности |
Скалярная цепь управления | Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников») |
Порядок | Рабочее место — для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте |
Справедливость | Установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи |
Стабильность персонала | Установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, поскольку высокая текучесть снижает эффективность |
Инициатива | Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ |
Корпоративный дух | Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий, а в единстве — сила |
Современные принципы управления