Тема 4.2: Деловое общение
Вопросы:
1.Искусство делового общения в работе менеджера.
2.Принципы делового общения. Законы и приёмы делового общения.
3.Межличностные отношения, психологический климат, психологическая совместимость сотрудников.
4.Руководитель и коллектив. Психологическое мастерство руководителя. Правила служебной этики. Основа отношений руководителей и подчиненных: уважение, доверие, обучение.
5.Конфликты, их типы, анализ, разрешение.
Вопрос 1:
Деловое общение – это общение между людьми в служебной сфере.
При деловом общении важно помнить:
1. партнер в деловом общении выступает как личность, значимая для менеджера;
2. общающиеся люди должны достичь взаимопонимания в вопросах дела;
3. основная задача делового общения — продуктивное сотрудничество.
Основные составляющие делового общения:
· отсутствие коммуникативных барьеров;
· использование выигрышных невербальных средств общения;
· соблюдение делового этикета.
Существуют коммуникативные барьеры, затрудняющие общение:
· социальные барьеры порождают подозрение, недопонимание; объясняются различием взглядов на политику, религию;
· этнокультурные барьеры, когда поведение коллег по работе с другими привычками, традициями кажется странным, а собственные поступки и действия — всегда уместными;
· психологические барьеры возникают в результате неприятия одними некоторых особенностей других, например, нерешительность, назойливость, вздорность.
К вербальным средствам общения относят устную, письменную, электронную информацию. Невербальные средства общения — это совокупность жестов, мимики, взглядов, интонации и даже движений тела.
Применяя язык жестов, можно усилить свое воздействие на других людей:
· следить за правильной осанкой;
· сохранять темп движений;
· избегать нелепых позиций;
· использовать краткое и крепкое рукопожатие;
· контактировать глазами.
При деловом общении недопустимо:
1. Перебивать собеседника.
2. Делать поспешные выводы.
3. Допускать поспешные возражения.
4. Давать непрошеные советы.
Продуктивность общения будет зависеть и от того, как вас воспринимает собеседник. Если человек неуверен в себе, своих словах, то его скованность, зажатость чувствуется собеседником, даже если тщательно скрывается от него. Поэтому необходимо развивать в себе чувство уверенности, применять на практике невербальные средства общения.
Вопрос 2:
Принципы делового общения – это общие исходные идеи, руководящие начала, основные правила его построения.
Основные принципы делового общения:
1. Пунктуальность (делать всё вовремя)
2. Конфиденциальность (не болтать лишнего)
3. Любезность, доброжелательность и приветливость.
4. Внимание к окружающим.
5. Внешний облик.
6. Грамотность.
Методы влияния на людей:
1. Убеждение - воздействие посредством доказательств, логического упорядочения фактов и выводов.
2. Внушение - основывается на вере человека, складывающиеся под влиянием авторитета, общественного положения, обаяния, интеллектуального и волевого превосходства одного из субъектов общения.
3. Принуждение - наиболее насильственный метод воздействия на людей.
Особенности делового общения:
1. Партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;
2. Общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;
3. Основная задача делового общения - продуктивное сотрудничество.
«Умение общаться с людьми - такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой - либо другой товар в этом мире» - это слова Рокфеллера о значении общения для деловой деятельности.
В общении выделяются: содержание, цель, средства, функции, формы,стороны, барьеры.
Содержание - это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому.
Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных.
Средства общения - это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.
Функции общения:
1. Самовыражения (общение как форма взаимопонимания);
2. Экспрессивная (взаимопонимание переживаний и эмоциональных переживаний);
3. Инструментальная (общение как социальный механизм управления и передачи информации);
4. Социального контроля (регламентация поведения и деятельности).
Формы общения:
1. Прямое и косвенное;
2. Непосредственное и опосредованное;
3. Массовое и межличностное;
Стороны общения:
1. Коммуникативная сторона (общение как обмен информацией);
2. Интерактивная сторона (общение как взаимодействие);
3. Персептивная сторона (общение как восприятие людьми друг друга).
Барьеры общения:
1. Информационно - дефицитный барьер;
2. Заменяющий - искажающий барьер;
3. Семантический барьер;
4. Стилистический барьер;
5. Логический барьер;
6. Социально - культурные различия.
Деловое общение строится на законах его этики.
Вопрос 3:
Процессы межличностных взаимоотношений: