Теоретические основы менеджмента

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время теория и практика менеджмента приобретают особое значение. С переходом экономики Республики Беларусь к рыночным отношениям стала более ощутимой необходимость менеджмента во всех видах организованной человеческой деятельности и во всех организациях.

Изучение дисциплины «Основы менеджмента» опирается на знания, полученные учащимися при изучении дисциплин «Экономика организации», «Психология и этика делового общения», «Основы маркетинга», «Основы предпринимательства», «Основы экономической теории».

Цель изучения дисциплины – формирование необходимых базовых знаний, умений и навыков управленческой деятельности на основе теоретического, обобщения отечественного и зарубежного опыта, принятия управленческих решений, осуществления процесса управления.

Основная задача дисциплины – дать учащимся систематизированные знания о сущности принципов, методов и функций менеджмента, содержании и особенностях работы менеджера.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать на

уровне представления:

нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие хозяйственную и предпринимательскую деятельность;

значение менеджмента в экономике;

порядок взаимодействия структурных подразделений организации;

процесс управления персоналом в подразделениях организации;

методы управления коллективом;

знать на уровне понимания:

методы планирования экономических и социальных процессов в экономике страны, регионов, субъектов хозяйствования;

методы оценки персонала;

методы управления коллективом;

инструменты принятия управленческих решений;

уметь:

принимать управленческие решения;

использовать информационные технологии для решения задач управления организацией (предприятием) и структурными подразделениями;

применять методы контроля, включая антикризисные элементы опережающего контроля.

С целью закрепления теоретических знаний и практических умений и навыков программой предусмотрено проведение практических занятий.

По решению цикловой комиссии в методический план могут вноситься изменения в содержание и последовательность изложения изучаемого материала, в распределение часов по разделам и темам в пределах бюджета времени на предмет.

Методические указания по изучению дисциплины

«Основы менеджмента »

и выполнению домашней контрольной работы.

Общее количество часов на дисциплину «Основы менеджмента» составляет 40.

Учебным планом, для учащихся-заочников, отводится всего 10 часов, из них на обзорно-лекционные занятия – 6 часов, практические – 4 часа.

Оставшиеся часы предполагают самостоятельное изучение дисциплины.

Рекомендуется следующий порядок самостоятельной работы над учебным материалом изучаемой дисциплины:

· Ознакомление по программе с содержанием каждой темы;

· Изучение и конспектирование основных терминов, понятий по каждой теме, опираясь на ключевые вопросы программы.

Результат самостоятельного изучения дисциплины демонстрируется путем выполнения домашней контрольной работы.

Домашняя контрольная работа состоит из 3-х теоретических вопросов.

Вариант контрольной работы и задания к нему соответствуют двум последним цифрам шифра учащегося (№ зачетной книжки).

Домашняя контрольная работа выполняется на листах формата А-4 и оформляется в папку.

Домашняя контрольная работа включает в себя:

- титульный лист (приложение 1),

- содержание,

- ответы на вопросы,

- список используемой литературы.

Контрольная работа считается зачтенной, если выполнены все необходимые требования: своевременность сдачи на проверку (за две недели до начала сессии), полнота освещения вопросов в соответствии с заданием, правильность оформления, соответствие варианта выполненной работы.

В случае, если вопросы требуют доработки, работа возвращается учащемуся до начала сессии, а затем повторно предоставляется на проверку. В этом случае, работа дважды регистрируется в журнале учета контрольных работ на заочном отделении.

Если контрольная работа не сдана, либо не зачтена или недоработана, учащийся не допускается к сдаче экзамена.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем Количество часов
Для дневной формы Для заочной формы
Всего В том числе на лаб.- практ. Всего В том числе на лаборат. практичза-нятия Время на самост. работу учащихся (часов)
2
Введение      
Раздел 1 Теоретические основы менеджмента.
1.1 Развитие теории и практики менеджмента 4       4
1.1.1 Менеджмент, его историческое развитие. Задачи менеджмента.    
1.1.2 Школы управлении и подходы в менеджменте.       2
1.2 Функции и принципы менеджмента. Цели организации и управленческие стратегии.       2
1.3 Организационные структуры управления организацией. 6       6
1.3.1 Организационные структуры управления. Принципы построения организационных структур.     1
1.3.2 Организационные структуры управления. Иерархические и адаптивные организационные структуры.       2
1.3.2.1 Практическая работа №1 «Определение роли и статуса формальных и неформальных организаций в управленческом процессе»     1
1.4. Методы управления организацией       2
Раздел 2 Внутриорганизационные процессы.
2.1 Власть и руководство. Мотивация работников.       2
2.1.1 Практическая работа №2 «Определение стилей руководства с использованием управленческой решетки»     1
2.2 Управление конфликтами. 4       4
2.2.1 Классификация конфликтов. Источники возникновения конфликтов.     1
2.2.2 Способы разрешения конфликтных ситуаций.       2
2.3 Теория и практика принятия управленческих решений 6       6
2.3.1 Теория и практика принятия управленческого решения. Классификация управленческих решений     1
2.3.2 Способы принятия управленческих решений.       2
2.3.2.1 Практическая работа №3 «Разработка управленческого решения по предлагаемой модели»     1
Раздел 3 Основы управления персоналом
3.1 Управление персоналом 6       6
3.1.1 Цели и задачи по управлению персоналом     1
3.1.2 Технология управления персоналом       2
3.1.2.1 Практическая работа №4 «Изучение методов оценки персонала»     1
3.2 Организация управленческого труда (для д.ф.о. - ОКР№1)       2
3.3 Эффективность менеджмента.       2
Итого

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение

Сущность и специфика рыночной экономики. Переход РБ к рыночным отношениям. Концепция перестройки управления в связи с вхождением в рынок.

Роль государства в новых условиях хозяйствования.

[1, стр.3-7], [2, стр.3-5].

РАЗДЕЛ 1

Теоретические основы менеджмента.

Тема 1.1. Развитие теории и практики менеджмента.

1.1.1 Менеджмент и его историческое развитие.

Основные этапы развития менеджмента. Управленческие идеи древности. Развитие менеджмента – как науки.

[1, стр.87-93], [3, стр.3-6].

1.1.2 Школы управления, подходы к менеджменту.

Эволюция управленческой мысли. Школа научного управления

Тэйлора. Административная школа Файоля. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Школа количественных методов.

Системный и ситуационный и процессный подходы.

[1, стр.10-16], [3, стр.6-10].

Тема 1.2 .Функции и принципы менеджмента. Уровни управления.

Цели организации и управленческие стратегии

Понятие функций управления, «планирование», «организация работ», «работа с кадрами», «контроль и координация».

Принципы менеджмента: характеристика, место в системе основных понятий менеджмента.

[1, стр.65-67], [2, стр.38-44].

Тема 1.3. Организационные структуры управления организацией.

1.3.1 Организационные структуры управления организацией.

Принципы построения организационных структур.

Системы управления. Субъекты и объекты управления, их взаимосвязь. Классификация организационных структур управления. Преимущества и недостатки.

[1, стр.45-65], [3, стр.31-42].

1.3.2 Организационные структуры управления организацией.

Наши рекомендации