Стадия 2. Рост через директивное руководство

Стадия 3. Рост через делегирование.

Стадия 4. Рост через координацию.

Стадия 5. Рост через сотрудничество.

Стадия 2. Рост через директивное руководство - student2.ru

Рис 1. Стадии роста организации (по Л. Грейнеру)

Развивая идеи Л. Грейнера, Ицхак Адизес предположил, что динамика организационного развития, подобно функционированию большинства физических, биологических и социальных систем, носит циклический характер. Эту идею он заложил в основу теории жизненных циклов организации. Согласно модели И. Адизеса, в процессе жизнедеятельности организации можно выделить десять закономерных последовательных этапов:

1. Выхаживание.

Младенчество.

Детство («давай-давай»).

Юность.

Расцвет.

Стабилизация.

Аристократизм.

8. Ранняя бюрократизация.

Поздняя бюрократизация.

Смерть.

Стадия 2. Рост через директивное руководство - student2.ru

Рис. 2. Жизненный цикл организации (по И. Адизесу)

В процессе роста любая компания сталкивается с определенными трудностями и проблемами. На каждом этапе развития организации их можно условно разделить на две большие категории. К первой относятся так называемые болезни роста, т.е. проблемы, которые обусловлены незрелостью компании и которых, подобно детским инфекционным болезням, очень трудно избежать. В то же время болезни роста могут быть преодолены силами самой организации. Вторая категория проблем называется организационными патологиями. Формально к ним могут относиться и трудности, которые на определенных этапах развития компании рассматриваются как болезни роста. Суть различия между двумя категориями проблем состоит в том, что непреодоленные болезни роста превращаются в патологии, излечиться от которых самостоятельно организация уже не в состоянии.

Согласно системного подхода, организация – это открытая социотехническая система, включающая в себя как технические (механистические), так и социальные подсистемы, и функционирующая в контектсте своего окружения[1]. Подсистемами называются крупные составляющие сложных организаций, выполняющие определенную функцию. Интересную системную модель организации разработал профессор Дарденской школы бизнеса профессор Джеймс Клоусон. Исследователь выделяет шесть основных подсистем, необходимых для выживания и развития открытой системы:

· подсистема управления;

· подсистема адаптации;

· подсистема контроля поступлений;

· подсистема производства;

· подсистема контроля оттоков;

· подсистема поддержки.

Альтернативную модель шести подсистем (1999) предлагают консультанты по организационным изменениям Синди Адамс и Билл Адамс. Они выделяют следующие подсистемы:

· система коммуникаций – обеспечивает организацию открытым свободным обменом информацией;

· система лидерства (стратегического управления) – создает и поддерживает условия процветания организации;

· система норм – позволяет организации оценивать собственные достижения;

· система производства – регулирует средства и методы производства товаров и услуг, востребованных потребителями;

· система ответственности – формирует такую среду, в которой люди чувствуют себя ответственными за эффективность деятельности организации;

· система производительности труда – отбирает, поддерживает и развивает сотрудников, соответствующих целям организации.

Одной из наиболее популярных в 80-е гг. системных концепций менеджмента является теория «7S», разработанная двумя парами исследователей, работавших с консультационной фирмой «МакКинзи». Первая пара – Т. Питерс и Р. Уотермен, обобщившие опыт ведущих компаний США и опубликовавшие книгу «В поисках эффективного управления» (1982), вторая пара – Р. Паскаль и Э. Атос, авторы не менее известного бестселлера «Искусство японского управления: пособие для американских управляющих».

Ключевыми составляющими данной концепции являются следующие:

· стратегия (strartegy);

· структура (structure);

· системы (systems);

· штат (stuff);

· стиль (style);

· квалификация (skill);

· разделяем ценности (separate values).

Любая организация находится и функционирует в среде. В менеджменте под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их управление либо на приспособление к ним.

В структуре среды организации различают факторы внутренней и внешней среды. Такое деление факторов в менеджменте общепризнанно.

В качестве внешней среды для организации принято рассматривать ее окружение, которое оказывает на нее определенное воздействие и является теми системными и несистемными факторами, которыми менеджеры организации не могут управлять, т.е. которые находятся вне пределов возможности управления ими.

К внешней среде принято относить политические, правовые, экономические, научно-технические и технологические, природно-климатические, коммуникационные и другие системы, подсистемы и специфические факторы, способные оказать на организацию как благоприятное, так и неблагоприятное воздействие при ее создании, развитии, функциональной деятельности и в случаях ухудшения результативности на протяжении всего срока существования данной организации.

Неуправляемость внешней средой для менеджеров организации, ее сложность и большое число разнородных параметров, способных оказать на организацию как благоприятное, так и не благоприятное воздействие, различные тенденции в изменении внешней среды во времени, требуют к ним постоянного внимания.

Чаще всего, всю систему факторов внешней среды принято делить на две основные группы:

· среда прямого воздействия;

· среда косвенного воздействия.

Факторами прямого воздействия являются: поставщики, потребители, конкуренты, законодательство и органы государственного и муниципального управления.

К основным факторам среды косвенного воздействия относят: технологию (уровень технологии с учётом достижений научно-технического прогресса), состояние экономики, социокультурные и политические факторы.

Внутренняя среда организации – та часть общей среды, которая находится в ее пределах. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация.

Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять.

Слабые стороны – это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.

Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Однако внутренние переменные не всегда полностью контролируются руководством.

Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, задачи, технология, структура и люди.

Наши рекомендации