Основные исторические этапы развития практики менеджмента
Подходы к определению понятия «менеджмент».
Сущ-ет много подходов к опр-нию понятия «мен-т». Можно рассматривать мен-т как процесс управления людьми в орг-циях с применением специфических ф-ций мен-та. Мен-том также явл-ся орган управления на пр-и. По Файолю мен-т – это прогнозирование, планирование, организация и рук-во, координация и контроль. По Тейлору мен-т – это искусство точно представить, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешёвым способом. В соврем. лит-ре выделяется 2 подхода к опр-нию мен-та. С одной стороны, мен-т – это искусство управления, с другой – наука управления. Предметом мен-та как науки явл-ся экономический механизм управления, орг-ные структуры управления, маркетинг, персонал, информация, корпоративная культура и всё то, что составляет систему управления. Под экономическим механизмом управления понимают ф-ции и процессы целеполагания, план-ния, прогнозирования, организации, принятия решений, мотивации, контроля и учёта в их совокупности. Эти ф-ции взаимно дополняют друг друга, раскрывая сущность мен-та.
Мен-т как наука – наука управления, возникшая на базе практической деят-ти по управлению организациями и имеющая свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. В самостоятельную область знаний, в науку мен-т выделился в конце 19 века. Датой рождения мен-та называют 1911 год, когда вышел в свет труд Тейлора «Принципы научного управления». На самом деле наука об управлении начала зарождаться очень давно.
Основные категории менеджмента.
В управлении и менеджменте используются одни и те же категории, к которым относятся такие понятия, как «объект и субъект управления», «прямые и обратные связи», «система управления», «окружающая среда». Объект управления — это управляемая подсистема, т.е. то, чем управляют (отрасль, торговая фирма, подразделение и т. п.). Субъект управления — это управляющая подсистема, т.е. то, что управляет (аппарат управления отраслью, торговой фирмой, подразделением). Между субъектом и объектом управления существуют прямые и обратные связи. Прямая связь — это команда, поступающая от субъекта к объекту управления. Обратная связь — это информация, поступающая от объекта к субъекту управления, об исполнении команд и состоянии объекта управления.
В качестве субъекта и объекта управления выступают люди. Следовательно, предприятие (организацию) можно рассматривать как социальную систему управления, а отношения управления, складывающиеся в этой системе, — как часть производственных отношений. Окружающая (внешняя) среда — это все то, что окружает данную организацию: поставщики и покупатели, конкурирующие организации, культура, политическая ситуация и др. В свою очередь и организация влияет на окружающую среду, когда производит и реализует товары и услуги. Все категории управления тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Выделяют также и внутреннюю среду организации, которую составляют цели, задачи, технологии, структура управления и люди. Цель — это желаемое состояние организации, Задача — это предписанная работа (или серия работ), которая должна быть выполнена установленных способом в заранее определенный срок. Технология — это средства, при помощи которых предмет труда трансформируется в готовую продукцию. Структура управления — это логическое соотношение функциональных зон и уровней управления, используемых для достижения поставленных целей. Люди — это главная производительная сила организации.
Основные исторические этапы развития практики менеджмента.
Датой рождения мен-та называют 1911 год, когда вышел в свет труд Тейлора «Принципы научного управления». На самом деле наука об управлении начала зарождаться очень давно.
Эволюция управленческой мысли
5000 лет до н.э. - Древние шумеры - Появление клинописи, возможность регистрации фактов;
4000 лет до н.э. - Древний Египет - Признание необходимости планирования, организации и контроля – функции мен-та (мотивации не было)
2600 лет до н.э. - Др.Египет - Организация и управление в условиях децентрализации
1792 г. до н.э. - Др.Вавилон, Хаммурапи - Законы Хамураппи: использование свидетелей и письм. источников для контроля. Установление МРОТ (миним размер оплаты труда)
1491 г. до н.э. - Др. евреи - Концепция орг-ции (классическая), скалярный принцип, принцип управления по методу исключения
500 лет до н.э. - Др.Китай - Формулировка принципа специализации
400 лет до н.э. – Сократ - Признание универсальности управления во всех сферах жизни: экономика, политика, духовная, социальная
350 лет до н.э. – Платон - Специализация ( каждое сословие д. заниматься своим)
1436 г – Венеция - Учёт издержек производства, чеки и балансы для контроля, присвоение номера при инвентаризации. Контроль товарных запасов и себестоимости
1515 г – Англия, Томас Мур - Анализ недостатков плохого руководства, призыв к усилению специализации
1525 г – Флоренция Н. Макиавелли - Осознание значения массового согласия, определение качеств руководителя
1776 г – Англия, Адам Смит - Принцип специализации применительно к промышленным рабочим
1800 г – Англия, Джеймс Уатт - Страхование служащих, матер. стимулирование, рождественские праздники и премии для служащих
1810 г – Англия, Роберт Оуэн - Социальные программы, 10,5 – часовой день, обучение рабочих и их детей, строительство жилья для рабочих, частичная оплата нетрудоспособности.
1820 г – Англия, Джеймс Милл - Анализ человеч. Мотивации
1911 г. – Англия, Ф. Тейлор – рождение менеджмента как науки.