СистемА качества И ЕЕ Подсистемы
СОДЕРЖАНИЕ
Задание № 1 Изучение и анализ структуры Международных стандартов ИСО серии 9000. 2
Задание №2. 4
Краткое описание моделируемой реальной или виртуальной организации. 4
Задание №3. 5
Разработка организационной структуры и матрицы ответственности. 5
системА качества И ЕЕ Подсистемы... 5
Задание №4. 7
Анализ принципов менеджмента качества. 7
Занятие № 5. 11
Задание № 6. 13
Задание №7. 16
Анализ изученной литературы.. 16
Решение проблем качества – это книга,
к которой постоянно прибавляются новые главы,
но последняя так никогда и не будет написана.
А. Фейгенбаум
Задание № 1
Изучение и анализ структуры Международных стандартов ИСО серии 9000
Цель:Освоение всеобщих принципов и понятий менеджмента качества деятельности, производственных процессов, продукции, услуг и работ, регламентированных Международной организацией по стандартизации (ISO, ИСО).
Краткие сведения о стандартах ИСО серии 9000
В 1946 г. в Лондоне была создана Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO), в состав которой вошли 33 страны. В настоящее время ИСО является крупнейшей организацией по стандартизации во всех основных областях деятельности людей, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК). Отдельные стандарты разрабатываются этими организациями совместно (аббревиатура ИСО/МЭК).
Сейчас в состав ИСО своими национальными организациями входят 120 стран, в том числе и Россия.
Разработку стандартов в ИСО осуществляют технические комитеты (ТК). Работает 224 технических комитета. В 1979 г. в ИСО был создан ТК–176 «Управление качеством и обеспечение качества», который разработал и впервые опубликовал в 1987 г. первую версию стандартов в области обеспечения качества. Следующая версия стандартов 1994 г. была существенно расширена рекомендациями по внедрению систем качества в организациях. Стандарты ИСО редакционно уточнялись и дополнялись в 1996 г. В декабре 2000 г. была принята новая версия стандартов ИСО, предлагающая принципиально отличные подходы в построении системы менеджмента качествам на предприятии или в организации. Эти Международные стандарты ИСО серии 9000 были приняты в 2001 г. Госстандартом РФ в качестве национальных. И в марте 2008 года была принята новая версия стандарта ИСО 9001.
Список ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
2. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования.
3. ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
Список предшествующих стандартов ИСО серии 9000, действовавших в период 1994 – 2000 гг.
1. ИСО 8402. Управление качеством и обеспечение качества. Словарь.
2. ИСО 9000. Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества.
3. ИСО 9001. Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании.
4. ИСО 9002. Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже.
5. ИСО 9003. Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях.
6. ИСО 9004. Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания.
Стандарты ИСО 9000-2004 имели отдельные части, конкретизирующие применение общих положений. Стандарты ИСО 8402 и 9000-2004 опубликованы отдельными брошюрами и в книгах:
1. ИСО 9000. Международные стандарты. Сборник в 2-х тт. – М.: ВНИКИ, 1995;
2. ИСО 9000. Комплект международных стандартов. – М.: ВНИИС, 1995, а также в других изданиях.
Задание
1. В стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2001 приведена таблица Б.2, показывающая соответствие разделов (пунктов) и подразделов (подпунктов) ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р 9001-96 (см. ГОСТы).
С целью более глубокого изучения содержания и структуры новых стандартов ИСО серии 9000, необходимо на основе сопоставительного анализа ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и стандарта ИСО 9001:2008 составить таблицу (аналогичную табл. Б.2) соответствия пунктов и их наименований у анализируемых стандартов.
2. Сделать выводы о степени новизны стандарта ИСО версии 2008 года и сформулировать в чем заключается новый подход в менеджменте качества.
3. Работу оформить в виде отчета в таблице.
Задание №2
Краткое описание моделируемой реальной или виртуальной организации
Краткое описание моделируемой реальной или виртуальной организации с учетом рекомендаций, приведенных ниже.
Описание может включать:
· краткую историю организации;
· характеристику основных видов деятельности, перечень производимой продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг;
· основные требования к продукции, включаемой в ассортимент;
· характеристику основных сегментов рынка и потребителей продукции и/или услуг организации;
· описание поставщиков организации;
· характеристику персонала организации;
· описание организационно-управленческой структуры;
· миссию, видение и основные ценности организации;
политику и цели организации в области качества и другую информацию, полезную с точки зрения выполнения требований стандарта ИСО 9001 при разработке и внедрении СМК
Задание №3
Разработка организационной структуры и матрицы ответственности
системА качества И ЕЕ Подсистемы
Система менеджмента качества – совокупность организационных структур, методик и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
В соответствии с идеологией стандартов ИСО серии 9000 можно выделить четыре направления деятельности в области качества, посредством которых система качества воздействует на процесс формирования качества продукции и услуг на различных этапах их жизненного цикла:
планирование;
управление;
обеспечение;
улучшение.
Каждое направление деятельности имеет свои особенности, и вместе они представляют собой четыре основных функциональных подсистемы системы качества.
Планирование качества – это часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества, определение необходимых операционных процессов жизненного цикла продукции/услуги и соответствующих ресурсов, необходимых для достижения целей в области качества.
Планирование качества продукции и услуг охватывает:
- идентификацию, классификацию и оценку качества;
- установление целей и нормирование требований к качеству продукции или процессов;
- подготовку программы качества;
- выработку предложений по улучшению качества;
- разработку планов ввода в действие системы качества, ее применения и функционирования.
Управление качеством включает в себя методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству. В состав процедур управления качеством входят:
- контроль качества;
- разработка и реализация мер по корректировке процессов.
Основное назначение управления качеством в организации:
- выявлять каждое отклонение от установленных требований к качеству продукции и услуг;
- применять решения по дальнейшему использованию продукции, имеющей отклонения или дефекты;
- не допускать появления повторных отклонений или дефектов за счет своевременной разработки и реализации корректирующих мер.
Обеспечение качества включает в себя все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, необходимые для создания и подтверждения достаточной уверенности в том, что продукт, процесс или услуга удовлетворяют установленным требованиям к качеству.
Различают внутреннее обеспечение качества (деятельность по созданию уверенности в выполнении требований к качеству продукции или услуг у руководства организации) и внешнее обеспечение качества (деятельность по созданию такой уверенности у потребителя или других лиц, например, экспертов-аудиторов систем качества, государственных инспекторов по качеству и т.д.).
В состав процедур по обеспечению качества входят внутренние проверки системы качества и другие предупреждающие действия, предусмотренные стандартами ИСО серии 9000 или разработанные по инициативе самой организации исходя из специфики продукции и производственных процессов.
Улучшение качества – часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству. Требования могут относиться к аспекту результативности, эффективности или прослеживаемости.
Данная подсистема включает в себя все мероприятия, осуществляемые в организации в целях повышения эффективности и результативности деятельности и процессов для получения прибыли организации и выгоды потребителей.
Задание
Нарисовать организационную структуру организации (не менее трех уровней) с указанием ответственных должностных лиц.
Структуру отобразить графически с использованием информационных технологий (напр., пакета VIZIO).
Задание №4