Теоретические основы менеджмента
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время теория и практика менеджмента приобретают особое значение. С переходом экономики Республики Беларусь к рыночным отношениям стала более ощутимой необходимость менеджмента во всех видах организованной человеческой деятельности и во всех организациях.
Изучение дисциплины «Основы менеджмента» опирается на знания, полученные учащимися при изучении дисциплин «Экономика организации», «Психология и этика делового общения», «Основы маркетинга», «Основы предпринимательства», «Основы экономической теории».
Цель изучения дисциплины – формирование необходимых базовых знаний, умений и навыков управленческой деятельности на основе теоретического, обобщения отечественного и зарубежного опыта, принятия управленческих решений, осуществления процесса управления.
Основная задача дисциплины – дать учащимся систематизированные знания о сущности принципов, методов и функций менеджмента, содержании и особенностях работы менеджера.
В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать на
уровне представления:
нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие хозяйственную и предпринимательскую деятельность;
значение менеджмента в экономике;
порядок взаимодействия структурных подразделений организации;
процесс управления персоналом в подразделениях организации;
методы управления коллективом;
знать на уровне понимания:
методы планирования экономических и социальных процессов в экономике страны, регионов, субъектов хозяйствования;
методы оценки персонала;
методы управления коллективом;
инструменты принятия управленческих решений;
уметь:
принимать управленческие решения;
использовать информационные технологии для решения задач управления организацией (предприятием) и структурными подразделениями;
применять методы контроля, включая антикризисные элементы опережающего контроля.
С целью закрепления теоретических знаний и практических умений и навыков программой предусмотрено проведение практических занятий.
По решению цикловой комиссии в методический план могут вноситься изменения в содержание и последовательность изложения изучаемого материала, в распределение часов по разделам и темам в пределах бюджета времени на предмет.
Методические указания по изучению дисциплины
«Основы менеджмента »
и выполнению домашней контрольной работы.
Общее количество часов на дисциплину «Основы менеджмента» составляет 40.
Учебным планом, для учащихся-заочников, отводится всего 10 часов, из них на обзорно-лекционные занятия – 6 часов, практические – 4 часа.
Оставшиеся часы предполагают самостоятельное изучение дисциплины.
Рекомендуется следующий порядок самостоятельной работы над учебным материалом изучаемой дисциплины:
· Ознакомление по программе с содержанием каждой темы;
· Изучение и конспектирование основных терминов, понятий по каждой теме, опираясь на ключевые вопросы программы.
Результат самостоятельного изучения дисциплины демонстрируется путем выполнения домашней контрольной работы.
Домашняя контрольная работа состоит из 3-х теоретических вопросов.
Вариант контрольной работы и задания к нему соответствуют двум последним цифрам шифра учащегося (№ зачетной книжки).
Домашняя контрольная работа выполняется на листах формата А-4 и оформляется в папку.
Домашняя контрольная работа включает в себя:
- титульный лист (приложение 1),
- содержание,
- ответы на вопросы,
- список используемой литературы.
Контрольная работа считается зачтенной, если выполнены все необходимые требования: своевременность сдачи на проверку (за две недели до начала сессии), полнота освещения вопросов в соответствии с заданием, правильность оформления, соответствие варианта выполненной работы.
В случае, если вопросы требуют доработки, работа возвращается учащемуся до начала сессии, а затем повторно предоставляется на проверку. В этом случае, работа дважды регистрируется в журнале учета контрольных работ на заочном отделении.
Если контрольная работа не сдана, либо не зачтена или недоработана, учащийся не допускается к сдаче экзамена.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем | Количество часов | ||||
Для дневной формы | Для заочной формы | ||||
Всего | В том числе на лаб.- практ. | Всего | В том числе на лаборат. практичза-нятия | Время на самост. работу учащихся (часов) | |
2 | |||||
Введение | |||||
Раздел 1 Теоретические основы менеджмента. | |||||
1.1 Развитие теории и практики менеджмента | 4 | 4 | |||
1.1.1 Менеджмент, его историческое развитие. Задачи менеджмента. | |||||
1.1.2 Школы управлении и подходы в менеджменте. | 2 | ||||
1.2 Функции и принципы менеджмента. Цели организации и управленческие стратегии. | 2 | ||||
1.3 Организационные структуры управления организацией. | 6 | 6 | |||
1.3.1 Организационные структуры управления. Принципы построения организационных структур. | 1 | ||||
1.3.2 Организационные структуры управления. Иерархические и адаптивные организационные структуры. | 2 | ||||
1.3.2.1 Практическая работа №1 «Определение роли и статуса формальных и неформальных организаций в управленческом процессе» | 1 |
1.4. Методы управления организацией | 2 | ||||
Раздел 2 Внутриорганизационные процессы. | |||||
2.1 Власть и руководство. Мотивация работников. | 2 | ||||
2.1.1 Практическая работа №2 «Определение стилей руководства с использованием управленческой решетки» | 1 | ||||
2.2 Управление конфликтами. | 4 | 4 | |||
2.2.1 Классификация конфликтов. Источники возникновения конфликтов. | 1 | ||||
2.2.2 Способы разрешения конфликтных ситуаций. | 2 | ||||
2.3 Теория и практика принятия управленческих решений | 6 | 6 | |||
2.3.1 Теория и практика принятия управленческого решения. Классификация управленческих решений | 1 | ||||
2.3.2 Способы принятия управленческих решений. | 2 | ||||
2.3.2.1 Практическая работа №3 «Разработка управленческого решения по предлагаемой модели» | 1 | ||||
Раздел 3 Основы управления персоналом | |||||
3.1 Управление персоналом | 6 | 6 | |||
3.1.1 Цели и задачи по управлению персоналом | 1 | ||||
3.1.2 Технология управления персоналом | 2 | ||||
3.1.2.1 Практическая работа №4 «Изучение методов оценки персонала» | 1 | ||||
3.2 Организация управленческого труда (для д.ф.о. - ОКР№1) | 2 | ||||
3.3 Эффективность менеджмента. | 2 | ||||
Итого |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение
Сущность и специфика рыночной экономики. Переход РБ к рыночным отношениям. Концепция перестройки управления в связи с вхождением в рынок.
Роль государства в новых условиях хозяйствования.
[1, стр.3-7], [2, стр.3-5].
РАЗДЕЛ 1
Теоретические основы менеджмента.
Тема 1.1. Развитие теории и практики менеджмента.
1.1.1 Менеджмент и его историческое развитие.
Основные этапы развития менеджмента. Управленческие идеи древности. Развитие менеджмента – как науки.
[1, стр.87-93], [3, стр.3-6].
1.1.2 Школы управления, подходы к менеджменту.
Эволюция управленческой мысли. Школа научного управления
Тэйлора. Административная школа Файоля. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Школа количественных методов.
Системный и ситуационный и процессный подходы.
[1, стр.10-16], [3, стр.6-10].
Тема 1.2 .Функции и принципы менеджмента. Уровни управления.
Цели организации и управленческие стратегии
Понятие функций управления, «планирование», «организация работ», «работа с кадрами», «контроль и координация».
Принципы менеджмента: характеристика, место в системе основных понятий менеджмента.
[1, стр.65-67], [2, стр.38-44].
Тема 1.3. Организационные структуры управления организацией.
1.3.1 Организационные структуры управления организацией.
Принципы построения организационных структур.
Системы управления. Субъекты и объекты управления, их взаимосвязь. Классификация организационных структур управления. Преимущества и недостатки.
[1, стр.45-65], [3, стр.31-42].
1.3.2 Организационные структуры управления организацией.