III. Рекомендации по выполнению заданий

И подготовке к практическому занятию

При изучении данного материала необходимо внимательно проработать текст лекции, обратив внимание на то, что стратегическое планирование – процесс, помогающий в принятии управленческих решений, и каждый из элементов процесса несет в себе большое значение для всей организации. Это и уточнение целей и миссии организации, анализ и оценка внешней среды, управленческое обследование сильных и слабых сторон организации, изучение стратегических альтернатив, выбор и реализация стратегии, оценка стратегии.

С целью упрощения в обследовании сильных и слабых сторон организации рекомендуется включить пять функций – маркетинг, финансы, операции (производство), человеческие ресурсы и культуру организации. Приведя внутренние силы и слабости в соответствие внешним угрозам и возможностям, руководство приступает к выбору соответствующей стратегической альтернативы. Стратегические альтернативы – ограниченный рост, рост, сокращение, сочетание.

Выбор стратегии на основе матрицы Бостонской консультативной группы. Эта модель призвана помочь при формировании вариантов и выборе управленческих решений.

Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда оно реализуется. Чтобы достичь реализации целей руководство должно разрабатывать дополнительные планы и конкретные указания по обеспечению целей, наладить процесс реализации стратегического плана. Основными компонентами формального планирования будут тактика, политика, процедуры и правила. Необходимо особое внимание уделить методам согласования планирования и процесса контроля.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарика, 2005.

2.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2005.

Дополнительная литература

1.Друкер П.Ф. Практика менеджмента. – М.: ВИЛЬЯМС, 2003.

2.Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. – СПб.: Питер, 2003.

3.Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: искусство разработки и реализации стратегии. – М.: Банки и биржи, 1998.

Тема 9. Организационное взаимодействие и полномочия

I. Задания для самостоятельной работы

1.Проработать текст лекции.

2.Уяснить сущность и содержание организации как функции менеджмента.

3.Раскрыть и записать значение основных терминов: организация, делегирование, ответственность, полномочия (линейные, аппаратные), власть, норма управляемости, цепь команд.

4.Подготовить доклад по теме «Традиционный и современный взгляд на норму управляемости».

II. План семинарского занятия

Семинар по теме 9 «Организационное взаимодействие и полномочия»

1.Полномочия и их виды.

2.Организация распределения полномочий.

3.Препятствия к эффективному делегированию.

III. Рекомендации по выполнению заданий

И подготовке к семинарскому занятию

При подготовке к семинарскому занятию необходимо четко понимать, что делегирование полномочий является основным процессом, посредством которого руководители устанавливают формальные взаимоотношения людей в организации. При помощи делегирования и задач руководители подбирают людей для работы и принимают решение, кто из них будет работать, вступая в отношения «начальник-подчиненный».

При подготовке к докладу по теме «Традиционный и современный взгляд на норму управляемости» особое внимание необходимо уделить современным тенденциям в данном вопросе – факторам, влияющим на норму управляемости. К таким факторам относятся навыки и способности менеджера и его подчиненных, а также характеристики выполняемой ими работы. Также рассмотреть тенденцию к увеличению нормы управляемости с экономической точки зрения.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарика, 2005.

2.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2005.

Дополнительная литература

1.Друкер П.Ф. Практика менеджмента. – М.: ВИЛЬЯМС, 2003.

2.Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации. – СПб.: Питер, 2003.

3.Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. – М.: Экономика, 1984.

Тема 10. Проектирование организации

I. Задания для самостоятельной работы

1.Рассмотреть альтернативные подходы к формированию структуры организации.

2.Рассмотреть основные типы организационных структур.

3.Сравнить централизацию и децентрализацию, отметить преимущества и недостатки.

4.Описать характеристики обучающейся организации.

5.Уяснить различия между механистической и органической схемой организации.

6.Рассмотреть основные характеристики современных организационных структур.

7.Решить задачу (к семинарскому занятию №2). Постройте схемы – функциональную, продуктовую, региональную, дивизиональную по потребителям, для:

а) мебельной фабрики;

б) туристической фирмы;

в) рекламного агентства;

г) фармацевтической фирмы;

д) предприятий массового питания быстрого обслуживания.

II. План практического занятия

Практическое занятие 1 по теме 10«Проектирование организации»

1.Факторы, влияющие на выбор организационной структуры.

2.Традиционные организационные структуры.

Практическое занятие 2 по теме 10«Проектирование организации»

1.Адаптивные структуры.

2.Централизованные и децентрализованные организации.

Наши рекомендации